Все помнят, откуда взялось это выражение? Полная форма — «очертя голову мечом». Русские воины, прежде чем ринуться в бой, со свистом рассекали воздух над головой табельным холодным оружием…
Студия «Интеллект Авто», руководители проекта Александр Милявский, Илья Коршунов
ОЧЕРТЯ ГОЛОВУ
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine CHA-S624/CRA-1656SP
- Процессор: Alpine PXA-H900
- Усилители: Butler Tube Driver Blue 475, Sinfoni Amplitude 90.2, Audio Art 100HC
- Акустика: AD MM6, MM4, MM1
- Сабвуфер: Peerless XXLS 10
Результат был комплексный: и разминка перед боем, и мера психологического воздействия на противника, и дань суеверию: что очерчено, тому не пропасть. Теперь вернём меч в музей, где взяли, он нам больше не понадобится. Не понадобится, как позже выяснится, и голова, её на схеме будущей системы очертили рукой, не менее твёрдой, чем у Ильи Муромца, когда он грозил санкциями идолищу поганому. Только очертили с вполне противоположной целью, типа — «пропадай, моя голова»…
Заинтригованы? Так же заинтригованы, даже, скорее, озадачены, были участники одного из тюнинговых форумов, когда Илья, владелец «Фокуса», по завершении работ по установке аудиосистемы, выложил фотки конечного результата. Отклики были такие: «Ты бы хоть стрелочки поставил, на что возбуждаться, тут же ничего нет, даже магнитолки пустяковой…»
Действительно, система получилась не то что неброской, а вовсе невидимой. Если взять за ориентир стиль инсталляции «сток», когда всё вновь установленное выглядит так, будто пришло вместе с машиной, то здесь будет что-то вроде «нуль-сток», когда система выглядит как НЕ установленная на заводе.
История «нуль-стока» такова. Система, которую предполагалось установить в новеньком «Фокусе», в жизни владельца машины была не первой, предыдущая, в вазовской «десятке», послужила испытательным полигоном, благодаря которому в процессе создания новой установки Илья стал полноправным её соавтором, наравне с видным представителем профессионального сектора car audio Александром Милявским.
Система планировалась двойного назначения: «для себя» и для участия в соревнованиях, такое теперь встречается всё чаще, идея соревнований, «движение», как его называют профессионалы, вброшенная в российское общество на Тушинском аэродроме восемь лет назад, частью этого общества овладела капитально. Итак: система самого высокого уровня, но в практичном, для каждодневного использования, автомобиле. К тому же — новом и заграничном, у которого первый владелец точно не будет последним. Хотелось бы как-то ближе к «стоку» с минимальным травматизмом для конструкции машины.
На привычном месте головного устройства — лишь заглушка, символизирующая «нулевую» комплектацию
При этом в который уже раз: требования к аудиосистеме — высочайшие. Не просто высокие — почти предельные, поэтому при разработке схемы установки рядом с квадратиками, изображавшими компоненты, появлялись, в порядке проектных предложений, самые громкие имена и цифры: Pioneer ODR, Alpine F#1 Status, в общем — очертя голову. И тут выяснилось: в прошлой машине за полтора года, что в ней жила аудиосистема, радио включалось ровно два раза, по числу жесточайших пробок, о размерах и возможном развитии которых захотелось что-нибудь узнать. И всё…
Вот тогда-то карандаш, ведомый твёрдой рукой Милявского, очертил на схеме квадратик, обозначавший «голову» будущей системы, а водитель карандаша произнёс судьбоносное: «Значит, будем делать без «головы».
Суть предложения: поставить в качестве источника CD-чейнджер Alpine модели 624, оснащённый оптическим выходом, значит — можно подключиться к ЦАПу процессора (он был изначально запланирован, и уже ясно было, какой именно) и шиной Ai-Net, по которой чейнджер сможет общаться и с процессором, и с выпускаемым фирмой автономным блоком управления. В такой схеме отсутствует единственная функция традиционного головного устройства — радио, которым пожертвовали без всякой рефлексии.
