Студия «Луидор Сервис». Руководители проекта Евгений Богачёв, Сергей Шнарский
БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ
Периодически в новостях объявляют о готовности к эксплуатации на российских железных дорогах каких-то фантастических поездов, где в каждом купе — по мобильному театру и по кранику с коньяком…
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источники: Alpine IVA-D 900 R, TUE-T252TX
- Усилители: Alpine MRV-F545, MRD-M1005
- Акустика: Focal 165K2P
- Сабвуфер: Kicker S10L7
Не знаю, не ездил. Но в стране живу долго (с рождения — это долго?), поэтому имею все основания подозревать: краник — это великая мечта советского человека, не умершая вместе с коммунизмом, а мобильный театр на практике наверняка окажется наспех привинченным к стенке купе телевизором на 14 дюймов и стабильно неисправным DVD-проигрывателем у проводника. Рад буду ошибиться в этой гипотезе, но едва ли ошибусь.
Да что там полумифические поезда, мне всегда трудно было понять, почему для того, чтобы показать в самолёте кино на два часа, требуется, чтобы полёт был трансатлантическим. Для четырёхчасового полёта в Мадрид кино считается излишней роскошью. Нет, однозначно, привести кинотеатр в направленное движение удалось только нам, приверженцам наземного безрельсового транспорта на бензиновом ходу.
Евгений, житель города Железногорска Курской губернии (от этой горы, наверное, и знаменитая магнитная аномалия), по жизни занимается как раз железнодорожными перевозками. Правда, грузовыми, так что за идиотские затеи с фирменными поездами он никакой ответственности не несёт. Но заниматься профессионально грузовыми перевозками означает и необходимость самому оперативно перемещаться между крупными транспортными узлами. Страна у нас сверхцентрализованная, и наиболее часто Евгению приходится совершать броски вдоль кратчайшей линии, соединяющей Курскую магнитную аномалию с белокаменной столицей. Из школьного курса геометрии известно: кратчайшей линией между этими двумя точками является федеральная трасса М2 «Крым». Если не наглеть — примерно столько же времени, что по воздуху в Мадрид. Но только с полным основанием потребовать высокого качества обслуживания на борту, у нас с этим строже, чем на РЖД или Аэрофлоте.
Зная, что предстоит, Евгений очередную машину выбирал не с кондачка. Требовались и надёжность, и ресурс (пробеги суммируются в немалый ежегодный итог), и комфорт, причём не только на месте водителя, но и на исконно пассажирских сзади: примерно половину пробега по личной статистике машина накатывает с хозяином за рулём, а половину — с водителем, когда хозяин работает пассажиром. Требованиям в наиболее полной мере отвечала самая большая «Шкода».
Позволите небольшое наблюдение, так сказать, «в сторону»? Впрочем, деваться вам некуда, мы находимся по разные стороны печатного станка. По стереотипам прежних времён ездить на машине с нанятым водителем считалось прерогативой пузатого ответработника, за свою номенклатурную жизнь либо вовсе не научившегося самому крутить рулевое колесо, либо сознательно разучившегося — не по чину. Нынешний век, в который Россия вступила прямиком из позднего средневековья — век целесообразности. Даже пузо теперь носят только в вооружённых силах и на должностях выше полковничьей, в других сферах жизни это нецелесообразно. Сегодня подобранный и спортивный, едва задевший тридцатилетнюю отметку предприниматель самым нормальным образом усаживается на правое заднее сиденье, когда имеет другие планы на время поездки, нежели оперировать рулём и педалями. И неважно, по необходимости или по собственному желанию.
Вот теперь вы, можно считать, полностью проникли во внутренний мир союза машины, её мультимедийного оснащения и их общего хозяина. В ту небольшую его часть, которая предопределила облик системы. Всё это, другими, более сухими словами, было изложено мастерам московской студии «Луидор сервис».
Здесь решили поступить так: в интересах хозяина, когда он за рулём, надо поставить хорошую акустику на фронт, в его же интересах, когда он пассажир, такую же — назад. Это же относится и к мониторам, а про формат исходных материалов теперь думать особенно не приходится: DVD-ресивер, без которого мультимедийная система превращается в фирменный поезд, автоматически обеспечивает возможность чтения и CD, и компрессированных форматов.
Мультимедийная станция Alpine ставится в торпедо «Шкоды» самым естественным образом
Значит — решено: в приборную панель, особенно не нарушая её архитектуры, встала мультимедийная станция Alpine IVA-D900R c выдвижным экраном. Ещё два экрана, уже фиксированные TME-M710, заняли положенные им места в подголовниках передних сидений. Мониторы работают синхронно, по условиям эксплуатации машины двухзонного режима не требовалось, зато требовался доступ к новостным ресурсам, для чего в дополнение к «голове» был предусмотрен ТВ-тюнер.
