Для изготовления диффузора басовой головки использована целлюлоза с волокнами хлопка и без дополнительного покрытия — экологически чистый продукт. (Кстати, никто не задумывался о том, что покрытие бумажных диффузоров снаружи преследует, главным образом, декоративные цели, поскольку защищать динамики, установленные в дверях, надо изнутри, а не снаружи?) 10-миллиметровый подвес в сечении представляет собой как бы полторы буквы «S», положенные на бок — гофры мелкие, но их два, а не один. Диаметр центрального колпачка, напоминающего по форме «пулю», 40 мм. Диффузородержатель заглушён средне. Габариты магнита опять почти такие же, как у предыдущего участника: 90 х 17 мм. Присутствующее на внешнем ободе низкое уплотнительное кольцо может оказаться полезным в случае монтажа в штатные места авто, поскольку комплектная рамка решётки устанавливается снизу. Диаметр осевого отверстия 10 мм, правда и звуковая катушка увеличена примерно до 30 мм. Провода от клеммных контактов к катушке (как и в СЧ-головке) проложены по второму способу. Среднечастотник Hertz отличается от своих
4-дюймовых «коллег» размерами: изготовитель считает его 70-миллиметровым, — по моему мнению, число 75 более точно определило бы его калибр, но возможно, что итальянцы не хотели, чтобы кто-то заподозрил их в пристрастии к дюймам. В центре диффузора из полипропилена находится (пулевидный опять же) центральный колпачок диаметром 24 мм. Ширина подвеса 8,5 мм — не меньше, чем у многих «четвёрок», и это понятно: по части звукового давления на льготы ему рассчитывать не придётся. Неодимовый магнит находится внутри звуковой катушки диаметром 19 мм. Уплотнительного кольца нет, ибо штатных мест под «три дюйма» не бывает, а «родная» рамка решётки устанавливается снизу.
У пищалки хлопковая мембрана диаметром 26 мм. Корпус твитера представляет собой «чашку» для заглублённого монтажа, и других вариантов установки не предусмотрено. Возможно, оно и правильно: монтаж на поверхность — это для лодырей, а трёхполоски им не адресованы. Формула кроссовера у нас получилась I + (I + I) + II, потом, как оказалось, в инструкции (а она здесь исключительно подробная) написано то же самое. В составе фильтров используются три катушки (две из них с железными сердечниками) и два конденсатора (один плёночный, второй — оксидный). Два удобно расположенных переключателя позволяют выбрать уровень среднечастотника и пищалки: +2/0/-2 дБ для того и для другого.
В результате измерений было рекомендовано изменить полярность включения среднечастотника на обратную. Аттенюатор твитера лучше установить в нижнее положение, иначе верх становится слишком звонким, тот же бубен как бы рассыпается острыми искрами. Аттенюатор среднечастотника не столь эффективен, но и с ним определились быстро, оставив переключатель в верхнем положении. Всё множество инструментов эта акустика как бы разделяет на любимые и нелюбимые. Бубен, тарелки — любимые, они хоть и слишком звонкие, но музыкальные. «Вредные» скрипки чувствуют себя свободно и звучат легко и музыкально. Флейты и саксофон словно увеличены в масштабе, но их свобода самовыражения почти не ограничена. А вот рояль попал в категорию нелюбимых и, наверное, поэтому звучит тускло и безрадостно. В вокальном жанре предпочтения на стороне женщин. Их голоса отличаются избытком низких грудных нот, но звучат достаточно подробно. Голоса мужчин показались безжизненными и лишёнными деталей.
Бесплатный совет: Постарайтесь приблизить среднечастотник к слушателю по сравнению с басовой головкой.
- Пиковая/непрерывная музыкальная мощность (по данным изготовителя), Вт 300/150
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 70 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 84,5
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,04
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,17
Вот как интересно получается: магнит такой же, в сущности, как у предшественников, катушка больше, да ещё осевое отверстие в шайбе и керне, а силовой фактор (5,1 Тл м) выше, чем у большинства предшественников. Итальянцы ещё раз продемонстрировали свои технологические возможности и выбрали узкий зазор. Он, естественно, влечёт за собой определённые ограничения по рассеиваемой мощности, но всё же увеличенная звуковая катушка, надо думать, «перевесит». Подвижная система басовой головки вышла достаточно тяжёлой (15,1 г), что не могло не сказаться на её чувствительности, а в показатель средней чувствительности внёс свой вклад сильно придушенный среднечастотник. Формально средняя чувствительность совсем не высокая, но надо иметь в виду: в машине СЧ-головка будет (вернее — должна) находиться существенно ближе, чем басовик. Искажения на средних частотах примерно соответствуют среднему уровню, тогда как на басах у акустики Hertz один из лучших показателей в сегодняшней группе.
Параметры Тиля — Смолла | НЧ | СЧ |
Частота резонанса Fs, Гц | 65,0 | 161,1 |
Эквивалентный объём Vas, л | 9,22 | 0,520 |
Полная добротность Qts | 0,596 | 0,572 |
Кривые АЧХ получены при реверсивном включении среднечастотника. Видно, что среднечастотник по отдаче заметно уступает басовому динамику. Твитер — не уступает, но для согласования с СЧ-головкой его аттенюатор желательно перевести в нижнее положение, и средняя чувствительность системы выходит такой как есть. Система обладает очень широкой дисперсией излучения до частоты 10 кГц, поэтому ориентировать на слушателя надо только твитер, задача инсталляции упрощается.
В объёме двери нижняя частотная граница составит 77 Гц при результирующей добротности 0,67. В типовом салоне спаду АЧХ на 3 дБ будет соответствовать частота 35 Гц — неплохо, конечно, но с сабвуфером в любом разе будет круче. Минимальный объём ЗЯ (по добротности 1,1) 3,3 л — это уже реально для кикпанели. Правда, граничная частота будет равна 95 Гц (91 Гц — в салоне, от него на этих частотах мало помощи), так что о системе без саба речь не идёт. Там, где у «четвёрок» минимально допустимый объём ящика, у 3-дюймового среднечастотника Hertz только начинается работа. В ЗЯ 0,5 л нижняя частотная граница 203 Гц, добротность 0,82 и почти идеально ровная АЧХ. В объёме 0,35 л (это параллелепипед 8 х 8 х 7 см) нижняя граница 211 Гц, добротность 0,89. Наконец, если воспользоваться обычным (не гранёным) стаканом объёмом 0,25 л, получим «частоту среза» 244 Гц и добротность около 1, что соответствует эксцессу 1,1 дБ.
КТО
Hertz HSK 163
ПОЧЕМ
$372
ЭТО — ПЛЮС
Низкие искажения на верхнем басе
Повышенный резерв мощности
Широкая дисперсия излучения
Компактное оформление среднечастотника
ЭТО — МИНУС
«Передушенный» среднечастотник
ОДНИМ СЛОВОМ…
Типично «инсталляторская» акустика с большими резервами
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 7
Чувствительность 7
Басовый потенциал 8
Звук 8
Итог 38
Трёхполосная акустика до 450 у.е.