КЛАССНЫЕ НАСОСЫ…
Добрый день, уважаемая редакция! Это письмо — просто благодарность. Если что-то не так, не судите, все написано от души, а о многом умышленно не написано — сохранено для отдельной рубрики. Я, Лысенко Денис Михайлович, стал серебряным призером и обладателем двухканального усилителя, компонентной и коаксиальной акустики фирмы Audio Art в конкурсе «Музыка ночных городов». Во-вторых, хочу сказать cпасибо компании «Алком» и журналу «АвтоЗвук» за проведение всех конкурсов и за то, что призы пришли 10 октября, что очень к месту, у призера был день рождения 12 октября…
Вообще, когда я покупаю журнал, тут же вскрываю его и читаю по пути домой, и обычно с конца — так почему-то интересней. В этот раз листал с начала, и стало еще интереснее, когда увидел свое имя на странице «АЗ». Естественно, я не поверил глазам. Я всегда не верил, что просто так можно что-то выиграть, поэтому на победу сильно и не рассчитывал. Журнал показал родителям. Те порадовались, потом рассказали всем на работе. Самое странное, что никто не верил, что призы придут (в смысле, по почте). Меня это раздражало, ведь и в мыслях подобного не было. Я знал, что призы придут до ноября. И вот, когда я сидел на паре в универе, брат звонит и говорит, что достал из ящика «…две какие-то картоночки желтого цвета на твое имя…». Я с трудом вытерпел окончания занятий и примчался домой. Вечером пришли родители… На следующий день информация пошла в известных направлениях. Теперь придется поверить…
В общем, на вопрос: «Купили, да?» мы скромно отвечаем: «Нет, выиграли…» Кто-то не верит: «Да ладно!», кто-то тупеет: «Как это, выиграли?», некоторым показывали «АвтоЗвук», но скоро надоело каждому тыкать и доказывать. Сейчас все установлено в ВАЗ-2106. Компонентная акустика Audio Art — впереди, как положено, коаксиалы — в 30-миллиметровую полку, но играют, только когда надо «громко». Усилитель Audio Art выдает заявленные 2 х 120 на двухкатушечный сабвуфер. Фронт и тыл подключены к внешнему четырехканальнику. Но во всем этом мне кое-что не нравится: сабвуфер играет аж до 120 Гц, на усилке ФНЧ — на минимальных 55 Гц, крутизна не сабвуферная, долбит в спину раздражающе и неприятно. За прошедшие две недели увлекательной работы уже поменял направление пищалок с «середины лобового стекла» (+3 дБ на кроссоверах) на водителя (аттенюаторы — вниз). Очень понравилось работать со стекловолокном. Мидбасы расположены в нижней части дверей и направлены на ручку КПП, левый играет в противофазе. Теперь мечтаю накопить на ресивер с крутыми фильтрами и процессором временных задержек, а также добавить 8-дюймовые мидбасы под передние сиденья, ведь ВЧ и СЧ-звено уже есть. И все же из-за отсутствия в головах очередных слушателей хоть какого-нибудь эталона звучания им сравнивать не с чем, поэтому удивление от детальности и «необычности» звучания спереди — налицо. Учитывая, что в городе нет не то что профессионального, а даже соображающего любительского автозвука (проще говоря, «нет машин с компонентной акустикой спереди»), все просто в шоке. Теперь часто слышу в свой адрес нынче «модную» и многими любимую фразу: «Вот это качает!». В таких случаях я позволяю себе гордиться тем, что у меня в машине такие классные «насосы» и всем они по душе!
