Петр ХОХЛОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
До чего же монументально смотрится строчка с ценовым диапазоном — душа радуется. И это как нельзя к месту: монументальность — пожалуй, самое характерное свойство участников сегодняшнего теста.
ПОСТАМЕНТ ДЛЯ ФРОНТА
Mystery MB 1.700D • Rockford Fosgate T5001 bd • Cadence DCA 1000.1 • DLS A6 • Power Acousik A1800DB • Ground Zero GZHA 1.1200D • Phoenix Gold RSd 1200.1 • Audison LRx 1.1k • Kicker ZX 1000.1
О многоканальном звуке и мечтать бы не пришлось, если бы человечество предварительно не освоило стерео. Но и стереофония появилась не на пустом месте: сначала было моно. И было Моно звуком, и звук был Моно — неплохое получилось начало для библии аудиофила. В общем, понятно, что одноканальный усилитель можно считать основой для построения всех прочих. А басовый одноканальный усилитель я бы назвал основой «в квадрате». Потому что бас — это тот постамент, на который опирается музыка. Основа — но не сама музыка. Только не надо обижаться тем, кто играет на контрабасе, бас-гитаре или тубе. Их инструменты, действительно, создают музыку. Но те усилители, о которых пойдёт речь сегодня, её всю, с подробностями, воспроизвести не смогут вследствие своей узкополосности. Возьмём для примера бас-гитару. Как вы думаете, каков её частотный диапазон? Пятьсот герц? Холодно. Килогерц? Тоже. Два кило? Уже чуть теплее. При рывке струны медиатором гармоники с уровнем примерно -20 дБ по отношению к основному тону запросто обнаруживаются на частотах 4 — 5 кГц. То есть глубоко в зоне компетенции пищалки, и не ведающей, что в мире есть печаль и басовые инструменты. Такой спектр без проблем пройдёт через обычный усилитель, но он намного шире, чем рабочая полоса сабвуфера и сабвуферного усилителя. Поэтому мы и говорим, что басовый усилитель воспроизводит не музыку, а «опору» для музыки.
А зачем вообще нужны специализированные басовые усилители, почему нельзя воспользоваться обычным двухканальным усилком в мостовом режиме? Можно, конечно, но принято считать, что специализированное устройство работает лучше, чем универсальное, естественно, если круг решаемых задач не выходит за рамки его специализации. В данном случае универсальное устройство — это широкополосный усилитель. Во-первых, далеко не всякий двухканальник располагает достаточным резервом мощности, чтобы «качать низы» с таким уровнем, какого бы нам хотелось. Да, не так уж редки усилители, способные выдать мостом 300 — 400 Вт. Однако 99% широкополосных усилителей могут работать мостом на нагрузку с импедансом не ниже 4 Ом. А в сабвуферных головках мощностью выше средней самая распространённая формула импеданса двойной звуковой катушки — 4 + 4 Ом, намного реже — 2 + 2. С двумя
2-омными катушками просто: включаем последовательно и получаем более или менее приемлемую мощность. Но при двухканальном усилителе в мостовом режиме 4-омные секции параллельно включить не удастся, если только вы не склонны к креативу в трактовке технических норм, а при последовательном включении мостовой усилитель будет недогружен и выдаст вместо заветных 400, скажем, 250 Вт. Но и это не всё. Фильтры в широкополосных усилителях (именно вследствие их универсальности) делаются чаще всего с крутизной спада 12 дБ/окт. А для сабвуфера лучше бы покруче, тогда его легче «стыковать» по частотному диапазону с фронтом, не опасаясь проблем с локализацией. И потом для правильной настройки саба желательно присутствие плавного фазовращателя, а в ряде случаев — и перестраиваемого подтонального фильтра (сабсоника). Есть, конечно, двухканальные усилители с таким уровнем оснащённости, но диапазон выбора сокращается до предела, и это — в столицах. За их пределами двухканального усилителя, удовлетворяющего все требования, вы можете просто не найти.
Зато специализированные басовые усилители эти требования удовлетворяют если не на все 100%, то по большей части. Главное, что в подавляющем большинстве они рассчитаны на работу с нагрузкой до 1 Ом (в самом тесте мы это будем предполагать как само собой разумеющееся). А это значит, что не только 4-х, но и 2-омные секции двойной звуковой катушки вы сможете включить в параллель. В первом и тем более во втором случае любой (или почти любой) моноблок сможет развить более высокую мощность, нежели (тоже почти любой) двухканальный усилитель в мосту на 4 Ом. Впрочем, если у вас заведомо 4-омный сабвуфер, то я не могу однозначно советовать использовать басовый одноканальник, может статься, что оптимальным выбором будет как раз двухканальный усилитель и мост, экстремизм уместен далеко не везде.
