Сергей НОВОСЁЛОВ, г. Екатеринбург
Поиски жизни
Меня зовут Сергей, живу я в столице Урала Екатеринбурге. Работаю на промышленном предприятии инженером-технологом, в остальное время изучаю и испытываю на себе и своих машинах всё, что связано с автозвуком.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-9853R
- Усилители: ZZX-Z2.5, Dragster DAB-4075, DAB-2160
- Акустика: Infinity Kappa-60.5CS, DLS UR-2.5
- Сабвуфер: Cadence WB10-4
Началось всё давно и, как нередко бывает, почти случайно. Однажды ко мне приехал брат на ВАЗ-21099 с сабвуфером в багажнике. Звучание музыки в его автомобиле тогда так впечатлило, что я решил, что тоже буду совершенствовать свою акустическую систему. С тех пор и увлёкся всем тем, что наполняет наши автомобили музыкой, а нас — не сравнимой ни с чем, почти детской радостью.
Первым моим творением стал сабвуфер, акустическим оформлением которого был фазоинвертор. Чтобы его сотворить, пришлось перелопатить много литературы, как в Интернете, так и на страницах вашего издания. Фазоинвертор привлёк тем, что он выдаёт больше баса при меньшей мощности, чем закрытый корпус, поскольку обратная волна, выходя из отверстия наружу, усиливает фронтальную волну. Звук у фазоинверторных сабов чище, но объем их больше, чем у ЗЯ для одного и того же динамика. В подборе сабвуферного динамика помогли ваши обзоры, достойную головку с нужными мне параметрами — Cadence WB10-4 — обнаружил в «АЗ» №7/2004. Далее предстояли расчёты, тут уже на помощь пришли компьютерные программы. Объём получился приличным, так как подвес у данной модели оказался довольно мягким. Ящик был собран из фанеры, обтянут карпетом, и, когда сабвуфер впервые заиграл, радости не было предела! Затем понадобился усилитель на саб и головное устройство. Бюджет был ограничен, и я обратился за советом к специалисту — сам тогда мало что в этом понимал. К счастью, среди знакомых был сотрудник кампании «АвтоАудиоЦентр — Екатеринбург» Илья Маклаков, который в дальнейшем и курировал мою деятельность. Исходя из бюджета, он посоветовал в качестве усилителя для сабвуфера Dragster DAB-2160, выдававший в мосту 320 Вт. А головное устройство было сразу определено — Pioneer DEH-5500MP, и всё тут. С фронтальной акустикой всё решилось просто, поскольку в подарок досталась двухкомпонентная JBL, модель сейчас не вспомню (дарёной акустике в модель не смотрят), для начального уровня она работала очень прилично. Для неё приобрёл подиумы в магазине «ААЦ».
Эталоном сферы послужил крупный надувной шар. Физика на службе трудовому народу…
Первый слой из ПВА придал сфере «стартовую» жёсткость
В таком составе всё оборудование обосновалось в ВАЗ-2112. Эта система дала понять, что автомобиль — это, пожалуй, единственное место, где я могу слушать музыку с нужной мне громкостью и в любое время суток, не создавая проблем окружающим.
На смену ВАЗ-2112 пришёл Golf IV, в это же время я познакомился с людьми, близкими, так сказать, по духу. Настоящая банда: им удалось убедить меня готовить «немца» к соревнованиям по автозвуку, чтобы знать, чего стоишь. Для этого нужно было найти «живой звук» в салоне автомобиля. Этим «поиском жизни» мы и занимались несколько месяцев.
Начали с определения бюджета и состава системы, хотя в ходе поисков, как это обычно бывает, всё менялось несколько раз. Работы проводились в маленьком гараже, пришлось купить много инструментов с перспективой на будущее, трудились вчетвером, бывало, что почти до утра. Судя по тому, что я читал, мы в этом не оригинальны, истинные фанаты, думаю, поймут.
Первоначально головное устройство переселилось из ВАЗ-2112, но при собранной системе сразу стало ясно, что Pioneer устарел и физически, и морально и в новой системе не выполняет поставленных задач. Взамен пришёл Alpine CDA-9853R.
