Возможно, те из вас, у кого хорошая зрительная память, припомнят, что такая же акустика уже проходила по нашим тестам около двух лет назад (№2/2005). Вернее, почти такая же, но не совсем. Букву «i» в обозначении модели видите? Это новая модель, и хотя кроссоверы, похоже, остались без изменений, головки новые, у басов литая корзина, да и параметры у всех трёх немного отличаются. Диффузор баса изготовлен из длинноволокнистой целлюлозы и покрыт прозрачным водостойким составом, только теперь он на ощупь напоминает оргстекло, а не пылелюбивый силикон. По фирменной традиции здесь применена обращённая магнитная система: неодимовый магнит помещается внутри 76-миллиметровой звуковой катушки. Кстати говоря, поля рассеивания в такой системе тоже минимальны, а значит, максимальная доля магнитного потока идёт «в дело». Большая площадь звуковой катушки на алюминиевом каркасе создаёт все условия для отвода тепла, а широкие окна в корпусе ещё больше облегчают задачу. Осевое отверстие закрыто травлёным поролоном, некоторое акустическое сопротивление он создаёт, но, как мы когда-то из любопытства выяснили, крайне небольшое, в данном случае его функции скорее пылезащитные. Уплотнительного кольца на ободе корпуса не предусмотрено, но рамка решётки хорошо ложится на поля конгруэнтного подвеса. Зажимы винтовые, в меру миниатюрные. Провода от них к катушке проложены по второму способу — это единственный вариант, который встречается в головках подобной конструкции (Morel/Dynaudio/DLS). Среднечастотники DLS — наиболее представительные из семейства купольников. Объём корпуса на глазок 0,33 л (на такой объём глаз пристрелян). Пропитка купола диаметром 78 мм вязкая, но не жёсткая, так что присутствие ткани всё же чувствуется. Диаметр звуковой катушки 76 мм. Твитер с 30-миллиметровым мягким куполом помещён в металлический (и тяжёлый) корпус, предназначенный для монтажа «в тело». Тела при этом должно быть немало, в пропорции. Раньше пищалки снабжались поворотными кронштейнами для установки их на поверхность, в нынешнем комплекте мы таких не нашли. Набор фильтров каждого канала составлен двумя кроссоверами, которые включаются параллельно. В первый входят фильтры НЧ баса и ВЧ твитера, разведенные так, чтобы между ними поместилась полоса среднечастотника. Здесь две катушки (у одной из которых железный сердечник) и три конденсатора (один полипропиленовый, остальные оксидные). Во втором, содержащем полосовой фильтр среднечастотника, два шикарных майларовых конденсатора (они включены в параллель), один электролит и две катушки. Расшифровка общей схемы будет такая: II/Zobel + (II + II) + II. Два джампера на три положения позволяют установить уровень среднечастотника и пищалки (по отдельности, конечно) из ряда Hi/Mid/Low. Ещё две перемычки — обойти фильтр НЧ басового звена, если вам пришло в голову воспользоваться активным фильтром усилителя.
Так получается, что когда звучание акустики располагает, то уже не хочется переключать аттенюаторы, а хочется принять его как есть. И тем не менее. Когда среднечастотник полностью «отпущен», женский вокал выглядит, как картинка на плазменном экране — чётко, ярко, но не очень похоже на реальность. Переводим аттенюатор в среднее положение — голос приобретает привычные человеческие черты, но на этом фоне становятся более заметны сибилянты. В нижнем положении яркость исчезает окончательно, а шипящие начинают доминировать. Выбираем среднее положение аттенюатора СЧ-головки и верхнее — для твитера, ибо в других положениях верх приобретает стеклянный оттенок. И всё равно верх остаётся простоватым, а тарелки сохраняют склонность к шипению. Бас глубоким не назовёшь, но контрабас вполне определён во времени и пространстве благодаря хорошо проработанной атаке струны. Мужской вокал хорошо наполнен и чётко артикулирован.
Параметры Тиля — Смолла | |||
Fs, Гц | Vas, л | Qts | |
НЧ | 72,7 | 4,61 | 0,566 |
СЧ | 394 | — | — |
ВЧ | 1410 | — | — |
- Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 160/100
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 70 — 21000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 87
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,507
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 2,33
Как видно по таблице, у басовой головки DLS на редкость жёсткий подвес для своего калибра. Поэтому, несмотря на тяжёлую подвижную систему (24 г), частота резонанса оказалась выше, чем у кого-либо из одноклассников. При такой массе «подвижки» даже с рекордным значением силового фактора (6,3 Тл м) сложно было ожидать высокой чувствительности. Но у среднечастотника и пищалки отдача немного выше, чем у баса (кстати, в первом варианте этого не было), так что средняя чувствительность не опустилась ниже границы нормы. Нелинейные искажения достаточно низкие во всём диапазоне даже по нешуточным меркам сегодняшних испытуемых.
Бесплатный совет: Пищалку лучше ориентировать «в лицо», среднечастотник — по вкусу.
Если провести прямую линию через АЧХ фильтра басового звена (выше 1 кГц), вы обнаружите, что благодаря присутствию цепи Цобеля наклон характеристики практически соответствует 12 дБ/окт. Частота среза 600 Гц, у ближайшего фильтра ВЧ частота среза 880 Гц. Частоты среза второй пары фильтров НЧ и ВЧ 5,3 и 7,8 кГц. Похоже, имело бы смысл обе частоты немного сдвинуть вниз — тогда на суммарной АЧХ ушёл бы пик на частоте 5 — 6 кГц и выправился бы провал на 7 — 10 кГц. Но фильтры, как я понимаю, никто не менял, хотя твитер теперь используется более высокочастотный (и более громкий). Характер 50-градусной частотной характеристики позволяет сделать вывод, что у пищалки, в отличие от купольного среднечастотника, дисперсия излучения достаточно узкая. Так что пищалку лучше ориентировать «в лицо», среднечастотник — по вкусу.
В параметрах головок привлекает внимание резонансная частота купольного среднечастотника, для такого типа головок — необыкновенно низкая, а за этот параметр купольных мидрейнджей среди производителей идёт борьба не на жизнь, а на смерть.
В наставлении сохранилась рекомендация устанавливать басы в ЗЯ объёмом от 4 до 6 л, поскольку объём двери для них велик. У модернизированной головки оказалась более высокая резонансная частота, добротность — того же порядка, поэтому рекомендация остаётся в силе. И в двери, и в ЗЯ нижняя граничная частота выйдет около 90 Гц, но в ящике отдача в мидбасовом диапазоне (90 — 150 Гц) будет выше. Согласившись на нижний предел (по -3 дБ) на уровне 98 Гц, динамик можно загнать и в объём 3 л, а это уже — кикпанель, большая редкость для «шестёрок».
КТО
- DLS Iridium 6.3i
ПОЧЕМ
- 20110 руб.
ЭТО — ПЛЮС
- Повышенная допустимая мощность
- Сравнительно низкие искажения
- Может работать в кикпанелях
ЭТО — МИНУС
- Узкая дисперсия твитера
ОДНИМ СЛОВОМ…
- «Большая» акустика универсальной инсталляции
РЕЙТИНГ
- Конструкция 9
- Частотная характеристика 9
- Чувствительность 8
- Басовый потенциал 7
- Звук 9
- Итог 42
Трёхполосная компонентная акустика до 15000 рублей