У японцев ничего не пропадает, все документы тщательно хранятся. И если когда-нибудь эти заметки в переводе на какой-нибудь язык попадут в архив фирмы, уже с переводом заголовка предстоит повозиться…
СЕМЬЯ БЕЗ БРАКА
С 17 по 23 октября Alpine Electronics совместно с её эксклюзивным дистрибьютором в России компанией Tria International провели для российских дилеров ознакомительный тур в Японию. Смогут ли участники открыть для себя эту страну, никого не интересовало, это — личное. Предлагалось открыть для себя Alpine. Поездка так и называлась: «Discover Alpine Tour 2006».
Итак, открываем… что такое Alpine? Прежде всего — семья. Глава семьи — комплекс производственных и исследовательских подразделений на базе штаб-квартиры в Иваки. Это в 200 км к северу от Токио, на тихоокеанском побережье, со своим, естественно, крупным портом. Естественно — потому что в тех краях всё побережье занято либо портовыми сооружениями, либо рыбацкими поселениями, либо же рекреационными постройками — отелями и виллами. В одном из таких отелей (и гольф-клубе по совместительству) мы и остановились на первые две ночи. Кстати, автор этих заметок после отдыха в Португалии научился отличать гольф-клубы по устройству подъезда к отелю. Поэтому, когда автобус ещё только свернул с трассы, я спросил у представителя принимающей стороны как бы даже по-японски: «Гориф?», чем сразу заслужил и ответ («гориф, гориф»), и уважение.
Первый рабочий день начался с того, что нас познакомили с корпоративным профилем компании и даже раздали красочно отпечатанный типографским способом годовой отчёт о семейном бюджете: прирост производства, движение активов, выплата дивидендов акционерам и проч. По всем признакам выходило: компания процветает и с уверенностью смотрит в будущее. Что мне понравилось меньше — это перспективы развития сектора aftermarket, на который уж очень энергично наступает извечный враг — OEM.
Велика ли семья? Пятнадцать душ — производственных, дизайнерских и прочих предприятий, разбросанных по всему миру. Головной офис, один из заводов и лаборатории сосредоточены на предприятии в Иваки. В двадцати километрах к югу находится ещё один, более крупный завод. Впрочем, сотрудники фирмы не скрывают, что производство перемещается в Китай — средняя зарплата японских трудящихся низовой квалификации немного больше 150 тысяч йен (около 1,5 тысячи долларов), тогда как в Поднебесной рабочие ничем не хуже довольствуются тремя сотнями в самом благоприятном случае. Так что сейчас на заводе в Иваки производятся наиболее сложные продукты (во время нашей экскурсии там собирали мультимедийные центры для Land Rover), а кроме того, здесь отлаживают технологию, прежде чем передать её на другие предприятия. Производственные мощности находятся в Даляне (это знаете что? Наш бывший порт Дальний) и Тайкане (КНР), а также в Таиланде и Венгрии. Разработка продукции осуществляется (кроме Японии) в Даляне, Шеньяне, а также Штутгарте, Сан-Франциско и в английском городке Ковентри.
Как выглядит производство? Хорошо выглядит, надо сказать. Там, где стоят роботы, осуществляющие набивку печатных плат, понятно, народу немного, а там, где работают люди (подсоединение некоторых узлов роботам не доверяют, например установку дисплеев), тесновато, как, впрочем, и почти везде в Японии. Перед посещением завода нам пришлось переобуться в антистатические тапочки и надеть халаты и кепки, защищающие от пыли (не нас, а от нас). Кстати, ваш покорный слуга единственный из группы прошёл проверку на статическое электричество, так что на крайний случай есть резерв трудоустройства.
Теперь о браке. Брака в этой семье не признают. Борются с ним очень серьёзно, особенно женщины. Известно ведь, что там, где требуется выполнение монотонных операций, требующих повышенного внимания, девушки справляются лучше. Печатная плата, уже заполненная компонентами, прошедшая ванну с припоем и отмытая, затем высушенная и охлаждённая, попадает в нежные ручки девушки-контролёра. Перед ней большое увеличительное стекло, а рядом на дисплее компьютера — картинка, показывающая, как плата должна выглядеть. Если обнаруживается какое-то несоответствие, контролёр останавливает поточную линию и вызывает инженера-наладчика. Для нас провели «учебную тревогу», при этом инженер появился раньше, чем переводчик успел прокомментировать, что происходит. По неподдельному интересу работающих стало ясно, что такое случается нечасто. Если бы появившийся инженер был писаным красавцем, ещё можно было бы заподозрить работниц в посторонних мыслях о создании семьи. Но он им не был, так что в центре вопроса находился всё же брак. Вернее — его предотвращение.
