Студия: «Техком Sound». Руководитель проекта Александр Кабанков.
ОБРАЗЦОВОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО
Представьте себе новую модель Ульяновского автозавода — УАЗ «Лесник». Безукоризненно логично, уместно, даже как-то прозорливо. Но — не пойдёт.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine IVA-W 200 Ri
- Процессор: Alpine PXA-H 701
- Усилители: DLS RA 40, RA 20, RA 10
- Акустика: DLS Nobelium, UP 2,5, MS 6
- Сабвуферы: DLS Nobelium 10
Потому что — нельзя. Именно лесники и не купят, а они — единственный оправданный потребитель автомобилей с такими характеристиками. Нашим хранителям лесных богатств подавай крещённый на заграничный манер Patriot или же Hunter (второе лучше: издали, в темноте да на налитый глаз можно за Hummer принять). А Subaru Forester — почему бы и нет? И не потому, что в тамошних лесах, видать, просеки размечены под четыре полосы в каждом направлении, это вряд ли.
Просто Subaru, как показывает простое наблюдение жизни, можно многое, чего другим нельзя. Или можно, но смелости не хватает. Как получилось, например, что автомобильная марка, уже не одно десятилетие брезгующая неполным приводом, ни одного тяжкого внедорожника не выпустила? Tribeca, дебют фирмы в этом размерном сегменте, не в счёт, это тоже для асфальта, но побольше и повыше.
Или вот забавное наблюдение, сделанное автором много лет назад в США, главном потребителе продукции марки Subaru. На слёте любителей сверхлёгких летательных аппаратов можно было увидеть только две разновидности двигателей: или специализированные Rotax и им подобные, или чуть подрегулированные оппозитные «четвёрки» от Subaru. На другом даже самые ненормальные американцы (а иных на слёте, разумеется, и быть не могло) летать отказываются. Теперь вопрос, как в телерекламе: назовите производителя оппозитных моторов в мире номер два? Вы эрудированнее героев рекламы и ответите: «Порше». Но этих — мало, и номера один они составить не могут. «Хед энд шоулдерз» в даном случае определяется молниеносно: Subaru. Цилиндры моторов, спрятанных под капотами со стилизованным созвездием Плеяд, испокон века гавкают друг на друга строго в одной плоскости. Теперь — контрольный вопрос в голову: если оппозитки это так хорошо, почему остальные так не делают? А если не так хорошо, почему Subaru отказывается делать иначе? Контрольный в голову ответа не предполагает, не трудитесь. Ограничимся констатацией: значит, Subaru так можно, а другим — нельзя.
Странновато задуманные двери «Форестера» были превращены в монолит под мидбас-«шестёрку»
Итак, вот вам краткий портрет пока ещё довольно молчаливого «Лесника», которому можно многое. Нельзя ли было обойтись без представления автомобиля в статье, вообще-то посвящённой работе по установке в него аудиосистемы, и сразу начать со звуковых компонентов? Наверное, можно, в следующий раз, если будете настаивать, так и сделаю. Но пока убеждён: подход к построению аудиосистемы в машине в немалой степени определяется её характером и родословной, иногда очевидным, а иногда — не вполне понятным образом. Владелец «Форестера», будем его условно считать лесником, купил эту машину по тем же причинам, по каким их покупают остальные: чтобы летом — как на крыльях, а зимой — как на рельсах. Подход практичный, и в него должна была укладываться и сооружаемая на борту музыка, но с двумя оговорками.
Первая: при всей практичности скидок на качество звучания не предполагалось. Вторая: машину требовалось вылечить от генетического заболевания очень многих японских авто — при отличном экстерьере и отменной комплектации многие из них страдают излишней практичностью салона в части материалов, выбранных для отделки. С этим, помолясь, и приступили.
Штатное гнездо под головное устройство у этой машины было двойного габарита, что позволило без труда установить там мультимедийную станцию Alpine IVA-W200. Значит, скажете вы, система — мультимедийная, а в таблице данных о системе и компонентах указано «аудио». Всё правильно, мультимедийное головное устройство — теперь не обязательство для установщиков и владельца устраивать в машине мобильный театр, если такого намерения у них нет. Как наличие декодера mp3 в дорогих аудиофильских ресиверах — не принуждение к пользованию сжатыми форматами. Как полный привод с вискомуфтой — не понуждение к постоянной езде по буеракам. И так далее. Всё перечисленное — дополнительные возможности, дающее ощущение комфорта и готовности к любому развитию событий, и не более.