Это — что касается изображений. Для полного комфорта, однако (особенно в режиме «самовождения»), нужен и нормальный звук. Его обеспечивают два комплекта акустики Focal 165 K2P, одинаковые для фронта и тыла. Столь же равноправным образом организовано и усиление: оба комплекта присоединены (через штатные пассивные кроссоверы) к четырёхканальному Alpine MRV-F545. Второй усилитель — импульсный моноблок MRD-M1005, в соответствии со своим названием, обслуживает сабвуфер. Сабвуфер построен на формально 10-дюймовой головке Kicker Solobaric в закрытом ящике. «Формально» — поскольку у «Солобариков» калибр отражает размер стороны квадратного диффузора, а не диаметр круглого, по площади такой сабвуфер примерно эквивалентен 12-дюймовому. При этом в силу осознанного выбора параметров требует объёма акустического оформления меньше, чем у типичной «двенашки».
Разместили компоненты так: головное устройство и мониторы — это понятно, акустику поставили по штатным местам, во всём вполне для этого подходящим. Хотя, разумеется, усиление и виброизоляция потребовались. Теперь мидбасы опираются на мощные кольца, набранные из толстой фанеры, а за ними (и вокруг них) всё покрыто слоем демпфирующего материала с фольгой. Кроссоверы фронта разместили в дверях, упростив этим заведение проводов внутрь двери (пищалки тоже в дверях, в уголках зеркал), тыловым повезло меньше — задняя дверь теснее, и пришлось выносить кроссы наружу.
Фронт и тыл расставлены по штатным местам с радикальным усилением посадочных мест
Приборное оснащение машины разделено на две части. Выносной блок головного устройства, ТВ-тюнер и тыловые кроссоверы поместились за спинкой заднего сиденья. Со стороны багажника к разделяющей салон с багажником металлической стенке притянут корпус сабвуфера (объёмом 22 л), так, что диффузор оказывается напротив окна подлокотника, затянутого акустической тканью. А сзади, из багажника, к ящику сабвуфера прикреплён плоский короб, в котором закреплены оба усилителя и буферная ёмкость. Особенность технологии, применённая в этой системе — тотальное вибродемпфирование вновь установленных конструкций. Корпус сабвуфера, скрытый от глаз, в отделке не нуждался, зато его стенки были оклеены вибродемпфирующими листами с двух сторон, что радикально решило вопрос о паразитных вибрациях и призвуках. Такой же обработке подверглась стенка багажника, соседствующая с сабвуфером, по той же причине и с теми же результатами. А короб усилителей со стороны багажника выстелен спленом — и для декора, и для устранения возможных дребезгов.
В этом виде безрельсовый транспорт и был сдан заказчику — специалисту по транспорту рельсовому. Два фильма за дорогу в Москву или один фильм и просмотреть бумаги, в любом случае ни у проводника, ни у стюардессы разрешения спрашивать не требуется…
Стенка багажника, прилегающая к сабвуферу, тщательно виброизолирована
Затянутое акустической тканью окно в спинке сиденья — для входа баса в салон
Два монитора сзади синхронизированы с передним
За спинкой установлены выносной блок головного устройства, блок ТВ-тюнера и тыловые кроссы…
Фанерный корпус сабвуфера виброизолирован снаружи и изнутри и после установки скрыт от взоров
…которым не хватило места в задних дверях
Усилители и буферная ёмкость живут в плоском застеклённом коробе, закрывающем сабвуфер со стороны багажника
Пока я веду эту рубрику, прослушивание всегда начинается с Magic Pump, как на соревнованиях в формате FSQ (потому что и условия сходны). В полном соответствии со сценарием солистка на этой записи стоит точно перед водителем, звучит естественно и детально, особенно понравилось то, как аккуратно система выписывает далёкие эхо-отзвуки, они получаются ясно слышимыми, но действительно далёкими. Баса много, но он собранный и «вкусный», с хорошей атакой, так что лишним не кажется. Ударная установка на дорожке 11 чересчур плотно собралась у водительского места, при этом отдельные тарелки вдруг оказывались далеко справа. На блюзовом треке партия бас-гитары показала неожиданные детали рельефа, без малейших следов гудения или монотонности. На оркестровой записи система отлично справилась с макродинамикой, но вокруг слабых звуков слышались мелкие артефакты, явно привнесённые. Турецкий барабан воспроизводится без усилий, но следы локализации были отмечены. В целом не хватает душевности, всё звучит правильно, но слегка отчуждённо.
Ход частотной характеристики ниже 100 Гц — образец для подражания и предмет для зависти, всё же не зря мы отмечали, и не раз: при всей экзальтированности дизайна квадратные «Кикеры» обладают отменными характеристиками. Довольно сильный акцент на басах, хорошо видимый на АЧХ, слух не утомляет в силу равномерности характеристики в нижнем регистре и низких (как мы знаем из тестов) искажений этой головки. На средних частотах проблем у системы немного, но огорчает локальный всплеск на 5 кГц, после которого АЧХ идёт на спад, это делает звучание простоватым.