Набравший необходимую толщину стенок окрпус закреплён на основании
Внутренняя поверхность корпуса вибродемпфирована
Фронт планировали построить двухкомпонентный на основе комплекта Infinity Kappa 60.5CS. Однако позже к нему присоседились купольные среднечастотники DLS UR-2.5. Это когда стало ясно, что без отдельных серединок будет гораздо тяжелее строить качественный фронт.
Наконец, сабвуфер. Его я так упорно не хотел менять — прошлый меня устраивал полностью, — что товарищи так и не смогли убедить. Удалось им заставить меня пересадить Cadence из ФИ в закрытый ящик сферической формы. Идея шарообразного корпуса неоднократно всплывала в литературе, последний (из найденных) раз — в журнале «Радио» №4/1991. Там уже неоднократно доказывалось, что эта форма — наилучшая для динамика, воспроизводящего диапазон частот 20 — 200 Гц, поскольку предполагает отсутствие внутренних резонансов между параллельными стенками, а плавность прилегающей к диффузору поверхности корпуса ослабляет эффект дифракции. Кроме того, сферическая форма корпуса увеличивает звукоизолирующую способность стенок на низших звуковых частотах благодаря большой жесткости.
Работы начались с разборки панелей автомобиля. Долго мы поражались немцам, когда увидели, что в дверях они уже нам всё устроили: вместо фанеры, которой приходится закрывать технологические отверстия в дверях ВАЗов, установлены оцинкованные листы железа, наглухо прикрученные на болты. Моторный отсек отрезан от салона тремя слоями шумоизоляции: один со стороны двигателя и два слоя в салоне под торпедо, само торпедо с внутренней стороны тоже шумоизолировано неким импортным материалом. Без внимания германцы не оставили и крышу, поэтому работы по шумо- и виброизоляции салона значительно упростились…
Самое трудное (но и самое благодарное) — доведение поверхности до совершенства
Динамик и его опорное кольцо
Параллельно стали изготавливать панель под усилители. Задача была разместить три усилителя так, чтобы не нарушить сдержанности интерьера, присущей «Фольксвагену». Изготовили каркас по габаритам стенок в багажнике, в нём расположили три рамки для усилителей, по окружности с доворотами, направленными на стекло дверцы багажника. Лицевая часть этой конструкции, собранной из фанеры, была обтянута обычной лайкрой. Так получили нужные обтекаемые формы. Для придания жёсткости конструкции с внутренней стороны нанесли три слоя стеклоткани с эпоксидной смолой, после этого вывели поверхность лицевой части панели с помощью автомобильной шпатлёвки и грунтовали под последующую покраску.
Без ложной скромности скажу: сабвуфер получился настоящим произведением искусства. Но искусство потребовало и технологичесикх хитростей. В качестве эталона сферы мы использовали большой надувной шар: надули до нужных размеров, обмазали его клеем ПВА и наложили слой марли. Так получился первый слой будущей оболочки, прочности у него не было никакой, но он послужил скелетом для нанесения стеклоткани с эпоксидной смолой. В итоге нанесли восемь слоёв стеклоткани, получив толщину стенки в 15 мм, которая оказалась очень жесткой и глухой. Верхушку шара обрезали, сожгли при этом три полотна для электролобзика и закрепили заранее подготовленное кольцо под сабвуфер из фанеры. Внутри шар покрыли двумя слоями визомата, одновременно с вибродемпфированием подогнав объём под заданный. С поверхностью шара было очень много кропотливой работы, поверхность требовалось сделать математически безупречной, иначе это уже не шар, а неизвестно что. Выводили и снова шпатлевали несколько раз. Сабвуфер вышел увесистым, поэтому всю эту конструкцию пришлось жестко закрепить, для этого изготовили новый пол в багажнике и на болты прикрутили к кузову.
Фанерный каркас панели усилителей собран…
… примерен по месту вместе с сабвуфером…
После этого панель для усилителей и сабвуфер отправились на покраску в цвет автомобиля, изначально предполагалось всё выдержать в одной цветовой гамме.