Новая униформа «Лесника»: пояс из перфорированной алькантары и рубашка из сплошной
Одновременно с адаптацией посадочного места под новое головное устройство была проделана работа по усовершенствованию отделки жилых помещений машины. Центральная консоль, в прошлом — пристанище довольно дёшево выглядящего пластика, стала отделана в колористике концертного рояля. Отделка в стиле «рояльный лак» в «Техкоме» получается настолько реалистично, что для наиболее настырных посетителей, желающих выведать секрет этой отделки, заготовлена легенда: лак выносят с завода «Стенвей» и контрабандой доставляют к нам. На самом деле секрет заимствован из классической немецкой философии: «Терпение und Труд alles Перетрут». Рояльный лак от «Техкома» — это подобранная опытным путём акриловая эмаль, нанесённая и потом отполированная умелой рукой.
Рояльная центральная вставка — единственная в салоне, обозначающая центр системы. Периферию оформили сплошной и перфорированной алькантарой так, что образовался как бы пояс вокруг салона. На заново перетянутой верхней поверхности торпедо установлены купольные среднечастотники, для пищалок отформованы плавных очертаний подиумы, наложенные на уголки зеркал.
Кстати, в изготовлении всех посадочных мест под акустику очень удачно выступил материал, некоторое время назад выведенный на рынок московской компанией «Делта элеткроникс» — двухкомпонентный отвердевающий компаунд. Из него сделаны подиумы пищалок, на этом же материале в торпедо зафиксированы металлические кольца под среднечастотники. Он же очень помог при установке мидбасов.
При закрытой двери пищалка встречается со среднечастотником, оказываясь от него на минимальном расстоянии
Двери у Subaru в смысле монтажа акустики очень своеобразные. Место позволяет поставить 16-сантиметровые мидбасы, более того, в штатной комплектации они в двери и стоят, но перед ним почему-то устроено сужение с выходом в салон через 5-дюймовую решётку. В нештатной комплектации для мидбаса на металлической части двери была сделана жёсткая опора (тот же композит от «Делты»), вторая часть составного подиума была отформована на обшивке двери одновременно с расширением выходного отверстия так, чтобы зазор между двумя частями получался минимальный. Потом при установке обшивки обе части были стянуты через прокладку из сплэна, образуя жёсткий и одновременно вибродемпфированный узел.
Головки для трёхполосного фронта были набраны из разных серий акустики DLS, пищалка — серии Nobelium, среднечастотник — испытанный купольный UP 2.5, басовики в дверях — MS 6. Выбор низкочастотных головок оказался продиктован музыкальными предпочтениями заказчика, более академично звучащие Iridium и Nobelium не отыгрывали мидбас на уровне требований классического и тяжёлого рока. Зато этим требованиям вполне отвечал другой экземпляр «трансурановой» серии, 10-дюймовый сабвуфер Nobelium 10.
Марка DLS стоит и на всех усилителях системы. Их три: четырёхканальный RA 40 для пищалок и среднечастотников, двухканальный RA 20 для мидбасов в дверях и моноблок RA 10 — для сабвуфера, само собой.
И схемотехнически, и компоновочно система реализована совершенно прямолинейно. Сигнал с головного устройства по оптическому кабелю идёт на процессор Alpine PXA-H 701, который сам готовит сигнал для всех звеньев полностью поканальной системы. Выносной блок управления процессором в данном случае не используется, все настройки — «с головы» по шине Ai-Net.
