Студия Eclectic Audio. Руководитель проекта Виталий Карев
АМПЛУА
Очень часто в театр идут не куда-то и даже не на что-то. Идут «на кого-то». В «Сатирикон» — на Райкина. В «Ленком» — на Янковского. Или на Збруева.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Clarion HX-D2
- Усилители: Zapco REF 350.2
- Акустика: Kicx Pro 62D, Morel Dotech 4 Mk II, Morel MT-23
- Сабвуферы: Oris ASW-1044
В Eclectic Audio идут на Карева. Или на Нестерова, амплуа у них несколько различаются. Александр Нестеров выходит на сцену, когда сюжет пьесы — экстренный уровень звукового давления, в исполнении Виталия Карева слово «сцена» приобретает определение «звуковая», её он и играет. Хотя, надо сказать, привязка к привычному амплуа не жёсткая. Например, на финале EMMA Россия этого года Карев оказался серебряным призёром в классе «Pro Sound Only», а Нестеров — бронзовым в другом чисто звуковом классе, «Беспроцессорные системы».
Этот заказчик, однако, потребовал выступления в некоем синтетическом жанре. Марат, владелец «Лансера», вместе с автомобилем доставил в студию избранное им звуковое оборудование. Избранное, будем справедливы, со вкусом: трёхкомпонентная акустика Dynaudio и три одинаковых усилителя Zapco. На этом было предложено построить систему с очень хорошим звуком, способную при этом показать и достойный уровень звукового давления. Были и некоторые другие «клиентские» соображения, касающиеся компоновки системы, их включили в заказ, следуя известному принципу: «Желание клиента = закон для установщика». С построенной системой Марат ездил и получал удовольствие от её звучания в соответствии с качеством компонентов и мастерством установщиков. Однако занесла его (далеко не первого) нелёгкая на соревнования. Там в классе «Новичок 4000» он в течение своего первого в жизни сезона выступал неплохо, но хотел большего. И накануне финала приехал в уже знакомую студию с прежней машиной, но новым заказом. Заказ был — на победу как в качестве звучания, так и в SPL.
Заказ приняли, но со встречным требованием. Новый заказ должен был отменить требования предыдущего, теперь выбор компонентов переходил в руки «мастеров синтетического жанра». Чем, спросите вы, не угодила Dynaudio — акустика мечты (в силу цены для многих — несбыточной) аудиофилов? Да просто универсальных решений нет, угодить музыкальным предпочтениям владельца машины, особенностям её акустики и критериям, предъявляемым на соревнованиях, Dynaudio не смогла. Анализ судейских протоколов и скрупулёзное «переслушивание» выявило три главных претензии к звучанию. Претензии, отметим, такие, что своей величиной не помешали машине во время сезона добираться до первых мест в классе, но заказ был конкретным: уверенная победа на финале страны.
Одновременно с переустройством аудиосистемы салон был перетянут алькантарой, и для вида, и для звука
Суть претензий: мидбас получался точный, но вялый, для струнного квартета — лучше не бывает, но для более агрессивных музыкальных направлений — чересчур осторожный. В геометрии звуковой сцены усматривалась тенденция к заваливанию краёв и ширина меньше желаемой.
Странно видеть (и читать), как из готовой и удачной системы выкорчёвываются компоненты супертопового уровня, но в этом и заключаются смелость и умение профессионального установщика: найти компоненты не самые дорогие, по принципу «за эти деньги — обязаны сыграть», а именно наилучшие для данной конкретной системы данного конкретного гражданина. Окончательный выбор здесь может оказаться далёким от тривиальности, как, например, в этом случае.
