Искажения по-честному
Недавно наткнулся на обсуждение статьи Линквица, где он привел данные измерений по «небюджетному» сабу. Картинки со спектром нелинейных искажений (десяток процентов каждая из младших гармоник!) и осциллограммы похожи на полученные мной.
В связи с этим хочу попросить, когда будут проводиться обмеры сабов-«десяток», сделать еще одно измерение: к.н.и. в ЗЯ при подведённой мощности до 25 Вт (например, подав 10 В действующего напряжения на 4-омный дин) на одной низкой частоте, скажем, 25 Гц (а не 50 — 125 Гц, что напоминает «среднюю температуру по больнице»).
Конечно, эти результаты нельзя будет опубликовать в «АЗ» (рекламодателям не понравятся десятки процентов нелинейных искажений), но, может быть, на форуме опубликовать табличку к.н.и. (а в идеале и графики)? Надеюсь, это поможет дать ответ на очень часто встречающийся здесь вопрос: какой мощности нужен усилитель для саба столько-то ватт.
Другой вопрос: на какой частоте и каким порядком обрезать саб сверху.
Где-то у Алдошиной читал, что частоты ниже 300 Гц человеком не локализуются. Почему же тогда рекомендуют резать сабы на 80 Гц, а многие и ниже, на 60 Гц?
Во-первых, эти рекомендации делают из сабов с линейной АЧХ (рассматриваю ЗЯ) практически узкополосные высокодобротные системы, которые играют меньше октавы (40 — 60 Гц — хуже бандпасса).
Во-вторых, это не приводит к результату по причине того, что гармоники генерируются в самом динамике (см. первую часть), т.е. если даже сделать идеальный ФНЧ очень высокого порядка, динамик, обладая нелинейными искажениями, будет воспроизводить частоты, которые на него не подавали, они и позволяют локализовать саб.
Отсюда возникает интересное следствие: поскольку на низких частотах (20 — 30 Гц) нелинейные искажения много больше, чем на 50 — 80 Гц, уровень мощности гармоник, попадающих в область локализации слуха (выше 300 Гц), выше для более низкочастотных сигналов. Другими словами, для уменьшения локализации саб нужно резать скорее снизу (либо сабсоником, либо «тесным» ящиком — кому как нравится), а сверху можно позволить распустить его до 100 — 120 Гц (чтобы уменьшить к.н.и. мидбасов, также подрезав их снизу повыше). Увеличение полосы, воспроизводимой сабом (3 октавы), положительно скажется и на его импульсной характеристике.
Как всегда, всё ИМХО, просто мысли вслух.
Vasy1, Одесса
Давайте по порядку. У нас коэффициент гармоник у сабвуферов измеряется при мощности, которая создаёт на средних частотах звуковое давление 96 дБ на 1 м в свободном поле. В зависимости от чувствительности головки эта мощность оказывается существенно разной, но типичное её значение — 10 — 15 Вт. Даже не 25, как Вы предлагаете. Искажения даже на этой мощности начинают расти до неприличных значений уже ниже 50 Гц для головок 10 — 12 дюймов и ниже 40 — для «пятнашек», о самых низких частотах, 20 — 30 Гц, вообще не имеет смысла говорить. Однако для практических целей надо знать именно средний уровень искажений, а не на изолированной частоте, сабвуфер всё же воспроизводит некоторую полосу частот. А то, что хороший и прекрасный сабвуфер на 40 Гц показывает нередко 10 — 15% искажений — никакой не секрет, даже от рекламодателей. Как это сможет дать ответ на вопрос, какой нужен усилитель — не совсем ясно. Это зависит скорее от реальной чувствительности в салоне, с учётом оформления и создаваемого им акустического усиления.
По второй части: значение 300 Гц оставим на совести Ирины Аркадьевны, практика показывает, что с ним согласиться затруднительно. Что же касается влияния искажений, создаваемых сабвуфером, на его локализацию, оно действительно огромно, по-другому не скажешь. Но здесь надо иметь в виду, что, в отличие от усилителей, искажения, создаваемые сабвуфером на низких частотах, сводятся к двум, много — трём гармоникам (а не десяткам, сплошным забором, как у усилителя в режиме клиппирования). Поэтому вероятность того, что гармоники частот 20 — 25 Гц дойдут до диапазона повышенной (по тем же КРГ) чувствительности слуха, относительно невелика, в особенности учитывая, что реально содержание этих частот в сигнале крайне невелико (помните статью про спектры музыкального сигнала?).
