Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Чем хорош английский — слов можно выучить минимум, а смысл произнесённого будет зависеть от контекста.
КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ
Написанное латиницей (Ctrl + Shift), cлово ring означает не только площадку для проведения состязаний по боксу, но и кольцо, в том числе — трассу для кольцевых гонок. Вот и у нас сегодня кольцевые гонки, в которых участвуют две машины, подготовленные в этом сезоне: американский Diamond D6 5.2 и итальянский Audison LRx 6.9. До чего же разные школы (а то мы не догадывались)…
Diamond D6 5.2
Собственно, именно первый взгляд на кузова соперников вызвал национально-автомобильные ассоциации. «Каддилак» видели? Ну, тогда общее представление об эстетике Diamond серии D6 у вас уже есть. Огромный, тяжёлый, сделанный без всякой оглядки на скоротечные модные тенденции, даже хромированные буквы фирменного логотипа выглядят в этом экстерьере крайне органично. Основные кузовные детали американского аппарата выполнены в предельно солидном цвете, который принято называть «титановым». На самом деле титановые сплавы выглядят немного иначе. Но бесспорно, что такой цвет в нашей технике редкость (это дома он в моде) и сразу сигнализирует о классе изделия. Передняя и задняя «решётки» (торцевые накладки) — литые и тщательно механически обработанные. Суммарный номинал трёх предохранителей 90 А. Силовые зажимы рассчитаны на кабель диаметром почти 8,5 мм, это нулевой гейдж — калибр вполне достойный для любого музыкального усилителя. Остальные зажимы принимают кабель вдвое меньшего диаметра. Этих «остальных» непривычно много. С одного торца — четыре выхода каналов фронта и тыла. С другого, противоположного по отношению к входным гнёздам — две пары зажимов для сабвуфера (или сабвуферов) и… выход центрального канала. Итак, перед нами аппарат с семью каналами усиления и шестью сквозными звуковыми каналами, прямо и явно «заточенный» под конфигурацию мобильного театра 5.1. Входов, как положено, шесть, включая, конечно, канал Center.
Несмотря на кажущееся обилие регуляторов и кнопок, всё устроено по-американски понятно и логично, так что вопросов почти не возникает. Четыре регулятора чувствительности (Фронт, Тыл, Центр, Саб). Отключаемые, но не перестраиваемые фильтры ВЧ каналов Front и Rear настроены (по тексту сопроводительной брошюры) на 80 Гц, Center — на 120 Гц. Первая настройка, можно сказать, типовая для домашних AV-усилителей, вторая, несомненно, выбрана с учётом автомобильных реалий — у нас просто негде поместить басовитый динамик центрального канала. Опять всё логично, хотя, на мой взгляд, для фильтра центрального канала неплохо бы предусмотреть регулировку или хотя бы выбор частот среза — скажем, из ряда 80/120/160 Гц. В канале Sub (напомню, там два оконечных усилителя с общим входом) отключаемый фильтр НЧ с диапазоном перестройки 60 — 250 Гц, и (тоже отключаемый) сабсоник с диапазоном 17 — 80 Гц. Здесь же есть возможность реверсирования фазы выхода. То есть в оснащении Diamond чётко выдержана «театральная» линия. Вот, скажем, нет здесь привычного нам буста, но в AV-усилителях его и не положено.
Но если бы D6 5.2 мог работать только с шестью входами, мы это непременно занесли бы в графу недостатков. Действительно, входы формата 5.1 предусматривают непременное наличие декодера многоканального звука, как частный случай в качестве источника такого сигнала может быть использован DVD-ресивер со своим декодером. Но разработчики подумали и об остальных пользователях. Аппарат готов работать с числом входов от 2 до 6: любой из каналов Sub/Cnt/Rear можно подключить к входам Front.