Выбор головного устройства, однажды сделанный в пользу HX-D2, известного также как DRZ 9255, пересмотру не подлежал, здесь всё было на своих местах. Не нашлось оснований пересматривать и усилительное хозяйство, во всяком случае, в его части, задействованной на фронт. А вот сама фронтальная акустика была перетряхнута нещадно. Главное концептуальное изменение было связано с заменой купольных среднечастотников диффузорными. Из-за вынужденно высокой частоты раздела полос НЧ/СЧ и происходил завал краёв сцены. На место Dynaudio MD140 встали 100-миллиметровые Morel Dotech. С ними ширину полосы СЧ удалось существенно растянуть вниз, в сторону низкорасположенного басовика, и эффект «радуги» исчез. Пищалки из стоек, где они работали практически на прямом излучении, перенесли в уголки зеркал, что теперь превращается в тенденцию, заметили? Оказалось, что так легче добиться широкой звуковой сцены с минимальной временной коррекцией. Для этих условий работы Morel MT-23 подошли лучше, чем чересчур рафинированные Dynaudio MD100. Они пока оставлены в стойках, типа — на память, к следующему сезону уберут.
Clarion HX-D2, знаменитая реинкарнация ещё более знаменитого DRX-9255, выполняет все функции подготовки сигнала (чего не умел исторический прототип)
И наконец, мидбасы, вернее — низкочастотники трёхполосной системы. Здесь финальный выбор оказался совсем неожиданным. Мидбасы из комплекта Kicx Pro 62D — вот кто выгнал из дверей датские шедевры. Головки под конкретную дверь конкретного автомобиля (дело, разумеется, не столько в двери, сколько в прилежащем к ней салоне) подбирали прямым «американским» методом, каким Томас Эдисон делал свои изобретения: опыт за опытом, не отвергая заранее ни одной возможности. В конкурсе победили Kicx, именно с ними в звучании фронта установился желаемый характер мидбасовой атаки и наполнения.
Свободу слова вновь установленных диффузорников не стали ограничивать никакими закрытыми объёмами, оба работают на весь «подторпедный» объём, что окончательно развязало руки в выборе частоты раздела НЧ/СЧ, она здесь подбирается к отметке 200 Гц, значит — весь голос с гарантией излучается выше приборной панели.
С фронтом разобрались, что же касается багажника, тут сказался опыт студии по строительству эспиэльных машин, такова была вторая часть требований к системе. В качестве суббасовых излучателей были взяты две «десятки» Oris, помещённые каждая в свой корпус-фазоинвертор. Эти головки — одна из самых удачных разработок марки, а чтобы получить от сабвуферов всё, объём акустического оформления и настройка были взяты из эспиэльного арсенала: каждая из ASW-1044 работает в объёме 37 л (куда как немало для «десятки») с настройкой тоннеля на 50 Гц (что выше обычно применяемых значений). Головки эти — двухкатушечные (4 + 4), каждая была скоммутирована на 2 Ом, потом обе — соединены в параллель, так что басовому усилителю доставалась одноомная нагрузка. Но поскольку для этой роли был подобран импульсный моноблок MTX 8000D, проблем не предвиделось (да и не возникло).
Дистанционное управление басом: естественное дополнение к ураганному моноблоку
Корпуса сабвуферов изготовлены из MDF, при этом, поскольку кузов машины — седан, а значит, при закрывании крышки багажника внутрь его погружаются «гусиные шеи» кронштейнов крышки, под них сверху сделаны плоские карманы, изолированные, естественно, от объёма короба. Тоннели выполнены на основе гибких рукавов DLS c диаметром, нетипично большим для этого калибра головки, но поскольку объёмы большие, а настройка высокая, они получились разумной длины.
Главный же секрет басовой установки — устройство передней, граничащей со спинкой заднего сиденья стенки. В обычном положении (и на соревнованиях по SQ) трапециевидное окно в центре плотно перекрыто спинкой сиденья, а полка под задним стеклом «просветлена» лишь отчасти, поэтому бас в салон попадает существенно ослабленным и акустически отфильтрованным от гармоник. При подготовке к ESPA спинка складывается, и объём багажника превращается в подобие бандпасса, нагнетающего басы в салон по полной.
