Наконец можно об этом говорить не стесняясь. Не единожды обращаясь к теме автомобильной навигации, мы всякий раз переходили на извиняющийся тон. Вот так уж у нас получается, Азия-с…
ВСЁ И НАШЕ
Некоторое время существовала иллюзия, не скроем: вот похмелятся наши светлые умы да и сделают такое, что все обалдеют. Иллюзия исчезла окончательно. Опохмел светлых умов славянских кровей затянулся, а теперь уже, видимо, и невозможен. История с отечественной автопромышленностью в миниатюре: при трёх президентах пыжились стать законодателями моды, тем временем всей страной пересаживаясь на «Шевроле» и «Тойоты». Потому что хоть тресни, а эти двое — самые крупные и, как следует уже из одного этого — самые умелые.
Действительно многоцелевой системой AVIC-HD3BT становится при содействии внешних устройств: GPS-приёмника и Bluetooth-адаптера
Предыстория: хард и софт
В мире автомобильной навигации самых крупных и умелых назвать и легко, и трудно, потому что, как и в мире компьютеров, здесь есть хард и софт. И, очень похожим образом, производителей собственно компьютеров на порядки больше, чем производителей операционных систем, без которых компьютер превращается в шикарный гнёт для заквашивания капусты.
Навигационные системы (хард) производят и ведущие компании — гранды мобильной электроники, и меньшие по масштабу, и совсем мелкие, или, вернее, более узко специализированные, а оттого — менее заметные. Навигационный софт у каждой такой системы, как правило, свой, и производители зорко следят за соблюдением межплатформенной несовместимости. А вот в области картографического обеспечения в навигации есть свои «Шевроле» и «Тойота», только здесь они идут совершенно вровень, а кроме них никого и нет. Это фирмы TeleAtlas и Navteq. Всё. Кто бы ни сотворил аппарат для мобильной навигации — Blaupunkt, TomTom или вовсе никому не ведомый «Джопсон Инкорпорайтед», внутри будут сидеть карты или Navteq, или TeleAtlas, причём вы далеко не всегда сразу и легко узнаете, кто именно, эти компании продают не собственные брэнды, а продукт. Продукт качественный, но очень дорогостоящий.
Карты на экране могут быть представлены одновременно в нескольких формах, например 3D и «с птичьего полёта»
Работать, работать и работать
Именно дороговизна навигационных карт — причина неуспеха искренних и пылких, но не обеспеченных финансово создателей самоделок, которыми до последнего времени исчерпывался выбор на нашем рынке. Первичное создание векторных карт (особенно в нашей стране с царящим в ней идеальным порядком) — само по себе «про деньги». Но главное — необходимость эти карты непрерывно обслуживать, инфраструктура густонаселённых районов мира — это не тектоника плит, где ничего не меняется тысячелетиями. Строятся и видоизменяются дороги, меняется схема движения, рядом с дорогами появляются (и исчезают) объекты, которые могут понадобиться водителю — не просто же так люди ездят на автомобилях, они ездят куда-то. Если не заниматься регулярным апгрейдом карт, они вскоре не смогут претендовать даже на карьеру капустного гнёта — из-за недостатка массы. Под ножку колченого стула — вот верх профессионального роста необновляемой карты.
Это по силам (и по средствам) только гигантам, которые, как известно от них же, по всем картированным районам непрерывно, круглый год гоняют за свой счёт экипажи мониторинга, передающие в информационный центр сведения обо всех замеченных изменениях. Счёт получается изрядный, но потом он разделится на количество экземпляров готового картографического продукта, которое в такой постановке обязано быть большим. Так что — только на гигантов надежда. Но не только на этих…
Включённая навигационная система не мешает работе системы музыкальной. При полной русификации, заметьте
Не картой единой
Картографическая основа — это именно основа, а не готовый продукт, которым нам так хотелось бы наконец попользоваться. Многое решается и на стороне «харда». Для начала — ещё немного софта: логическую основу навигационной системы разрабатывает производитель конечного изделия, наравне с «железом». Это тоже непросто и недёшево, и здесь в последние годы обозначилась очень ясно видимая тенденция. Навигационные системы покидают средний сектор (и ценовой, и технологический), расходясь по краям. На одном — ставшие исключительно популярными в цивилизованном мире портативные, первую такую в Европе обычно встречаешь уже в такси в аэропорту прибытия. Это, как правило, несложные системы с упрощённым представлением информации в минимальном объёме, необходимом для нахождения маршрута. В частной жизни жители Европы ими также охотно пользуются: компактно, недорого и автономно. Я знаю людей, которые прибегают к портативной «навигашке» для поиска машины на стоянке перед крупным торговым центром.
На другом конце — реально высокотехнологичные комплексы с большим объёмом данных, с многоканальной системой позиционирования, всё — по максимуму. С ними произошла интересная трансформация: навигационная система стала настолько технологически насыщенной, что теперь логично возложить на неё и иные функции — раз есть DVD-привод (для хранения карт), так почему не сделать его и видеоплеером? Если есть экран больших размеров, так сами понимаете… И так далее. В Европе таким системам пришлось даже придумывать отдельное название — Navi-Media system. У нас прибегли к довольно условному переводу: мультимедийная система, подразумевая, что раньше именуемое «мультимедийной» — просто аудиовидео, а настоящая мультимедиа включает и навигацию, и коммуникацию. Переводить пришлось несколько месяцев назад, когда приз EISA за лучшую систему такого рода получила Pioneer AVIC-HD1BT. Задумана она была, чтобы стать в автомобиле всем: и навигационной системой, и развлекательной, и коммуникационной.