Блок управления процессором скрыт в глубине приборной панели. Доступ сюда — только при настройке или для судей, чтобы отстали
Процессор Илье удалось раздобыть модели 900, из первого поколения «Статусов», с заметной скидкой от суровой, как у всех составляющих «статусной» серии, цены. Таким образом, вопрос звуковых регулировок, от временной коррекции до оперативной громкости, решался аккордно. Теперь выбранным компонентам надо найти место в салоне. Лобовым решением было бы поставить блоки управления процессором и чейнджером в штатное место на приборной панели, размеры которого это позволяют, но идея «нуль-стока» уже овладела умами соавторов проекта, и они отправились по другому пути. Блок управления процессором спрятан за заглушкой, обозначающей место головного устройства в «нулевой» аудиокомплектации машины, доступ туда появляется только после снятия глухой панели, и появляется лишь в двух ситуациях: при настройке системы и на площадке соревнований, при показе судьям по инсталляции — вот, всё здесь, всё закреплено по уставу, теперь — отвяжитесь и позовите «звуковиков».
А оперативное управление системой возложено на штатный джойстик под рулём. Удобная вещь, теперь уже нет желающих с этим спорить, а для интеграции в машину инородных компонентов — даже более удобный, нежели «рулевые» кнопки, ведь джойстик не крутится вместе с рулём, значит, вывести оттуда командные провода намного легче. Вот только, по задумке конструкторов машины, с джойстика можно было лишь регулировать громкость и переключать треки. По жизни надо бы переключать и диски в чейнджере, хорошо бы ещё иметь кнопку «пауза», а встрявшие в нашу жизнь правила соревнований требуют, чтобы то, что объявлено центром управления аудиосистемой, могло её включать и выключать. Выход ясен: к джойстику приделали недостающее, а ненужное (переключатель «радио/CD») переквалифицировали в кнопку «пауза». Для достижения этого результата блок управления чейнджером разделили, как потом посчитали, на 18 фрагментов, часть их перебралась внутрь джойстика, придав ему новые функции, часть, относящаяся к дисплею — забралась внутрь комбинации приборов, встав над штатным дисплейчиком с километражом и забортной температурой. Взгляните: «стоковее» не бывает.
Дисплей блока управления чейнджером встал над штатным, где километраж. Встал как родной
Любопытно, что раздербаненный CRA-1656SP соединён по Ai-Net не с чейнджером, а с процессором, который принимает на свой счёт указания про громкость, а остальные команды переправляет по такой же шине на чейнджер, насчёт того, кто «главный в доме», в философии Ai-Net всё чётко. «Главный» своё дело знает и готовит сигнал для всех усилителей в полностью поканальной системе. Выбор усилителей — предмет отдельного разбирательства. Средние и высокие в трёхполосной акустике поручены гибридному (и довольно редкому в наши дни) Butler Tube Driver. Его Илья по прошлому опыту считал лучшим для этой полосы частот, а Милявский спорить не стал. Не потому, что не хотел, а потому, что признавал правомерность такой позиции. Из тех же соображений «довольствоваться лучшим» для обслуживания мидбасов был взят двухканальный Sinfoni. Оставалось выбрать басовый усилитель. Назначение машины, как вы ещё, наверное, не успели забыть, планировалось двойное, в том числе для участия в соревнованиях, а при грамотном подходе соревновательный класс надо выбирать заранее. Излюбленные классы у Милявского, и как судьи, и как автора установок, «Любитель 600» и «Про 600», он считает, что здесь можно наиболее сбалансированно и рационально выбрать компоненты. В данном случае, однако, получалось, что, если из квалификационных 600 Вт вычесть суммарную мощность шести каналов фронтального усиления (4 х 75 у «Батлера» и 2 х 72 Вт у Sinfoni), на весь бас остаётся чуть больше 150 Вт. Для сабвуферного канала — немного, что уж там. Однако правила говорят о мощности на 4-омной нагрузке, а уж кто что выжмет на нагрузке более низкоомной — ваше дело. Вырисовался силуэт двухканального Audio Art серии High Current. У модели 100НС номинальная мощность на 4 Ом — по 50 Вт на канал. Но каналы форсируются по току самым вызывающим образом, оба способны работать на нагрузку 0,5 Ом или же — на 1 Ом мостом, а тут уже пахнет киловаттом. Найти сейчас такой усилитель — тема для отдельного семинарского занятия. Илья нашёл в Саратовской области, что и ознаменовало окончание сбора усилительной техники. Настал черёд техники для акустического преобразования.