Из предыдущего повествования должно быть ясно, что мы считаем необходимым присутствие в басовом усилителе перестраиваемого подтонального фильтра и регулятора фазы. Большинство производителей, правда, к регулятору фазы относятся более сдержанно, поэтому мы отсутствие сабсоника будем считать минусом, а присутствие фазовращателя отнесём к числу плюсов. Ступенчатый буст в басовых моноблоках, к счастью, почти не встречается, но если кроме регулировки уровня предусмотрена и перестройка центральной частоты, за эту особенность будем награждать. Дистанционный регулятор уровня, вне всякого сомнения, облегчает настройку системы, но, судя по тому, что на него частенько выводится светодиодная индикация, изготовители рассматривают его как оперативный регулятор, и не без оснований: часто только поворот регулятора усиления сабового канала составляет разницу между «соревновательной» (для стоячей машины) и повседневной (для бегучей) настройками. И хотя отсутствие дистанционного регулятора мы станем относить к числу минусов, будем понимать, что до тех пор, пока вы не собираетесь участвовать в соревнованиях, минус этот довольно-таки условен.
Конструкция басовых усилителей, как правило, подразумевает присутствие двух пар выходных зажимов — вы оцените эту опцию, если вам захочется подключить к усилителю пару головок. Пара линейных выходов, вне всякого сомнения, облегчает подключение усилителей, но и их отсутствие особых проблем не создаёт. Теперь пришло время напомнить, что «наши» одноканальные усилители (в отличие от домашних) снабжаются парой линейных входов — по числу соответствующих выходов в «головах». Входы суммирующие, и это даёт инсталлятору дополнительную степень свободы — при необходимости можно вдвое «загрубить» вход (снизить чувствительность усилителя), если использовать один вход из двух. Попадаются иногда усилители, в которых входы выполнены с иными коэффициентами суммирования (обычно в результате ошибок в схеме), но в пределах сегодняшней группы вариантов не было: уровень выходного сигнала при использовании двух входов ровно на 6 дБ выше, чем когда задействован один вход.
До сих пор мы ни словом не обмолвились о внутреннем устройстве одноканальных усилителей. В действительности здесь продолжается победное шествие ШИМ-усилителей (более известных под корректными именами «импульсные» или «класс D» и некорректным «цифровые»). И причина тут даже не в том, что
D-класс мощнее, усилители, построенные по традиционному принципу (в классе AB) тоже многое могут. Основная причина в том, что при значительной выходной мощности выделяется много тепла, и преимущество усилителей D-класса по части к.п.д. выливается в осязаемый выигрыш в габаритах корпуса и расходе металла. Конечно, импульсные не могут похвастать столь впечатляющими техническими характеристиками, как усилители класса AB. В частности, относительный уровень шума у них на круг децибел на тридцать выше (-75 дБА против -105 дБА). Впрочем, надо понимать, что в эти 30 дБ основной вклад вносит составляющая с частотой ШИМ-последовательности, а это может быть и 70, и 150 кГц. Фильтр A вносит на частоте 80 кГц затухание 20 дБ, так что составляющая с частотой ШИМ-генератора имеет магнитуду порядка -50 дБ. Однако особой драмы из этого делать не стоит, поскольку сабвуфер такие частоты воспроизвести и не подумает, а других динамиков в басовом тракте нет. Так что оценку за технические характеристики мы снижали по двум причинам: если коэффициент нелинейных искажений превышает 0,1% и если неравномерность АЧХ усилителя достигает (или превышает) 2 дБ. Будут ли слышны такие искажения на этих частотах — вопрос дискуссионный, но мы исходим из того, что если нелинейных и амплитудных искажений можно было избежать, а разработчик этого не сделал, то это демонстрирует определённое отношение ко всей разработке. Коль скоро в осциллограмме выходного сигнала усилителей D хорошо видны импульсы несущей частоты, мы приводим значение этой частоты, а вам представляется возможность сравнить, как зависит взвешенный уровень шумов от её значения.
Выходную мощность измеряли при напряжении на зажимах питания 12 ±0,1 В. Мы считаем, что этот вариант наиболее приближен к реальности. Во-первых, штатный генератор даже современного автомобиля при токе потребления 50 — 80 А не сможет удержать в сети напряжение 14,4 В, вся ответственность ложится на аккумулятор, на зажимах которого через несколько секунд установится 12,5 В. А во-вторых, не меньше 0,5 В упадёт на проводах питания; мы использовали провода четвёртого AWG длиной 0,5 и 1 м для «земли» и «плюса» соответственно, и на них в ходе измерений падало от 0,3 до 0,7 В. Естественно, в кратковременном режиме выходная мощность усилителя будет несколько выше.
МЁД & ДЁГОТЬ
Вот казалось бы: победное шествие импульсной технологии не остановить. Грохочут «классы D» сапожищами по низким частотам, аж страх берёт. Не всех берёт, как выяснилось. В «Лидеры» теста «ударных» басовых моноблоков вышел усилитель, устроенный обыкновенно, по принципу класса АВ. Только задуман и сделан он оказался необыкновенно, потому и продемонстрировал: традиционная схемотехника позиций сдавать не собирается. Короче — Audison. Греется он при работе люто, в инсталляции вопрос охлаждения надо будет решать всерьёз, мы-то при испытаниях можем перекур сделать, а музыка должна быть вечной. Греется, но дело своё делает безукоризненно.
Из тех, что не греются (не так, во всяком случае), лучшими были признаны Cadence и Phoenix Gold. Из этих двух наши предпочтения на стороне Cadence, поскольку второй претендент не рассчитан на нагрузку ниже 2 Ом, а это у современных и накачанных моноблоков уже считается не совсем комильфо. Поэтому Phoenix Gold получает «Рекомендацию», искреннюю и заслуженную.