Если не ошибаюсь, кто-то из наших авторов вводил понятие «итальянская компоновка» применительно к усилителям. Похоже, что существует итальянская школа и в конструировании динамических головок. По крайней мере, изящные обводы корпусов басовой и среднечастотной головок Audiotop вкупе с аккуратным центральным телом из пассивированного алюминия типичны для итальянских разработок. Материалом диффузора басовой головки послужил анизотропный (и относительно мягкий) полипропилен. Ширина подвеса 9 мм. Корпус динамика заглушён средне. Размеры магнита, как будет видно позже, достаточно типичны для участников сегодняшнего теста: 90 х 17 мм. На внешнем ободе корпуса присутствует высокое и жёсткое уплотнительное кольцо, но рамка решётки всё равно устанавливается снизу. Шайба магнитной системы без осевого отверстия. Провода от клеммных контактов к звуковой катушке идут по первому способу, только в диффузор они прошиты двукратно. В диффузоре среднечастотника использован более жёсткий полипропилен. Подвес по ширине точно такой же, как у басовой головки. Корзина глухая, как и у большинства головок этого типоразмера, крепёжные проушины снабжены перфорациями, что позволяет при необходимости удалить лишние. На корпусе также присутствует высокое уплотнительное кольцо, и рамка решётки тоже монтируется под корпус. Магнит для среднечастотника весьма серьёзный, его габариты 86 х 11 мм. Подводящие провода проложены точно так же, как и в басовой головке.
Диаметр мягкой мембраны пищалки 27 мм, её внутренний корпус содержит небольшой рупор для согласования излучателя со средой. В состав монтажных принадлежностей входит подставки для установки пищалок на поверхность под углом 25 градусов к ней. В кроссовере три катушки (одна из них с железным сердечником) и три конденсатора (два плёночных, один оксидный). Плёночные конденсаторы включены параллельно, поэтому формула кроссовера будет такая: I + (I + I) + II. Первый из джамперов позволяет выбрать высокий или низкий уровень пищалки, второй обеспечивает такую же возможность для среднечастотника.
С выбором оптимального положения аттенюатора пищалки проблем не было — его сразу же установили в нижнее. Сложнее оказалась ситуация со среднечастотным звеном. В нижнем положении аттенюатора женский вокал становится несколько бестелесным, и на этом фоне ощутимо выделены свистящие звуки. В верхнем положении вокал делается открытым и по-домашнему близким, но в партии рояля начинают слишком настойчиво проявляться призвуки корпуса. Какой из вариантов выбрать — дело вкуса, можно как вариант «поджать» среднечастотник, одновременно слегка развернув твитеры от оси. Независимо от положения аттенюатора звучание верхов остаётся несколько металлическим и не до конца музыкальным. Скрипки трактуются упрощённо, они как бы растворены в пространстве и выделяются избыточной яркостью. Рояль, как сказано, либо скучноват, либо избыточно напорист. Атака баса несколько сглажена, но рельеф его естествен и хорошо проработан.
Бесплатный совет: За счёт выбора ориентации СЧ и ВЧ-головок вы сможете управлять тембром звучания системы.
- Максимальная мощность (по данным изготовителя), Вт 160
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 70 — 18000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 88
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,593
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,47
Расчёты дали для басовой головки значение силового фактора, равное 4,5 Тл м — при таких размерах магнита это нормально и очень близко к среднему показателю по группе. При этом масса подвижной системы (11,7 Тл м) несколько ниже средней, и, как результат, чувствительность басовой головки и системы в целом оказалась вполне достойной. (Отдачу остальных компонентов системы, как правило, подгоняют под отдачу баса, поэтому мы сегодня обходимся без комментариев по поводу силового фактора и массы «подвижки» СЧ-головок. Впрочем, у всех «четвёрок» силовой фактор почти одинаковый — от 3,53 до 3,68 Тл м, а масса 5 г ±0,8 г.) Нелинейные искажения на средних частотах ниже, чем у любого другого участника группы, да и на басах искажений, надо сказать, немного.
Параметры Тиля — Смолла | НЧ | СЧ |
Частота резонанса Fs, Гц | 71,9 | 119,5 |
Эквивалентный объём Vas, л | 10,9 | 1,55 |
Полная добротность Qts | 0,756 | 0,702 |
Кривые АЧХ получены при реверсивном включении басового динамика. Из их рассмотрения можно сделать вывод, что СЧ и ВЧ-головки согласованы с басом не идеально, надо было слегка умерить пыл той и другой. Но под углом к оси излучения частотная характеристика сохраняет довольно ровный характер, а значит, за счёт выбора ориентации этих двух головок можно управлять тембром звучания. Излучающая способность пищалки быстро уменьшается выше частоты 14 кГц.
В объёме двери граничная частота басовой головки составит 70 Гц при результирующей добротности 0,866. В салоне уровень -3 дБ будет соответствовать частоте 50 Гц. Объём ЗЯ (при добротности не выше 1,1) должен быть не меньше 9 л, а такие объёмы нам ни к чему, всё равно кроме как в двери их взять негде. Для среднечастотника подойдёт ЗЯ объёмом 0,7 — 1,0 л. В объёме 0,7 л нижняя граница составит 156 Гц, добротность — 1,26, а максимальный эксцесс 2,7 дБ будет достигнут на частоте 250 Гц.
КТО
Audiotop ATM 16/3P
ПОЧЕМ
$337
ЭТО — ПЛЮС
Высокая чувствительность
Очень низкие искажения на средних частотах
Плавная дисперсия излучения СЧ и ВЧ-звена
ЭТО — МИНУС
Ограниченная полоса пищалки
ОДНИМ СЛОВОМ…
Акустика с хорошей отдачей для дверной инсталляции
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 7
Чувствительность 9
Басовый потенциал 8
Звук 7
Итог 39
Трёхполосная акустика до 450 у.е.