Рады за Вас, Денис. Теперь, если случится конкурс от Alpine или Pioneer, в общем, у кого головные устройства с процессорами, надо полагать, один участник у нас уже есть, так? 🙂
Не злорадства ради…
Здравствуйте! Обожаю Ваше издание. Фактически Вы подтолкнули меня к увлечению автозвуком. Не из злорадства, а в порядке конструктивной критики: В «АЗ» №9/2006 в тесте CD-ресиверов от 340 до 450 у.е. у аппарата Nakamichi CD-400 было отмечено отсутствие диммера переключения треков «по кольцу». А он есть…
Андрей Кунгуров
Большое спасибо, Андрей. Удивительно, как мы это просмотрели, но эксперт, тестировавший аппарат, и сейчас готов поклясться, что представленный ему экземпляр «назад» от первого трека переключаться не захотел. Но впредь будем внимательнее.
Попробуйте «дижонской горчицы»
Я заболел автозвуком относительно недавно… Всё началось с того, что одногруппник предложил «саб забабахать». Я купил динамик, усилитель, провода, фанеру, он — сделал корпус и помог всё это собрать в кучу на машине. С тех пор прошло 1,5 года.
Моим новым любимчиком стал Citroen C4. У него есть штатная музыка. По первости я думал, что смогу долго выносить звук штатной системы, но спустя 1,5 месяца взвыл! Неудачное взаимное расположение мидбасов (неопределенного размера) и пищалок оказывает ужасное влияние на стереопанараму, если таковая вообще имеется, бас — по тестовому диску «АудиоДоктор» он появляется только где-то с 80 Гц, штатная магнитола не имеет mp3-декодера, что вносит некоторые неудобства в прослушивание музыки во время перемещения по городу-герою Москве.
У меня уже появились некоторые идеи по озвучке моего транспортного средства, по конструкции сабвуфера и т.п. Но возникли и вопросы, которые требуют решения до начала работ.
Вопрос первый. На авто установлена штатная магнитола, с которой выполняется управление многими электросистемами автомобиля, поэтому её замена не предусматривается. Но у неё маловато каналов усиления и нет линейных выходов. Вариантов решения проблемы — два. Или «сделать» линейные выходы, внеся изменения в конструкцию головного устройства, или к выводам со встроенного усилителя головного устройства подсоединить преобразователь уровня сигнала, на выходе которого получается сигнал с уровнем обычного линейного выхода. Насколько различается качество получаемого сигнала у этих вариантов, и сильно ли ухудшится звучание системы, если я применю второй вариант?
Второй вопрос — более принципиального порядка. Конструкция торпедо моей машины такова, что туда без проблем можно установить среднечастотные динамики при монтаже трехполосной системы. Если устанавливать спереди именно 3-компонентную акустику, то частично снимается проблема неудачного штатного расположения мидбасов, которые переносить куда-либо не хочется. Получается, что среднечастотник и пищалка будут находиться рядом и работать на полном отражении от лобового стекла. Мне недавно пришла идея в качестве связки СЧ/ВЧ использовать 4-дюймовый коаксиальный динамик. Этот вариант дешевле и удобнее при установке, да и выглядеть будет гармоничнее на месте штатных пищалок. Теперь появляется второй пучок вопросов к знатокам: были ли случаи подобной установки? Какие проблемы могут возникнуть? Как отразится на сцене перекрытие пищалкой части небольшого диффузора среднечастотника? Возможно ли будет вообще получить сцену, хоть как-то похожую на правильную?
Аркадий Винокуров
Аркадий, у нас проходили две интересные системы в С4, в №3/2006 и в №9/2006. Вторая («Дижонская горчица») для Вас должна быть особенно поучительна, там как раз трёхполосная акустика на отражении. В обоих случаях, правда, головное устройство устанавливалось новое, и мы настоятельно рекомендуем пойти по этому пути, а не по одному из предложенных Вами. Найдите решение, которое позволит установить новый источник, иначе остальные денежные и трудовые затраты могут оказаться, скажем так, малоэффективными. Если же всё-таки штатная «голова» останется на месте, мало ли что, никаких особенных преобразователей уровня Вам не понадобится, немало есть усилителей со входами высокого уровня, просто Ваш выбор сузится до их числа. Качество сигнала на «спикерных» выходах, конечно, уступает тому, что на линейных, и это ещё один (из множества) аргумент в пользу установки нового головного устройства, а штатное пусть себе управляет прочими функциями.
