Максим ГОГОЛЕВ, г. Анна Воронежской обл.
Сказ про ГАЗ и про БАС
Было это давно… Лет 15 назад. Наш учитель по литературе Надежда Егоровна высоко оценила написанную мною басню о непростой жизни любимого 6 «А». И по ее совету я отослал свой шедевр в самый-самый тогда журнал «Пионер».
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-9853R
- Усилитель: Audison SRx 4
- Акустика: Hertz ESK 165, ECX 690
- Сабвуфер: Hertz ES 300D
Целый месяц предвкушал, как с появлением заветной публикации обрету статус лучшего баснописца школы. И вот в почтовом ящике я обнаружил фирменный конверт журнала «Пионер». В письме один профессор-языковед из МГУ бичевал мою басню так, что навернулась скупая мальчишечья слеза. А в конце письма цензор подытожил: «Ваши рифмы как палки в колесах, хотя колеса и не очень-то раскрутились». И мир не видел более моих произведений. Прошли годы… Я пишу в другой журнал и раскручиваю другие колеса. Это мой первый эксперимент в области автозвуковой прозы, думаю — более удачный, чем тот, поэтический из далёкого прошлого.
Итак, берём ВАЗ-21093 и приступаем к виброизоляции кузова. Процесс проходил зимой. За счет скрупулезного уничтожения всех щелей и применения газовой горелки в гараже температуру удалось довести до 11 градусов жары (за стенами гаража было 25 мороза). Строительного фена у меня нет. А получил я горячий воздух бытовым феном, который, в свою очередь, брал воздух уже теплым от расположенного рядом нагревателя. Работа с СТП не требует особых мозговых извилин, но у меня в процессе изоляции выпрямились и последние, т.к. с драгоценным теплом в гараже оставались и пары растворителя. Однако выжил и не повредился умом, крыша, багажник и двери оказались обработаны вибропластом, а передние двери получили еще сплэн и визомат. Все стыки пластмассовых деталей проклеены битопластом.
В ходе апгрейда аудиосистемы на смену Panasonic с картинками пришел Alpine 9853. Одно слово: голова! Недешево, но богатые настройки того стоят. Тем более в будущем планирую 3-полосную систему.
Акустика Hertz Energy впечатлила соотношением цены и качества. На фронте работает 2-компонентная esk 165. Подиумы под мидвуферы приобрел готовые, но сделаны они оказались очень качественно. Притянул их, а также обшивку саморезами к металлу двери. Твитеры после недолгих мучений были направлены на дальнего слушателя. От изготовления подиумов пока отказался, т.к. знакомые обозвали мои пищалки «слабенькими» и посоветовали попробовать хотя бы Space.
Многоцветные клавиши Alpine вписываются в любой интерьер
На роль тыла взял коаксиальные ECX 690. При изготовлении подиумов использовал монтажную пену, стеклоткань, эпоксидку. Объем подиумов очень мал, поэтому они сообщаются с багажником. Но чаще всего я тыл отключаю, благо в Alpine предусмотрена возможность отключения встроенных усилителей.
В какой-то момент, под давлением инфляции и цен на нефть, решил установить в машине газовое оборудование. Но где и как поместить саб? Ведь без басового звена идея с аудиосистемой теряла всякий смысл. Горнолыжник перед поездкой тоже задумывается, что ему все-таки оставить в люке заднего сиденья — саб или лыжи. Нужен компромисс. Готовый корпус съел бы много места, которого и так всегда катастрофически не хватает. «Стэлс» должен был бы «обнять» не только арку колеса, но и часть баллона. В итоге корпус с фазоинвертором на 36 л для динамика ES 300D изготовил следующим образом. Основная часть всем известна: ДСП, жидкие гвозди, герметик и две сотни саморезов. Внутри обработал «Кордоном» и наклеил на стенки поролон. Впоследствии добавил и синтепон. Чтобы облегчить доступ в багажник, саб откидывается на газовой стойке. Петли прикручены к металлической полосе, которая идет за спинкой. Удерживает саб от открывания дверной замок от ВАЗ-2108.
«Покупной» подиум не нарушил общего стиля
Силовой кабель «Чернов» проложен в гофре по левому борту. Межблочники Oris и акустические кабели по центру. 4-канальник Audison SRx 4 нашел пристанище в нише левого крыла, с ним поселился и помощник — 1-фарадник Adagio. Оба закрыты фальшпанелью с оргстеклом и подсвечены неоновой лампой.
Параллельно построению системы салон претерпел изменения, весь интерьер теперь решён в синих тонах. Двери получили новые «мыльницы», фишки и тканевые вставки. Потолок перетянул в тон дверям. Это оказалось не так уж сложно: клей БФ тонким слоем и утюг. Грили всех динамиков тоже посинели, а тыл и саб были еще награждены светодиодами подсветки. После обтяжки подиумов и корпуса сабвуфера остались обрезки карпета. Им обтянул все пластиковые накладки, а в места стыков подклеивал двусторонний скотч, в итоге швов стало совсем не видно.
Разделение частотных полос происходит и в головном устройстве, и в усилителе. Кроссовером «головы» для фронта оставил частоты 80 Гц и выше, коаксиальный тыл играет от 120 Гц, а сабу досталось все, что ниже 80 Гц. Кроссовером усилителя продублировал частоты среза 80 Гц для сабвуфера и фронта, получив удвоенную крутизну спада. Пассивный кросс разделяет работу мидвуфера и твитера на частоте 3,5 кГц, это от меня уже не зависело. Звуком я доволен. Пока доволен. Значит, впереди новые системы и апгрейды, а значит — и новые опыты в прозе…
Твитер на карпетной стойке
Тыл и сабвуфер, вид из салона
«Открытый» саб
Снаружи сабвуфер выглядит как free air
Обратная сторона панели
Друг Афоня поглощён настройкой
Восемь светодиодов помогают найти саб в темноте
Потолок перетянут в гаражных условиях. Не боги горшки обжигают…
Сила и емкость «за стеклом»…
Одна стойка справляется с массивным 36-литровым коробом
…и живьем
А сдерживает ее порыв открыться дверной замок