Штатное место охотно приняло двухдиновую мультимедийную станцию, что, однако, не превратило установку в мобильный театр
В пространственной организации системы — та же святая простота. Все четыре электронных блока установлены «двойным бутербродом» на раме, выклеенной из стеклопластика в левой части багажника. Обращаю ваше просвещённое внимание на выбор материала. Нам с вами случалось видеть (на этих страницах) примеры работ, когда самые причудливые конструкции изготавливались из MDF или фанеры. Александр Кабанков считает, что самый подходящий материал для деталей и узлов аудиоустановок — стеклопластик, и не только когда дало касается оболочек сложной формы. А MDF применяет только в связке с композитом, в этой системе, например, его почти нет. Даже довольно простых и прямолинейных очертаний сабвуфер сделан с преобладанием стеклопластика. Позицию свою Александр объясняет просто: стеклопластик — самый стабильный материал, с которым ничего не происходит под влиянием нескучных климатических вариаций внутри машины. И, сделав что-то однажды, про это можно забыть. Так что с некоторой долей пафоса (и небольшой натяжкой) можно сказать: при озвучивании «машины для лесника» не погибло ни одно дерево…
«Приборный блок» и сабвуфер, если заметили, образуют в багажнике совершенно симметричную картину. Это — не только подсознательная реакция на оппозитную традицию производителей автомобиля, это ещё и способ сохранить функциональность багажника не в ущерб простоте обслуживания аудиосистемы.
Левый стеклопластиковый короб снимается путём откручивания двух винтов под шестигранник, эта операций благодаря фирме Ikea стала всенародно освоенной. Усилители и основной блок процессора установлены сигнальными разъёмами вверх, так что всё на виду и под рукой. А всё силовое уходит вниз, ближе к полу и подальше от греха.
Сабвуфер справа, той же формы и размеров — фазоинвертор объёмом 31 л с настройкой на 35 Гц. Инструмент настройки — гибкий порт DLS. Обе части оснащения багажника установлены так, что ничто не ограничивает не только доступ к отсеку запасного колеса, но и пользование вспомогательными маленькими бардачками, которыми конструкторы так любезно снабдили багажник. А вдруг и в самом деле захочет человек переквалифицироваться в лесники, у нас любой труд почётен…
Не исключено, что источником вдохновения для комопновки багажника стал оппозитный двигатель Subaru
Несмотря на простоту форм, в конструкции сабвуфера преобладает стеклопластик, таков стиль студии
Стеклопластиковый кожух закрывает и всё электронное оснащение машины
Усилители и процессор смонтированы на раме из… правильно, стеклопластика
Все усилители поставлены «входным» концом кверху, при этом предельно облегчаются все работы по коммутации и регулировкам
SQ
АЧХ на самых нижних частотах отчасти пролила свет на особенности звучания в этом регистре. Действительно, характеристика — типично «фазоинверторная», с бурным подъёмом к 50 Гц и энергичным спадом ниже. Кстати, именно такая АЧХ получается при моделировании поведения этого сабвуфера в использованном оформлении, здесь у нас единство теории и практики. Нижняя середина, от 200 до 1000 Гц, не лишена (совсем не лишена, если честно) изрезанности, верхняя (и выше) — напротив, исключительно равномерна до 16 кГц, но, увы, не выше, самые верхние частоты оказались заметно ослаблены.
RTA
Маленький негативный комментарий перед началом прослушивания: кнопки на руле не работали, у Alpine для этой машины адаптера нет. Всё, теперь начали. На открывающем треке «АудиоДоктора» было заметно: отклонение голоса солистки от центра ровно такое, какое должно быть, когда поёт живой человек, не привязанный к столбу. Небольшие и естественные. Формальный тест на равномерность звуковой сцены прошёл «на четвёрку». Именно «четвёрка» (барабан с этим номером) показался чуть расфокусированным, но именно чуть. Пространственно сцена с места «лесника» устроена совершенно симметрично, от стойки до стойки, без залезания на боковые стёкла. Пространственно, но не тонально: есть небольшое, но слышное изменение тембровой окраски барабанов после прохождения третьего: правые удары басовитее левых. Соло на ударных с трека 11 показывает хорошую фокусировку тарелок, включая расположение по высоте, но огня не хватает, ударник своё отыгрывает чересчур спокойно. Блюзовая бас-гитара звучит «гуще» привычного, как-то распущенно, с признаками гудения на отдельных нотах. Оркестр, исполняющий произведение Шнитке, кажется несколько отстранённым. Не физически удалённым, а эмоционально, таков общий характер звучания системы, скорее академичный, нежели интимный.