Олег МОРОЗ, г. Москва
Полезные знакомства
Меня зовут Олег, автомобиль зовут ВАЗ-2112, место жительства называется Москва. По профессии я занимаюсь международными перевозками.
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Clarion DXZ938R, DCZ628
- Усилители: DLS CA-450, SPL Z2X-820
- Акустика: Focal 165 K2P, DLS RC1
- Сабвуфер: Focal 27H
А в личном зачёте люблю путешествия: дальние и не на самолёте, а по дорогам, люблю экстремальные виды спорта и хороший звук. Из музыкальных жанров отдаю предпочтение джазу. То есть пока всё идёт нормально. Но с приобретением первого автомобиля появилось увлечение автозвуком. Из простого хобби, вроде кайт-бординга (знаете, что такое кайт-бординг? Потом расскажу, если останется время), это увлечение переросло в пристрастие. Как предупреждают новичков опытные любители автозвука – болезнь. И немалую роль в этом сыграли новые знакомства. Полезные, но небезопасные с точки зрения развития заболевания…
Когда пришёл час задуматься о приобретении новой машины, звук для неё стал планировать сразу, ещё до факта покупки, определённый опыт уже имелся с предыдущей машиной. Но там всё было гораздо проще: магнитола с СD-чейнджером и коаксиальной акустикой, которую впоследствии «располовинил», освобождённые твитеры переставил на стойки лобового стекла, а «блины» сзади использовал в качестве сабвуфера, обрезав частотку «с головы».
Потом познакомился с журналом «А3» (тогда ещё «прописью», «АвтоЗвук»), знакомство стало близким и постоянным. Вооружившись подшивкой номеров, я начал просматривать тесты усилителей. Выбор довольно быстро был сделан в пользу DLS CA-450. По результатам тестов и возможностям регулировок он меня устраивал целиком и полностью. С акустикой было немного сложнее, в итоге выбор пал на DLS R6A, в то время эта акустика шла с твитером Т20. Всё было готово для встречи новенькой ВАЗ-2112, которая сразу, после первых часов знакомства, пошла в работу.
Первая инсталляция была основана на магнитоле Clarion модели 7220 с чейнджером и только что перечисленных вновь приобретённых компонентах. Все было банально и просто. Подиумы под мидбасы находились в дверях, а твитеры на стойках лобового стекла, усилитель занял место на спинке заднего сидения. Твитеры были направлены на отражение от ветрового стекла. После прослушивания нескольких треков мысль о сабе пришла сама собой, так как мидбас не отвечал требованиям, предъявляемым к звучанию системы, тем более — с учётом музыкальных пристрастий.
Вернулся к теперь уже давнему знакомому по имени «А3». На его страницах и нашёл нужный совет: Focal 27H серии Polyflex. С построением ящика возникли определенные сложности, ожидаемый объём был довольно большим, чего нельзя сказать о свободном пространстве в багажнике 2112, которую планировалось использовать не только для передвижения по городу, но и для дальних поездок.
Стал искать новые знакомства путём визитов в установочные студии, но цена вопроса изготовления ящика-«стелса» в индивидуальном порядке совершенно не порадовала. Единственное приемлемое решение предлагала студия «Звук-Мастер», которая делала ящики-«стелсы» для ВАЗ-2112 «полупоточным» методом. Знакомство с руководителем «Звук-Мастера» Дмитрием Скорняковым оказалось не просто полезным, оно сыграло решающую роль во всех последующих событиях.
Динамик нестандартных фокаловских размеров в готовый ящик встал как влитой, оставалось убедиться, что внутренний объём у «серийного» образца такой, какой мне нужен. Повезло (или так было задумано?): расчетный объём закрытого оформления совпал с внутренним объемом готовой продукции звуковой студии, 30 л, обеспечивающие ровную АЧХ. Эти расчеты подтверждались и в рекомендациях знакомого по имени «АЗ». После подключения сабвуфера и настройки системы звук преобразился, появился столь недостающий объём, а с прогревом саба все больше и больше нравилась его музыкальность.
После очередного посещения студии я попросил Дмитрия прослушать мою машину, и оценка, данная новым знакомым, очень огорчила. Сцена, по оценке профессионала, не то что выстраивалась не очень четко, а, как Дмитрий сказал со всей прямотой, вообще почти отсутствовала. Болезнь уже брала своё, решил идти дальше.
Решающим шагом стала замена головного устройства, принципам решил не изменять и приобрел Clarion DXZ938R. Это совершенно другой уровень техники, с богатейшими возможностями. Началась очередная отстройка системы, результат превзошел все мои ожидания, но, видимо, ожидания на тот момент были довольно скромными. Чувство глубокого удовлетворения оказалось недолговечным, после посещения соревнований по автозвуку под руководством EMMA, на которых мне удалось послушать машины участников, я понял, как моя система далека от тех, которые мне пришлось услышать. Очень мне понравились машины с поканальным усилением, где и тембральный баланс, и микродинамика были на недоступной пока для меня высоте.
Начались бессонные ночи с мыслями о доводке системы (болезнь, как и было сказано). Наблюдая, как строятся системы в других автомобилях в студии Дмитрия, решил и сам строить свою по всем канонам и правилам. Разобрав весь автомобиль до металла, начал с полной шумоизоляции и перекладки всех кабелей. Закупив несколько пачек STP М-2, принялся за оклейку салона, багажника и крыши. Передним дверям уделялось особое внимание, заклеен был каждый сантиметр металла и вся обшивка.