После окончательной сборки изделия его проверяют тестовыми программами на специальном стенде. Я с удовлетворением наблюдал, как на экране дисплея меняются измерительные таблицы, точь-в-точь такие же, как мы используем при тестировании видеоустройств. Затем ВСЯ продукция проходит испытания на вибрацию, потом вся же поступает в климатическую камеру, где её во включённом состоянии вначале безбожно замораживают, а потом бессовестно перегревают. Обнаружение какого-либо дефекта служит основанием для отбраковки ВСЕЙ партии, но это редкость, подобные испытания, только существенно более тяжёлые, проходит каждая новая разработка ещё до постановки на производство.
Испытательные лаборатории — предмет законной гордости сотрудников фирмы. Здесь новые разработки подвергают температурным и механическим перегрузкам по любому заданному алгоритму (подозреваю, что техника для Volvo испытывается в более тяжёлых режимах, чем, скажем, для Jaguar, хотя это лишь предположение). Испытывается даже упаковка — готовый продукт в штатной коробке роняют на бетонный пол с высоты 1,5 м и смотрят, что из этого вышло. Впечатляет своими размерами камера для проверки на электромагнитную совместимость, здесь же тестируются тюнеры и антенны. Я говорю только о размерах, потому что мои попытки выяснить подробности насчёт испытательного оборудования и соответствующего софта мягко пресекались («не знаю», «не понимаю»). Всё они понимают, темнят просто…
Доля продуктов OEM в общем выпуске car media растёт у всех производителей, и Alpine не исключение. Допустим, Crysler, Ford или Toyota обращается с предложением разработать и поставить аудио/видео/навигационное оборудование для новой модели авто. Поскольку эти модели для публики ещё как бы не существуют, то мы могли ознакомиться с процессом лишь через непрозрачные двери испытательных лабораторий, довольствуясь комментариями типа: «Вот там Ford, а вот тут — Mazda». Звериный оскал конкуренции… Самое, на мой взгляд, интересное — это подбор акустики, её размещение и акустическая обработка смежных деталей. Для этой цели служат несколько так называемых полузаглушенных камер — они заглушены со всех сторон, кроме пола. Автомобиль ставится на вращающиеся барабаны, которые способны имитировать различные виды покрытия на скоростях, если не ошибаюсь, до 150 км/ч. Тем самым моделируется движение авто по дороге, а в салоне измеряется спектр шумов и характеристики звукового поля в салоне. Потом всё переезжает в «монтажную» лабораторию, где специалисты Alpine «вживляют» свою систему в электронную систему машины, а потом — и это главный результат их работы — составляют подробнейшую технологическую инструкцию для производителя автомобиля. Одну из них нам показали — это толстый и богато иллюстрированный том формата А3 (не формата журнала «А3», наш формат — А4, а удвоенного А4, это как раз А3. Не запутались?).
Для того чтобы увидеть европейские модели 2007 года, надо было бы приехать в конце ноября, так что нам досталась только техника, подготовленная для японского и (совсем немного) для американского рынка. Но, например, портативная навигационная система Blackbird, скорее всего, в Европу будет поставляться почти без изменений. В России появление этой системы ожидается в феврале — марте 2007 года. «Чёрный дрозд» полностью автономен, но при установке на автомобильный крэдл включается в бортовую систему, передаёт картинку на внешний монитор и может управляться с головного устройства (угадайте, какой марки?). Для внутреннего рынка теперь будут производиться и двухдиновые мультимедийные «головы» со встроенным жёстким диском на 30 — 40 Гб. Что в этом плане готовится для Европы — этот вопрос я оставил для пресс-конференции.
В головном офисе есть и семейный музей, где всё начинается с родословной. В 1967 году, когда два крупных производителя электронных компонентов из Японии и США образовали «дочку» Alps — Motorola. Первая торговая марка и по сей день почитаема у крутых хай-эндщиков как производитель лучших потенциометров, вторая — вообще родоначальница car audio, что вытекает уже из самого имени. Впоследствии соглашение с компанией Motorola было расторгнуто, и все активы перешли к Alps Electric. После этого в течение ряда лет компания выпускала как домашнюю технику, так и отдельные блоки для продуктов других производителей и как одно из направлений — аудиотехнику для автомобилей. Решительный поворот в сторону car audio произошёл к 1985 году, уже под маркой Alpine увидела свет небольшая линейка кассетных и CD-ресиверов. Первый в истории автомобильный 12-зарядный чейнджер появился в 1986 году — если теперь чейнджеры устанавливаются не только в багажник, но и под сиденье, то модель 5950 уместилась бы только под домашней табуреткой. Тем не менее дело пошло.