Кстати, обратите внимание: какой низкочастотный динамик использует сам Линквиц в своей акустике? «Наш» Peerless XLS10, в котором, как мы в своё время установили, нет ничего такого уж особенного, кроме одного: очень мало искажений. Так вот: все системы, где мы встретили этот (или следующий, XXLS) динамик в роли сабвуфера (например, Ford Focus из №11/2006), локализации в нехорошем смысле не демонстрировали совсем.
Бас по проводам
Пожалуйста, напишите о приборе для обработки баса Soundstream BX-10. В Интернете пишут бредятину, единственная найденная полезная информация гласит о том, что прибор восстанавливает утерянные при записи басовые гармоники. Хотелось узнать, является ли прибор психоакустическим процессором (не зная сути процесса, от себя: может ли при подключении в тракт НЧ-динамиков (6,5) на слух воспроизводить более глубокий бас, чем есть на самом деле?).
С уважением, Таланкин Алексей
Алексей, ровно этот прибор нам незнаком, у нас в тестах было два других, фирмы AudioControl: модель Epicenter — в №7 — 8/1999 (вон когда, ещё сдвоенные номера были), позже, в №2/2002 — Epic-150, эту погоняли на приборах основательно. Все подобные устройства (c вероятностью 99,99%, включая и упомянутое Вами) работают по одному принципу: видя на входе сигнал с полосе частот 60 — 160 Гц, они действуют так, как если бы это была вторая гармоника от где-то потерявшегося основного тона частотой вдвое ниже, то есть приходящегося на диапазон 30 — 80 Гц. Особой психоакустики здесь нет, это, в принципе, работает, но — не в Вашем случае. Речь ведь идёт о том, чтобы восстановить потерянные основные тона басовых частот в сигнале, подведенном к акустике, а уж она будет воспроизводить то, что на неё подали. «Шестёрки» попробуют, конечно, сыграть, скажем, 40 — 50 Гц, но это у них на получится, и они по-прежнему будут воспроизводить те самые гармоники (80 — 100 Гц в нашем примере). Если бы можно было превратить 6-дюймовые динамики в сабвуферы включением чего-нибудь между «головой» и усилителем, такая бы у нас у всех жизнь началась…
В общем, денег мы вам сэкономили, на сабвуфер может хватить.
Говорим по-русски
Здравствуйте. Поздравляю журнал «АЗ» с Новым годом! Я купил магнитолу Pioneer DEH-P4850MP c инструкцией на английском языке, подскажите где можно бесплатно скачать инструкцию на русском. Желаю журналу удачи и больших тиражей в 2007 году!
Андрей
Спасибо за поздравления и пожелания, нам Вас, правда, обрадовать нечем. Почти. В поисках русской инструкции к этому устройству пребывают многие, и довольно безрезультатно. Сайт российского представительства Pioneer отправляет на европейский сайт, там есть инструкция на русском для 4800, кое-что у этой модели и у Вашей будет общим, но, увы, не всё.
Ух ты!
Здравствуйте, уважаемая редакция не менее уважаемого мною журнала!
Пишет вам начинающий SPL’щик, который, как и все мне подобные, хочет знать, что же все таки выбрать для «раскачки» (извините за это ужасное слово) многокиловаттных сабвуферов на соревнованиях. Именно на соревнованиях, для повседневной жизни хватит и тех, что вы тестируете (честно говоря, с моей точки зрения, очень маломощных). А то создается впечатление, что нет усилителей, которые выдают более 700 Вт!!! К примеру, ждал с нетерпением вашего первого выпуска за 2007 г., в котором вы тестируете моноблоки, а там опять такое…
И вот, как вы уже, наверное, догадались, я (и еще тысячи таких, как я) хочу, чтобы вы всё же протестировали моноблоки с SPL-задатками (такие как Pioneer PRS-D 5000 SPL, SPL 3000, Cadence Daytona 2500 и другие). Если что, могу дать полный список (извините за такую наглость). Очень хочется узнать их реальную мощность (не забывая и про качество звука).