Главным органом управления стал джойстик под рулевым колесом
Состав фронтальной акустики формировался «сверху вниз». Пищалки у Ильи были AD MM1, альтернативы которым он не видел и видеть не желал. Среднечастотники выбирались из диффузорных альтернатив, вариант купольников был отметён сразу, по причинам, о которых говорилось не раз. Прошлись по всем вариантам, от пафосных автомобильных (Focal Utopia, Pioneer PRS) до совершенно не «целевых» домашних Vifa и Veravox). Остановились на ММ4. Выбор НЧ-звена был не менее широк, от тех же домашних Vifa и Scanspeak до Kicker SSMB, уже не раз отлично проявивших себя в установках «Интелеко Авто». Финалом выбора и здесь стала продукция AD, фронт, таким образом, стал монобрэндовым, чего о системе в целом уж никак сказать нельзя.
Установка акустики как раз и озадачила тюнинговых форумчан: никаких признаков вмешательства в штатную архитектуру они (без стрелочек и разъяснений) заметить не сумели. Мидбасы на первый взгляд воткнуты в штатные места, даже под штатные сетки. Приготовьте второй взгляд, первый никуда не годится. На деле «шестёрки» AD установлены в закрытых ящиках объёмом по 10 л, вписанных внутрь дверей без какого-либо нарушения штатных металлоконструкций, к которым они крепятся в восьми точках на болтах и заклёпках, где как. Штатная пластиковая сетка вырезана и заменена очень на неё похожей, но металлической, как положено.
Анатомия «родства»: так дисплей интегрировался в панель подсветки приборов
Пищалки установлены в выпотрошенные штатные места, туда вклеены металлические обоймы, ориентированные под заранее идентифицированными углами, штатный сетчатый пластик опять же заменён металлом. Установка же среднечастотников в торпедо не раз удостаивалась высшей похвалы для работающих в стиле «сток»: «А что, здесь что-нибудь делали?» Делали, совсем чуть-чуть…
Для начала извлекли из машины приборную панель. Желающим повторим: у новых «Фокусов» для демонтажа приборной панели требуется снять передние двери. Совсем. Потом прилегающую к лобовому стеклу часть торпедо нарастили по высоте на 2 см, визуально полностью интегрировав новую часть с имевшейся. Так появились посадочные места для СЧ-головок с нужным расположением. Каждая СЧ-«четвёрка» работает при этом на отдельный замкнутый объём в полтора литра, заглублённый внутрь торпедо. Боксы сделаны из фанеры (как и все остальные акустические объёмы в машине, здесь нет ни грамма стеклопластика, манера у Милявского такая), а форма выбрана так, что штатные воздуховоды не подвергались никаким переделкам. Потом заново сделали обивки стоек лобового стекла, с учётом изменившейся формы торпедо, а все новые элементы обтянули кожей, максимально подходящей под остальное оформление салона. И всё. «Разве тут что-нибудь делали?»…
«Исправленный и дополненный» джойстик посылает теперь команды по шине Ai-Net
Сабвуфер, предмет главной головной боли для инсталляция «сток», решили поместить в пределах салона, оптимизировав не только расстояние до него, но и взаимное расположение саба и фронтальных низкочастотников. Саб — за обивкой справа от заднего сиденья. Справа — сознательно, таким образом выравнивается расстояние от слушателя (на водительском месте) до обоих фронтальных мидбасов и сабвуфера, они образуют своего рода треугольник, который легче потом временными задержками свести в точку. За правой обивкой к кузовным деталям подвешен закрытый ящик объёмом 18 л, вооружённый 10-дюймовой головкой Peerless новейшей серии XXLS. Динамик, отметим, известный нам по результатам теста, где проявилась его способность даже в малом объёме создавать весьма достойное, а главное — неискажённое звуковое давление. Напротив диффузора в обивке вырезано и забрано стальной сеткой окно, по форме повторяющее грили передних басовиков, только повёрнутое на 180 градусов. «Сток», как и было сказано…
Осталось пристроить электронику. Три усилителя и процессор для компактного хэтчбека, согласитесь, немало. Но пристроили, не выйдя ни на миллиметр за рамки избранного стиля. Искомое пространство нашли в нише запасного колеса. Но не путём изгнания законного владельца, а по варианту мягкому и решительному одновременно.