Возвращаемся в семью. Проведение подобных ознакомительных туров для дилеров находится в русле азиатской деловой традиции, когда сотрудники фирмы приучаются чувствовать себя близкими родственниками. Они вместе проводят свободное время, сообща встречают праздники и даже проживают компактно — так, чтобы до завода добираться стайкой на велосипедах. Поэтому один из вечеров в Иваки был для нас организован почти как семейная вечеринка. Ансамбль девушек, исполнявших традиционную музыку, по большей части состоял из сотрудниц Alpine. Сильное впечатление оставило выступление — тоже самодеятельного — коллектива, игравшего на японских барабанах. Это, знаете ли, шоу, настоящий праздник звука, цвета, пластики. Что же касается звукового давления, то я пожалел, что вместо ноутбука не прихватил служебный Phonic. Пришлось пользоваться подручными средствами. По колебаниям нижней трети брюк я бы оценил звуковое давление на уровне 118 — 121 дБ. В общем, тихий, семейный праздник…
Впрочем, праздники кончаются, начинается работа — пресс-конференция. С японской стороны участвовали (в той последовательности, как они сидят на фото):
Г-н Кацуми Курамочи, департамент маркетинга Alpine.
Г-н Масару Яги, департамент планирования продукции.
Г-н Стивен Коуфорд, генеральный менеджер департамента брэнд-маркетинга Alpine.
Г-н Такуми Сато, управляющий директор по маркетингу и продажам, европейский рынок.
Присутствовал и г-н Стивен Вениг, вице президент Tria International.
Ниже я привожу в сокращённом варианте лишь те вопросы и ответы, которые должны показаться наиболее интересны нашим читателям.
Юрий Евтушенко, «А3» (не формат, а журнал): Некоторое время назад компанией Alpine было представлено головное устройство с жёстким диском. А что теперь? Стоит ли европейцам ожидать появления подобных аппаратов в дальнейшем?
Г-н Масару Яги: Вы уже видели такое устройство для японского потребителя на презентации. Если рынок отреагирует на его появление благосклонно, то мы планируем подготовить подобный продукт для Европы. Ёмкости 40 Гб, в принципе, достаточно, это устройство не предназначено для скачивания файлов с компьютера. Зато здесь имеются дополнительные возможности для удобной перезаписи CD, в частности, 4-кратная скорость перезаписи.
Руслан Тарасов, «Автопилот»: Все мы знаем, что объём продукции OEM постоянно растёт. А между тем выбор вариантов системы минимален — для данной модели вы можете, как правило, взять лишь одну или другую. Нельзя ли пойти по пути афтермаркета, расширить выбор для потребителя, внести возможность замены компонентов?
Г-н Такуми Сато: Рынок OEM изменяется. Среди автопроизводителей растёт конкуренция, и они стараются заработать хотя бы на аудиотехнике. Кроме того, дилеры при установке допускают ошибки, а от этого страдает имидж автомобиля. В системе передачи данных автомобиля используются несколько стандартов шин — i-Bus, D2B и другие, и к тому же у всех разные протоколы. Поэтому технически сложно обеспечить взаимозаменяемость головных устройств.
Ирина Колпакова, «5 колесо»: Любители спортивных автомобилей стремятся по возможности уменьшить их вес. А аудиотехника сразу прибавляет несколько десятков килограммов. Получается противоречие. Нельзя ли выпускать облегчённую аудиотехнику для фанатов скорости?
(С японской стороны замешательство)
Т.С.: Это как?..
(Оживление в рядах прессы): Пластмассовые «головы»!.. Усилители «ультраслим»! Тонкие сабвуферы!
М.Я.: Это интересная мысль. Здесь есть над чем поработать. Спасибо.
Ю.Е.: Можно ли сказать, что Alpine определился в выборе между форматами Blu-ray и HD DVD?
М.Я.: Alpine поддерживает оба формата.
Ю.Е.: Не слишком ли дорого будет?
М.Я.: Дорого. Но это единственный способ успеть вовремя при любом исходе.
Наверное, успеют. Семья крепкая, без брака…