В ночное время и графический режим становится ночным. Не для сходства, а чтобы не слепило
Мы тогда вместе с остальными членами жюри обрадовались за цивилизованный мир, жители которого, выбравшие для себя эту систему, приобретают сразу всё. И понимая, что это всё, увы, не наше. Приобретать мультимедийную систему (в новом смысле), осознавая, что половина её будет заведомо неработоспособной в силу отсутствия навигационного софта на Россию, было бы по меньшей мере неразумно. Понимали это и в фирме-изготовителе. И решили сделать специальное «всё», которое будет нашим.
Здравствуйте, я — «ваше всё»
Новая модель Navi-Media получила фирменное обозначение AVIC-HD3BT. Внешне и функционально это аналог AVIC-HD1BT, отличия, и самые радикальные — в информационном наполнении. Запишите дату: с 1 декабря 2006 года впервые в России можно приобрести навигационную систему от ведущих производителей (и харда, и, что совсем революционно — софта) с картами, исчерпывающим образом отражающими дорожную сеть и инфраструктуру Москвы, Питера и (снова впервые, до этого «самодельщики» вообще не добрались) трассы, их соединяющей, включая подробности и ответвления, встречающиеся на этом воспетом в отечественной литературе маршруте. Случись вам стать обладателем этого устройства (это, в принципе, функция только материального достатка, целесообразность — очевидна), вы едва ли легко найдёте в документации указание на то, что картографический фундамент предоставлен фирмой TeleAtlas, но это так, и прибывший в Москву на презентацию новинки представитель картографического гиганта заверил: карты будут подвергаться такому же регулярному апдейту, какой испытывают на себе карты по западной Европе, с ритмом раз в полгода.
На прокладку маршрута можно наложить дополнительные условия
Ответственные за карты будут следить и за наполнением базы данных информацией о так называемых POI (Point Of Interest) — это места, куда водитель хочет или может захотеть поехать, от бензоколонки до китайского ресторана.
За остальное ответственность взяла на себя фирма Pioneer. Навигационная начинка использует (в отличие от простых, особенно портативных, систем) многоканальное позиционирование, данные со спутников обрабатываются совместно с информацией с датчика скорости и встроенного гироскопа, поэтому маршрут не теряется даже в условиях временного затенения спутников. А дополнительно данные, так или иначе обрабатываемые системой, можно вывести на дисплей в виде значений текущей скорости (сверенной по спутникам), ускорения и угла курса.
Карты могут быть представлены в разнообразных графических обличьях: как 3D, как «вид с высоты птичьего полёта», одновременно и так и так, в дневном или ночном (чтобы не слепило) виде, с широчайшим выбором дополнительной информации — места на широком экране хватает.
Из «макрофункций» в «нашей» AVIC-HD3BT сохранено всё то, что было в «не нашей» AVIC-HD1BT (куда «2» делось, интересно, но не спросил, забыл). Помимо навигации устройство может работать DVD-проигрывателем, на весь экран или на внешний, естественно (для DVD-проигрывателя) — читать CD и компрессированные форматы; приёмник и встроенный усилитель на месте, так что традиционные функции головного устройства здесь выполняются в полном объёме. Но этим список способностей далеко не исчерпывается (иначе это было бы «наше», но не «всё»). Содержимое любого музыкального диска может быть сброшено на собственный жёсткий диск устройства, лишь часть его 30-гигабайтного потенциала отведена под навигационные данные, остальное составляет основу музыкальной библиотеки. Именно библиотеки, а не склада: записанное на хард-диск сразу же сопоставляется с записанной на «винт» базой данных из 250 тысяч альбомов, получаемой от глобального сервиса Gracenote. Если нашлось, можно забить информацию и самому, для этого всё наготове. В любом случае результатом станет хорошо организованный и легкодоступный каталог. Кстати, перезапись на жёсткий диск идёт в ускоренном режиме: 15 — 20 минут на компакт.
Люди едут не просто так, они едут куда-то. Или хотя бы куда-нибудь…
Буквы «BT» в конце индекса обозначают, как вы понимаете, Bluetooth, если к нужному разъёму присоединить фирменный адаптер, телефон передаёт свои функции мультимедийному устройству, включая телефонную книгу, которая при этом будет и дублироваться, и постоянно обновляться в памяти AVIC-HD3BT.
И ещё характерная особенность: многочисленные функции AVIC-HD3BT работают параллельно и/или зонированно. Это значит, что во время движения по указке навигационной системы можно слушать радио или музыку (с CD или с «винта»), принимать телефонные звонки, или же папа рулит куда следует, знакомясь в новостями по радио, а мелкие на заднем сиденье смотрят мультики с DVD и никого не трогают.
«Макрофункции» были и в прототипе AVIC-HD13BT, однако одновременно с «заряжанием» навигационной системы данными по России языковой и региональной адаптации подверглось и всё остальное: русской стала экранная клавиатура, разумеется — вся база данных музыкальной библиотеки и ID3-тэги, телефонная книга, меню DVD-проигрывателя, а сам он теперь имеет юридически корректную прошивку зоны. На подходе, как утверждают специалисты Pioneer, матобеспечение для голосового управления на русском, а такая функция у AVIC-HD3BT тоже предусмотрена. Одним словом, если у увенчанного главным европейским призом AVIC-HD1BT было всё, то у AVIC-HD3BT есть «наше всё»…
Впервые навигация в России узнала о существовании дороги Москва — Питер
Для телефона AVIC-HD3BT становится мощной периферией
Телефонный звонок, разумеется, не прерывает процесса навигации
Раз уж система собирает данные о параметрах движения, почему не вывести их на экран?