Мягкому — потому что запаска в машине есть, на штатном месте, из которого при нужде добывается за полсекунды. Решительному — потому что в нормальном, транспортном положении багажник машины абсолютно, пугающе пуст. Вот как всё устроено.
Пищалки AD MM1 встали на место штатных, выпотрошенных из уголков зеркал. Для визуальной интеграции алюминиевые обоймы перекрасили в чёрный
В «российской» комплектации «Фокусы» снабжаются полноразмерным запасным колесом, не в моде у нас докатки. Но если надо… В общем, когда на место «полной» запаски примерили «худую», оказалось: при некоторой ловкости в оставшемся пространстве можно разместить все четыре электронных блока. Их поместили в два яруса по признаку тепловыделения. Наиболее холодные корпуса мидбасового Sinfoni и процессора лежат на дне ниши, над ними вторым этажом — сабвуферный Audio Art и полуламповый Butler. Сверху этот электронный бутерброд закрыт крышкой хитрой конструкции: по радиусам прорезаны каналы для подвода воздуха, который внутрь «бутерброда» гонят миниатюрные вентиляторы, по два на компонент. Набравшийся тепла воздух достигает дна ниши, а там его ждут… четыре пластиковые канализационные трубы, отводящие воздух внутрь бампера, уж оттуда на свежий воздух он сам выберется. Сверху на крышке системы охлаждения — шпилька для крепления компактной запаски, на случай экстремальных тепловых нагрузок предусмотрены ещё четыре резервных вентилятора, но их пока ни разу включать не пришлось.
В одном из отсеков, окружающих запасное колесо, установлен чейнджер, которому (как и находящимся на виду усилителям) с помощью лакокрасочных материалов придан «корпоративный стиль»: чёрный — от цвета кузова машины, логотип — от её марки. Любопытная подробность ускользнула от объектива камеры, поскольку окажется на виду только в случае демонтажа системы (рано или поздно). На полу багажника лежит фальшпол, исполняющий роль интегрального кабельного канала. В толстом фанерном основании профрезерованы канавки под всю проводку, после укладки которой сверху крепится 4-миллиметровый лист из ABS. Результат: ни одного отверстия под крепёжные хомуты, а вся проводка зафиксирована сверхнадёжно. Даже к системе топ-класса не всегда нужно бросаться, очертя голову электродрелью…
Посадочные места под среднечастотники появились в результате наращивания приборной панели вблизи лобового стекла
Среднечастотники работают в закрытых объёмах по полтора литра, аккуратно вписанных между каналами системы вентиляции
Акустическое оформление низкочастотников — закрытые ящики объёмом по 10 литров, закреплённые внутри дверей без «резьбы по металлу»
Снаружи — чистейший «сток», лишь более прозрачная решётка и видимый сквозь неё логотип AD вызывают подозрения в неизменности штатной комплектации
Полностью спрятанный за боковой обивкой сабвуфер закрыт сеткой, повторяющей форму грилей передних басовиков. Только вверх ногами
Принцип минимальных травм листовому металлу реализован и при подвеске сабвуфера
Даже при снятом (штатном) фальшполе багажник пугающей пуст, на виду только притворяющийся штатным чейнджер и дисплей распределителя питания (слева)
Усилители верхнего яруса (Butler и Audio Art) перекрашены в «корпоративные» цвета
Запасное колесо и аудиотехнику разделяет крышка с вентиляторами и радиальными воздушными каналами