Наконец, в канале Sub есть кнопка Gain Bypass, которой устанавливается нормированная чувствительность усилителей. Функция аналогична таковой в одноканальных басовых усилителях и позволяет включать несколько аппаратов в параллель. Да, чуть не забыл: для усилителей всех каналов, кроме Sub, нормирована работа на нагрузку не менее 4 Ом. Это немного странно для устройства такого класса, уж на 2 Ом у нас работает всё подряд. Но, видимо, конструкторы рассудили, что этот аппарат — не «всё подряд», а специализированное средство развёртывания мобильного театра, где 2-омный импеданс в широкополосных каналах нетипичен.
Audison LRx 6.9
А вот эта машина — из Европы, видно сразу. Американцы, поставив в салоне держатель для непременного стакана с кока-колой, считают вопрос об удобстве и обитаемости закрытым. В Европе с этого (а чаще — без этого) только начинают. Даже кузовных дел мастера из Италии здесь в своём репертуаре: корпус аппарата Audison получился узким, приземистым, стильным и узнаваемым. Устройство «кузова» непростое и продумано до таких деталей, о существовании которых никто и не помышлял. Панель регулировок можно по выбору закрыть либо дымчатым пластиком, либо непрозрачной крышкой под «металлик». Сама панель расположена на верхней плоскости корпуса, что максимально удобно при настройке, а чтобы было беспрецедентно удобно, к усилителю прилагаются эдакие шаблоны на все типовые схемы включения, где помечено, что крутить, что не трогать.
Две крышки закрывают после инсталляции все сильноточные зажимы, так что при желании ни одного провода в готовой установке видно не будет, а доступ к ним останется минутным делом. При желании (опять же) скроются с глаз и все межблочные соединители: модуль с входными гнёздами можно поставить обычным образом, разъёмами наружу, а можно — внутрь, тогда RCA-коннекторы спрячутся в нише на дне корпуса.. Вместо обычной «шестиствольной» колодки можно установить другую, с зажимами под входы высокого уровня и двумя RCA-гнёздами линейных выходов, которые при такой коммутации возникают. А ещё можно перевернуть шильдик, чтобы подсвеченный логотип фирмы не оказался, упаси бог, вверх тормашками. Номинал плавкой вставки (собственного стандарта Audison) 80 А, а расположена она так, что за полсекунды можно увидеть, не погорел ли предохранитель, и за полминуты — поменять, если погорел. Силовые зажимы принимают кабель до 9.5 мм в диаметре, выходные — до 4,5 мм.
Усилительных каналов шесть, сквозных, от входа до выхода — столько же. Вместо обычного контакта включения Remote здесь целая система: есть гнездо включения при появлении сигнала звуковой частоты на выходе головного устройства и есть выход Remote, на котором при включении этим способом появится +12 В для включения других компонентов системы, не обладающих такими волшебными способностями. Назначение этой системы довольно понятно: речь идёт о возможности работы усилителя со штатными головными устройствами машин, из которых изъятие «головы» затруднительно или нецелесообразно. Есть гнездо для подключения басового регулятора (сам регулятор — опция).
Каналы усилителя разбиты на три группы, обозначенные буквами итальянского алфавита и явственно специализированные. Басовые, с повышенной нагрузочной способностью каналы С работают либо со своими входами, либо получают сигнал от входов A, либо от суммы A и B. Когда каналы B получают сигнал от входов A, то на гнёздах B появляется отведённый сигнал. Так что усилитель способен работать в шестиканальном варианте с 6/4/2 входами. Но можно задействовать режим на 4 или 3 канала. Тогда пара A (моно) работает с сигналом от входа L, пара B (тоже моно) — с сигналом от входа R (каналов A). Звучит сложновато, но прилагаемые инструкции (а особенно накладные шпаргалки) столь подробны, что всё встаёт на свои места очень быстро.