Затем работы перекинулись на фронт: в штатных местах дверей изготовили тоннель, набрав несколько колец из фанеры для установки мидбасов. Подиумы с доворотами на рычаг КПП решили не делать, в трёхполосной системе в этом нет необходимости. Над ориентацией СЧ и ВЧ-излучателей на стойках лобового стекла мучились несколько дней, размещая их в различных положениях. Остановились на том, что мидрейнджи направили на салонное зеркало заднего вида, твитеры — примерно туда же, но глубже в салон. Под излучатели тоже изготовили кольца и воспользовались автомобильным пластилином (химическое название не знаю) для придания единой формы стойкам. В таком виде стойки были переданы в «Отдел технической эстетики», в руки нашей знаменитости Виктора Иванова для флокирования.
Усиление сигнала решили делать поканальным, для такой схемы понадобилось три усилителя, два из которых должны были трудиться на фронт и один на сабвуфер. Изначально хотелось все усилители выбрать фирмы Dragster, так как я уже был с ними знаком, да и сабвуферный усилитель перекочевал из ВАЗ-2112. Но вот только эта затея не удалась, не смогли подобрать для пищалок такой усилитель из их линейки, поэтому для твитеров выбрали ZZX-Z2.5. Он и по мощности (2 х 70 Вт) проходит, и фильтры у него идеально подходят для пищалок.
…обтянут эластичной тканью…
…ткань пропитана смолой…
С первой пары линейных выходов головного устройства сигнал поступает на усилитель ZZX-Z2.5, обрезается фильтром ВЧ на 4 кГц и приходит к пищалкам. Оставшаяся полоса уходит с линейного выхода этого усилителя на четырехканальный Dragster DAB-4075, где сигнал подрезается фильтром ВЧ на 500 Гц и идёт на среднечастотники. Вторая пара линейных выходов головного устройства, для которых включен фильтр ВЧ на 63 Гц, питает сигналом оставшиеся два канала усилителя Dragster DAB-4075. На усилителе включен фильтр НЧ на 500 Гц, и вот в таком диапазоне сигнал приходит на мидбасы.
Сабвуферный усилитель остался прежним, Dragster DAB-2160 — с ним всё просто, поскольку наработки уже имелись. Сигнал на него поступает с третьей пары линейных выходов головного устройства и подрезается фильтром НЧ на 65 Гц.
Как только разобрались с усилителями и проводкой, стало ясно, что и как будет вписываться в интерьер «Гольфа», но поскольку опыта с такими акустическими системами ещё не было, то много раз приходилось что-то начинать сначала или совсем переделывать.
После покраски корпуса сабвуфера, панели под усилители и флокирования стоек приступили к монтажу системы. Проводку использовали DLS и Mystery. Все кабели размещены в гофрированных трубках: силовая проводка по левому борту, акустические кабели — по правому, а межблочные провода — по центру салона под полом. Силовая проводка сведена в дистрибьюторы питания на тыльной стороне панели под усилители, там же расположился конденсатор Oris CF-104, работающий на сабвуферный усилитель. Заземление тоже сведено в дистрибьютор и направлено на минусовую клемму аккумулятора.
… и после окончательной примерки…
…панель поступает в «цех отделки»
После сборки и монтажа до соревнований оставалось два дня, а еще нужно было срочно настроить систему. Начали с фазировки акустики, которая после фильтров на усилителе могла выдать что угодно. Фазометр нашли в «ААЦ» — опять Илья Маклаков подсобил.
Далее стали ловить сцену. Занятие не из легких, и, как мы позднее поняли, самое сложное — нужно прослушать массу треков, причем, как в кино, «истина где-то рядом». Так или иначе, свой живой звук мы нашли и с ним отправились бороться с гигантами на финал чемпионата России по версии ЛАС. Заняли 4-е место, не шоколадно, конечно, но это повод не для расстройства, а для дальнейших раздумий и поисков.
Я считаю, самое важное, что мы многому научились, пока трудились над автомобилем, многое прочувствовали собственными руками и собираемся идти дальше. Тем более что оформление багажника и сам звук в машине вызывали очень живую реакцию публики. Одно это означает: поиски жизни были ненапрасными.
На обратной стороне панели разведено всё электричество
Мидбасы на опорных кольцах
Один из первых вариантов СЧ/ВЧ-узла
Окoнчательный вариант СЧ/ВЧ
Готовый багажник…
… и салон