Роман Мокроусов, г. Ухта
Ничего себе отжигает Ухта! Ладно, раз Вы говорите «тысячи», придётся включить в план на этот год. А список пришлите, чтобы нам знать, что волнует население страны.
Диагноз и руки
Здравствуйте, господа редакторы! Пишет Вам постоянный и благодарный читатель уважаемого журнала («АЗ»). После прочтения рубрики «Из ящика» у меня родился девиз для моих коллег: «Автозвук в нашей жизни — это весьма приятное заболевание, которое поражает все органы, включая мозг, бороться с ним бесполезно, вылечить невозможно, приходится мириться и подчиняться. Советую читателям не расстраиваться после прочтения этих строк, а недуг принять с распростёртыми объятьями, так как всё равно с ним ничего поделать нельзя!» Спасибо за внимание. Кто согласен, поднимите руки.
Михаил, г. Воскресенск
Михаил, многие бы подняли, но руки уже заняты «распростёртыми объятьями». Вы когда-нибудь пробовали обнимать и поднимать руки одновременно?
О доброте и добротности
Я уже несколько лет являюсь читателем вашего журнала. Сейчас делаю звук в своем автомобиле… Друзья подарили сабвуферную головку Ivolga SH-12FA, которая в «А3» №6/2005 получила отметку «АЗ рекомендует». Введя ее параметры в программу JBL SpeakerShop, получил, что оптимальным для такого динамика будет ЗЯ объемом 107 л либо ФИ объемом 100 л. Но в обзоре в Вашем журнале выданы абсолютно другие объемы (35 и 40 л соответственно). Объясните, если возможно, где и в чем я не прав ?
Заранее спасибо, Евгений
На присланных Вами скриншотах видно: в качестве критерия оптимальности Вы поставили значение полной добротности 0,557, а это приводит (при такой резонансной частоте) к проваленной АЧХ и огромному объёму. Считайте не по клетке Optimum, a по клетке Custom, поставив туда более высокое значение добротности, баттервортовское 0,707, а то и чуть выше. Что касается ФИ, то предлагаемое программой даёт очень большое звуковое давление, но в узкой полосе частот, поэтому мы ФИ и «придушили». А подарок Вам сделали хороший, друзья у Вас что надо.
Да/Нет/Да
Подскажите, пожалуйста, если в ограниченном объеме сабвуферной коробки необходимо поместить длинный фазоинвертор, можно ли делать его Г-образным или даже
П-образным? Не изменятся ли при этом его размеры? К примеру, если Вы рекомендуете в тесте трубу 80 х 660, то в Г-образном виде он будет тоже 80 х 660?
С уважением,
Аркадий
Аркадий, как раз в этом номере у нас целая публикация, от первой строки до последней — про трубу фазоинвертора. Там есть как прямые ответы на Ваши вопросы (а именно: да/нет/да, если по оси), так и другие подсказки, как справиться с длинным тоннелем.
О пользе полумер
Помогите, пожалуйста, найти оптимальное акустическое оформление для сабвуфера DLS Ultimate Iridium 10. Производитель рекомендует ЗЯ,ФИ или bandpass. А в статье «Простые числа» в «А3» №4/2006 автор рекомендует для сабвуферов с Fs = 40 Гц и Qts = 0,9 фри-эйр. По данным производителя, при подключении одной катушки у динамика похожие данные Fs = 41,3 Гц и Qts = 0,88. Для седана фри-эйр хороший, т.е. легкий вариант оформления. Что вы думаете по данному вопросу?
С уважением,
Алексей (г. Балашиха, МО)
Думаем вот что: на этом динамике, если включить только одну секцию звуковой катушки, действительно можно сделать хорошую фри-эйрную установку, вот результат моделирования. И здесь отдельное спасибо шведам, что предусматривают такой вариант включения, мы об этом писали в №12/2004 применительно к Iridium 12, параметры там другие, но концепция — схожая: с одной секцией динамик получается более высокодобротный, чем с двумя, как их не включать. При этом, как мы неоднократно отмечали, допустимая мощность динамика существенно не пострадает, теплообмен между витками катушки на порядки более интенсивный, нежели между катушкой и воздухом. Делайте фри-эйр, вам ещё многие позавидуют.