В этом усилителе, как вы уже поняли, буста не предусмотрено. Надо думать, такова концепция разработчиков, мы можем с ней либо соглашаться, либо нет. Теперь фильтры. В каналах C отключаемый фильтр НЧ с диапазоном перестройки от 50 до 1000 Гц и крутизной спада 12 или 24 дБ/окт., причём одновременно с включением «крутого» фильтра на каждый усилитель пары C поступает сумма входов L и R. Логика ясна: если используется такой фильтр, значит, аппарат работает с сабвуфером, хотя на практике и для стереобасов бывает полезен фильтр повышенной крутизны. Здесь же можно включить сабсоник с частотой среза 20 или 30 Гц. В каналах A отключаемый фильтр ВЧ с диапазоном 50 — 500 или 500 — 5000 Гц. В каналах B можно включить либо фильтр ВЧ (50 — 500 Гц), либо полосовой фильтр, составленный из этого и работающего совместно с ним фильтра НЧ с диапазоном 250 — 5000 Гц. Этот комплект фильтров подойдёт для системы любой конфигурации, и добавить тут нечего. Все каналы специфицированы для работы на нагрузку 4/2 Ом, а C — ещё и на 1 Ом (или на 2 Ом мостом).
Diamond D6 5.2
- Максимальная мощность, басовые каналы (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 76,6/126
- Входная чувствительность, В 0,05 — >11
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 7,0 — 28000
- Максимальная мощность, остальные каналы (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 64,8/-
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 P max, 4 Ом/2 Ом), % 0,013/
- Входная чувствительность, В 0,19 — >11
- Отношение сигнал/шум, дБА 98
- Переходное затухание (Л-П/Ф-Т/Ф-Ц), дБ 53/53,5/70
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 7,0 — 37000
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 25
- Ток холостого хода, А 4,0
- Габариты, мм 431 х 282 х 69
Audison LRx 6.9
- Максимальная мощность, басовые каналы (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 74,8/136
- Входная чувствительность, В 0,34 — 5,2
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 7,8 — 42000
- Максимальная мощность, остальные каналы (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 68,1/113
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,008/0,028
- Входная чувствительность, В 0,35 — 5,0
- Отношение сигнал/шум, дБА 104
- Переходное затухание (Л-П/Ф-Т/Ф-Б), дБ 75/79/78,5
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 8,0 — 42000
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 18
- Ток холостого хода, А 2,0
- Габариты, мм 486 х 194 х 55
Diamond D6 5.2
Как видно по таблице, басовые каналы широкополосные, хотя в ультразвуковой области ширина их полосы ограничена, наверняка намеренно — и действительно, кому придёт в голову подключать сюда супертвитер? Мощность не экстремальная, но раз пара таких каналов может выдать на сабвуфер (4 Ом, мостом) около 250 Вт, то это нормально. Диапазон регулирования чувствительности широкий, пожалуй, даже слишком.
В отношении мощности остальных каналов можно сказать то же самое: всё, что больше 60 Вт — обеспечивает нужды широкополосных каналов, хотя и без запаса. Диапазон перестройки чувствительности и здесь избыточный, причём он несколько сдвинут в область высокого уровня. В крайнем положении регулятора для полной раскачки усилителя потребуется сигнал больше 20 В RMS, который на борту машины как-то не попадается. Переходное затухание не столь высокое, как хотелось бы. Исключение здесь — проникание сигнала между фронтальными и центральным каналами, не иначе, сыграла свою роль та особенность, что выходы центра удалены от всех входов. На нагрузку емкостного характера аппарат реагирует следующим образом: ток потребления повышается на 20%, а на выходе появляются затухающие колебания стартовой амплитуды 5% и частоты 270 кГц.
В характеристиках фильтров нам был приготовлен сюрприз: как оказалось, в канале Center задействован точно такой же фильтр ВЧ, как и во Front и Rear — частота среза повсюду 55 Гц, а не 80 и никак не 120. Видимо, разработчики не проинформировали составителей инструкции о внесённых изменениях. Вывод такой: для театральной системы желательно использовать мидбасы калибра 6,5 дюйма, не меньше. Добротность фильтра НЧ сабвуферного канала ниже баттервортовской, что, кстати, типично для домашних AV-усилителей. Частота среза перестраивается от 50 до 240 Гц, что неплохо (хотя и не идеально) соответствует заявкам. Подтональный фильтр высокодобротный, с крутизной спада 24 дБ/окт. и диапазоном перестройки от 14 до 51 Гц, что отвечает всем возможным пожеланиям.