Диффузорный среднечастотник на торпедо обеспечил гораздо более стабильную сцену, чем купольник
После выбора (тоже, понятно, опытным путём) размера «бандпассного» окна по критерию максимального звукового давления в салоне, по сторонам смонтировали два из трёх Zapco. Третий расположился на полу багажника рядом с импульсным басовым аппаратом. Скоммутировано развитое усилительное хозяйство самым простым и понятным образом, что стало возможным благодаря потенциалу HX-D2. В режиме работы встроенного кроссовера Multi аппарат позволяет сформировать все четыре частотные полосы, необходимые системе с трёхполосным фронтом и сабвуфром, даже с фильтром-сабсоником, если надо. Поэтому усилители на схеме выстроились как на шкале частот: «ВЧ — СЧ — НЧ — Сабвуфер», к каждому напрямую привязано по паре динамиков, на входы каждого (тоже напрямую, с отключенными фильтрами) подан сигнал нужной полосы.
Выполнен ли заказ? По ведомству SQ — безусловно: первое место в классе на финале России. По ESPL, может показаться — нет, там место в классе «2 сабвуфера» было шестым. Однако ни одна машина, оказавшаяся в таблице результатов перед «Лансером» Марата, результатов в SQ не показала никаких, все они были целевым образом ориентированы на «давку децибел». Так что, можно считать, и в этом амплуа выступление было не провальным…
На роль басовика трёхполосного фронта наилучшим образом сгодился Kicx Pro
Для работы в уголках зеркал больше подошли Morel MT-23 с апертурным телом перед куполом
Отверстие в передней стенке багажника превращает его в подобие камеры бандпасса. Когда нужно…
Два из четырёх усилителей расположились на полу багажника
Большой объём ФИ, высокая настройка и увеличенный порт — испытанные приёмы эспиэльщиков
RTA
При закрытом «окне в багажник» басовая часть АЧХ отлично выступила в амплуа SQ: совокупная работа сабвуферов и сложной акустики системы «салон — багажник» дали АЧХ с максимумом на 30 Гц, поэтому-то и не было слышно «фазоинверторных» горбов на басах, их попросту нет: все басовые ноты оказываются выше максимума отдачи. Ниже оказались у мотоцикла, тогда-то и услышались лёгкие огрехи. Остальная часть АЧХ хоть и не лишена некоторых местных нерегулярностей, но в целом — образец нейтрального тонального баланса, характеристика укладывается в коридор ±3 дБ от 70 Гц до 16 кГц, с небольшим и знакомым всем владельцам пищалок Morel спадом на самом верху.
SQ
На дорожке, открывающей диск «АудиоДоктор» (Magic Pump) совершенно не чувствуется приверженности басового звена отдельным нотам, что так нередко служит платой за повышенный к.п.д. фазоинвертора. Весь басовый рельеф отыгрывается ровно, без напряжения и нервозности. В то же время показалось, что голос солистки немного ходит вблизи центра сцены. Соло ударника (дорожка 11) проявило сильную сторону системы: очень выраженная детальность звучания на периферии звуковой сцены, тарелки отчётливо различаются и по высоте, на которой они расположены, и по размерам, которыми обладают. Блюзовая запись (трек 12) понравилась тем, что все звуки висят в воздухе, не касаясь деталей салона, и вновь практически безукоризненный басовый рельеф. Уровень баса при этом более чем умеренный (глядя на возраст владельца машины, этого не ожидали). На академическом Шнитке очень хорошо прорисована акустика сцены. Не зала, а именно сцены, с осязаемыми отзвуками от задника (в БЗК его роль исполняют трубы органа, звуки отражающие отлично). Мелкие детали звучания передаются уверенно, но без навязчивости, локализация инструментов не теряется и на крещендо. Турецкий барабан с бонусной дорожки отыграл убедительно, но как-то вполсилы, будто по принуждению дирижёра. Инфрабасовая запись мотоцикла выявила небольшую локализацию сабвуфера, но прозвучала очень внушительно, как-то кинематографично, если угодно.
Гуляющий по сцене саксофонист помог оценить линейность и горизонтальное разрешение звуковой сцены, он аккуратно прошагал по торпедо, а под конец (уже от себя) отошёл на шаг от микрофона в глубь сцены. Интересный мужик, в каждой машине ходит слегка по-разному…