Следующим этапом стала проводка. Силовой кабель Phoenix Gold сечением 2 GA занимает свое место вдоль левого борта и приходит на дистрибьютор, защитой цепи служит автомат DAXX на 100 А. Межблочники Audison Cable разместились вдоль центрального тоннеля, а акустические провода, соответственно, вдоль правого борта. На мидбас пошли Soundtech, а на твитеры — Tchernov Audio, на мой взгляд, с черновским кабелем твитер играет мягче.
Покончив с подготовительными работами, приступил к изготовлению новых подиумов в двери, старые мне уже стали казаться грубыми и неэстетичными. Несколько вечеров провел за эскизами, выбирая форму и дизайн, которые дополняли бы салон автомобиля. Изготовление подиумов проводилось давно проверенным способом: фанера, монтажная пена, эпоксидная смола, шпатлевка BODY. Вся конструкция затянута винилом, а карман изнутри — карпетом. Подиумы через проставочные кольца жестко скреплены с металлом двери. С багажником сложилось несколько проще. Конфигурация напрашивалась сама собой, ящик, с которого началось знакомство со Скорняковым, остается жить в правой нише заднего крыла, а усилители компонуются вдоль задних арок (к этому времени успел приобрести сабовый усилитель SPL Z2X-820).
Особенность фронтальной акустики в нынешней версии системы — несимметричная ориентация пищалок: обе смотрят на водителя
Вся конструкция должна была жестко крепиться, а делать отверстия в кузове автомобиля желания не возникало, поэтому я вырезал из 20-миллиметровой фанеры основание и прикрепил его к полу, используя непонятно для чего сделанные в 12-й резьбовые гнёзда в полу. Боковины, на которые были навешены усилители, CD-чейнджер, буферный конденсатор и дистрибьютор, изготовлены из 15-миллиметровой фанеры и рояльными петлями прикручены к новому полу. Всю конструкцию затянул карпетом.
Дальше началось самое сложное и, мне кажется, самое интересное — отслушивание и настройка системы, поиск оптимального угла направленности твитеров. Наилучшим на том этапе оказался вариант с направлением на середину стекла передних дверей. По частоте саб обрезал на 80 Гц, мидбас от 80 Гц и твитер от 3500Гц. Звук меня порадовал, но твитеры отказывались строить сцену так, как мне было нужно, и я стал искать им замену. На мое счастье, один знакомый (очень полезный, как потом выяснилось) продавал DLS RC1, аналог Morel MT-3. Послушав их, я пришел в восторг. Сцена выстроилась, всё встало на место, а для джаза, на мой взгляд, это одни из лучших пищалок.
Свежей радостью и новыми достижениями решил, естественно, поделиться с Дмитрием. Послушав машину, он предложил попробовать свои силы в соревнованиях EMMA, что само по себе означает положительную оценку сделанного. Первый заезд оказался очень удачным. В прошлом году в Ярославле я занял первое место в классе «Новичок-2000». Судил машину Александр Лысенко, и даже краткое знакомство с мэтром автозвука оказалось крайне полезным. Он сделал замечание в отношении сыгранности мидбаса (не хватало атаки, объем двери для этих головок оказался чрезмерным), и это определило направление дальнейших работ.
Основа системы — фанерный фальшпол с заранее сделанными кабель-каналами
Вернувшись к уже старым знакомым, «А3» и Дмитрию, и проконсультировавшись с обоими, свой выбор решил остановить на акустике Focal K2Power того же калибра 165 мм, что и DLS. С установкой новых мидбасов звучание изменилось радикально. Мидбас реально играет от 50 Гц с очень чёткой атакой, так нужной для джаза.
Обновлённое звучание на мидбасах потребовало, на мой взгляд, более мощного суббасового подпора. Из закрытого типа акустического оформления сабвуфера решил сделать фазоинвертор, не выходя за пределы имеющегося корпуса. После прикидок ЗЯ трансформировался в ФИ с настройкой на 35 Гц, для чего в стенке, обращённой в багажник, было сделано отверстие, где разместился гибкий тоннель DLS.
Но самая радикальная, пусть и не сразу заметная, переделка коснулась ориентации твитеров. Я рассудил так: в системе с цифровой временной коррекцией настройка всё равно идёт, главным образом, на место водителя, система по определению несимметрична. Но твитеры традиционно ставят с соблюдением симметрии. А почему? Я ориентировал оба ВЧ-излучателя на водителя. Новые очертания подиумов оказались довольно сложными, затянуть их винилом было затруднительно, решил испытать технологию флокирования, получилось очень неплохо. Проведя очередные настройки и небольшие доработки системы, я в очередной раз получил то, к чему стремился. Намного улучшились высота и ширина сцены. Звучание стало чистым, детальным, с хорошим тембральным балансом, а сабвуфер порадовал глубиной баса. Оценку обновлённой системы я получил от судей на открытии сезона EMMA в «Крокус-Экспо». В своем классе «Новичок-2000» занял третье место. Призовое и почётное, но на этом я остановлюсь ненадолго. Есть новые идеи, да и общение с новыми знакомыми на площадке соревнований оказалось, как всегда, очень полезным…
Заново изготовленный левый подиум под чейнджер, буферную ёмкость, фронтальный усилитель и дистрибьютор питания
Подиум сабвуферного усилителя справа продолжает «исторический» корпус сабвуфера
После окончательной примерки узлы пошли в оклейку карпетом и на установку начинки
Готовый левый подиум: чтобы вольтметр дистибьютора не работал постоянно, он включён через концевик крышки багажника
При апгрейде системы сабвуфер стал фазоинвертором с гибким тоннелем
Последним штрихом оформления багажника стали защитные рейлинги усилителей (нашёл в Киеве во время одного из путешествий)
Наград пока не полный багажник, но за каждую могу отчитаться