Audison LRx 6.9
Мощность басовых каналов на 4-омную нагрузку того же порядка, что и у остальных каналов, но басовая пара может быть форсирована за счёт низкоомной нагрузки, вплоть до 1 Ом, что и делает каналы С специализированно басовыми, хотя при отключённых фильтрах ширина их полосы позволяет и любое иное использование, хоть на пищалки.
По техническим характеристикам вопросов не то что нет, а совсем нет: и шумы, и переходное затухание — как в лучших домах и даже того краше.
Теперь о фильтрах по порядку. В каналах A фильтр ВЧ перестраивается в пределах от 52 до 500 Гц либо от 535 Гц до 5,1 кГц, поддиапазоны чуть-чуть не перекрываются. В каналах B «нижне-среднечастотной» специализации фильтр ВЧ можно перестроить в диапазоне от 56 Гц до 1 кГц ровно, а пределы регулирования фильтра НЧ в полосовом режиме 280 — 1350 Гц. Частота среза подтонального фильтра в басовых каналах C 19 или 31 Гц при крутизне спада 24 дБ/окт. Фильтр НЧ при крутизне 12 дБ/окт. перестраивается в пределах от 52 до 1100 Гц по уровню -3 дБ, примерно те же пределы получаются и для «крутого» фильтра (24 дБ/окт.), если брать по уровню -6 дБ, как принято для фильтров 4-го порядка. В общем, если у фильтров LRx 6.9 и есть какие-либо ограничения по использованию, мы их обнаружить не сумели.
КОМАНДА
ФОРМУЛА
СТАРТОВЫЙ НОМЕР
ЦЕНА
ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
ОДНИМ СЛОВОМ…
|
КОМАНДА
ФОРМУЛА
СТАРТОВЫЙ НОМЕР
ЦЕНА
ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
ОДНИМ СЛОВОМ…
|
Участник | Diamond D6 5.2 | Исход заезда | Audison LRx 6.9 |
Максимальная мощность, басовые каналы (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт | 76,6/126 | — | 74,8/136 |
Входная чувствительность, В | 0,05 — >11 | < | 0,34 — 5,2 |
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц | 7,0 — 28000 | > | 7,8 — 42000 |
Максимальная мощность, остальные каналы (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт | 64,8/- | > | 68,1/113 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % | 0,013/ | > | 0,008/0,028 |
Входная чувствительность, В | 0,19 — >11 | < | 0,35 — 5,0 |
Отношение сигнал/шум, дБА | 98 | > | 104 |
Переходное затухание (Л-П/Ф-Т/Ф-Ц(Б)), дБ | 53/53,5/70 | > | 75/79/78,5 |
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц | 7,0 — 37000 | > | 8,0 — 42000 |
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс | 25 | < | 18 |
Ток холостого хода, А | 4,0 | — | 2,0 |
Габариты, мм | 431 х 282 х 69 | > | 486 х 194 х 55 |
РЕЙТИНГ | |||
Участник | Diamond D6 5.2 | Преимущество | Audison LRx 6.9 |
Мощность | 8 | — | 8 |
Технические характеристики | 8 | > | 9 |
Оснащённость | 9 | > | 9 |
Фильтры | 7 | > | 9 |
Удобство установки | 8 | > | 9 |
Итог | 40 | 44 |
СУДЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
Следить за гонкой двух действительно сильных пилотов было увлекательно, это вам не картодром на 80 кубических сантиметров. Оба усилителя — отменного качества аппараты. Но исходом гонки стала всё же чистая победа итальянца. У LRx 6.9 нет, по существу, никаких ограничений на использование, с любой акустикой, с самым неподходящим головным устройством, с самыми трудными сабвуферами, конструктивная реализация аппарата — образец предельно продуманных и неизменно изящных решений, да и большинство технических показателей у итальянца оказались выше. Круг почёта, per favore…