SQ
Уж не знаю, случайно ли это получилось, но звук системы удивительно гармонирует с машиной, он очень собранный и… очень компактный. На первой дорожке «АудиоДоктора» обращает на себя внимание локализация басовой партии. Источник баса ясно и несомненно расположен в центре приборной панели, образуя довольно небольшое звуковое «пятно», где безукоризненно разворачивается рельеф басовой партии. Семь барабанов локализуются образцово, при этом совершенно отсутствует «отдача» от дальнего барабана, возникающая при недостаточном разделении каналов. Но при этом все семь барабанов кажутся уменьшенными в размере, в совершенно одинаковом для всех масштабе. Такая же чёткая локализация заметна на «ударной» 11-й дорожке, где стоит басовая бочка, можно указать пальцем, оставив отпечаток на торпедо. При этом очень хорошо слышно, что тарелки повешены на разной высоте. Система обладает редким свойством не передавать второстепенные детали, от этого звучание производит впечатление душевного, «свойского». Даже скрипичное крещендо у Шнитке не пугает и не стремится доминировать в партитуре. Турецкий барабан с «бонусного» трека воспроизводится не просто отчётливо, ясно слышна разница в тональности первого и второго ударов. На это способна далеко не каждая система. А то, что барабан кажется меньше, чем он есть на самом деле — такова особенность звучания системы, это не баг, это — фича…
«Убойные» треки с Focal Tools систему не смутили: мотоцикл ни разу не покинул верха приборной панели, правда тоже став поменьше в колёсной базе, саксофонист отгулял по сцене, ни разу не сойдя с раз выбранной тональной окраски, отчётливо проявилось вертикальное разрешение.
А вот что звучит забавно: трек со звуком разбиваемой лампочки накаливания. Падает она точно в центре, словно метились. Но как разлетаются осколки! Полное впечатление, что посекло соседние машины, вернутся хозяева — скандал будет королевский…
RTA
Ибо сказано в Писании: «десятка» — выбор чемпионов». Если не сказано — пора сказать. Посмотрите, какую АЧХ на нижнем басе получили с одной 10-дюймовой головки в компактном, убравшемся аз обивку салона корпусе. Во всей зоне ответственности сабвуфера неравномерность частотной характеристики не превышает ±2,5 дБ, а это означает — до частоты 20 Гц включительно. «Ни фига себе!» — отметим на полях без лишних эмоций. Неудивительно, как легко система разбиралась в тональности звуков, основная частота которых находилась в полосе самых низких частот, это — про турецкий барабан. Дальше — ещё интереснее. АЧХ в целом — образец редкой, почти нордической выдержанности, даже знаменитый, предписанный каноном подъём нижних частот по отношению к остальным здесь минимален. Теперь — тонкости. Милявский — противник коррекции АЧХ в лоб, по схеме «увидел горб — мочи без жалости». В результате на кривой довольно явственно видны детали, обусловленные настройкой системы. Вот, например, горб выше частоты раздела «саб — фронт» (63 Гц) явно вызван результирующей добротностью НЧ-головки в отведенном для неё объёме. Может, и нет, но очень похоже. Ровная, но приподнятая область частот 400 — 600 Гц наверняка связана с особенностями раздела НЧ/СЧ, сделанного с перекрытием полос (ФНЧ 560 Гц, ФВЧ — 350 Гц). Так лучше звучало, вот и весь сказ.