Что касается идеи использовать 4-дюймовый коаксиал в роли СЧ/ВЧ-излучателя, она более чем разумна, многие головки такого типа только для этого, в сущности, и годятся, зато уж годятся отлично. Пройдитесь по нашим тестам, наверняка найдёте подходящий вариант.
Есть идея!
Привет редакции! Это ваш постоянный читатель, Линар.
Тут такое дело, езжу я на Renault Scenic 2001 г.в., хочу в него поставить трёхкомпонентку на фронт из серии DLS Classic C36, ну или Reference, как с деньгами будет. Твитеры на отражении от стекла, СЧ в торпедо, по местам родных пищалок, тоже на отражении от стекла. А вот с сабами такая задумка: поставить два 8-дюймовых сабика из серии DLS Classic, один в ЗЯ, другой с фазиком. За безумным басом я не гонюсь, каждый день с ним ездить с ума сойти можно, а хочу просто небольшую поддержку для фронта. Как вам идея с сабами? Может, лучше два ЗЯ в разном объёме или один на 10 дюймов?
С уважением, Линар Хуснутдинов.
Линар, всё было хорошо как раз до «идеи с сабами». Не обижайтесь, но она диковатая: басовое излучение от двух разных сабвуферов будет приходить в салон с разными фазовыми сдвигами и складываться таким причудливым образом, что Вы проклянёте всё на свете. Если поставите две «восьмёрки» в разных объёмах, добьётесь сходного, только менее катастрофического результата. Зачем Вам идти поперёк течения? Поставьте две «восьмёрки» в одинаковые объёмы (или в один удвоенный по сравнению с оптимальным. Или одну «десятку», это будет более чем достаточно для «поддержки фронта».
Последняя надежда
Я являюсь давнишним вашим читателем, как купил первый ваш номер так и заболел автозвуком. Ставил в машину всё сам, недавно при апгрейде системы (решил поменять саб и усилок к нему) столкнулся с проблемой расчёта корпуса для саба (SPL 12 дюймов, Fs = 30 Гц,Vas = 48 л, Qts = 0,61). У меня при расчетах получается объём ФИ порядка 80 л, что уж очень пугает. Может, я что неправильно делаю, или саб вообще free air (знаю, что они любят просторные корпуса)? Сопроводительной инструкции не было, все параметры искал в Интернете, поэтому и прошу у вас помощи. Ставил в ЗЯ 41 л, звук получается ужасным. Рассчитывать мне больше не на кого, только на вас, жду с нетерпением новый номер журнала и ответ.
Евгений
Евгений, если параметры верны и относятся именно к этому динамику, для free air у него низковата резонансная частота, зато неплохо должен получиться ЗЯ с объёмом около 35 л (это не должно пугать). Оптимальный ФИ, впрочем, у нас тоже вышел не пугающего объёма: 40 л с настройкой на 30 Гц. В большем объёме у Вас получится более высокий, но и более узкий горб на АЧХ.
Виновата ли я?
У меня вопрос такой: почему в моей программе BassBox 5.1 (или спикершоп) получаются не совсем такие АЧХ сабов, как в Вашем тесте? Я взял для примера расчётов саб DLS OA 10 из №11 этого года (параметры, рекомендованные вами). Ввёл параметры, получившаяся АЧХ такая же, но не совсем, кому же верить: своей проге или вам? Или ещё вот LA S4.10.VC2 из того же теста. Грешу на старую версию проги 1995 г., а может, я виноват?
Вячеслав Перминов, г. Ижевск
Вячеслав, мы посмотрели присланные скрин-шоты, всё сделано верно, кроме, вероятно, одного, чего на экране не видно: неизвестно, какую Вы использовали передаточную функцию. Если лень вводить по точке нашу «фирменную» (она приведена в №8/2000), введите частоту перегиба, равную 60 Гц, получите примерно то же. Что получаем мы и что не раз сопоставляли с фактами жизни, каждый раз — успешно.