Студия Eclectic Audio
Руководитель проекта Виталий Карев
Те из вас, кто с гуманитарным образованием, знаете разницу между твёрдым ракетным топливом и порохом?
ПОРОХ
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + ЦК + сабвуфер
- Источники: Pioneer AVH-P7500DVD, CDX-P670, XDV-P6
- Мониторы: Alpine TME-M780
- Усилители: Xtant 604, 1.1i, MTX 8000D
- Акустика: Morel Elate 9, Integra 5
- Сабвуферы: Ground Zero GZHW38X
По жизни — понятно, одно горит и поддерживает стремительный полёт. Второе — взрывается и разносит всё в клочки. А вот почему? Всего-то потому, что с повышением давления в камере сгорания твёрдое топливо горит медленнее, умеряя свой пыл до проектной величины, а порох — быстрее, распаляясь всё больше, оттого всё и в клочки.
У опытных установщиков терминология несколько иная (ну не все же ковали оборонный щит Родины), но суть схожая: заказчики объёмных проектов делятся на «холодных» и «горячих».
«Холодный», увидев, что давление установленных компонентов в его машине достигло высокой отметки, начинает угомоняться, притормаживая бурную деятельность установщиков. Результатом такого режима горения часто становятся отличные системы, разумно и аккуратно построенные, прекрасно звучащие и не нарушающие сверх необходимого стилистику автомобиля. Основ мироздания и воображения публики такие машины, правда, не потрясают.
«Горячего» заказчика приходится останавливать самим установщикам, да и не всегда это удаётся. У этих процесс идёт вразнос, чем ближе система к первоначально задуманному, тем более бурным становится горение. Итог процесса по этой модели нередко получается взрывным, не в буквальном, разумеется, смысле, а в концептуальном. Так появляются поистине максималистские установки.
Вот великолепный пример. Машина — «Мерседес» в кузове W124, заложившем в своё время фундамент будущего Е-класса. В пору, когда W124 сходили с конвейера в Штутгарте, правда буква «Е» стояла не перед цифрами, обозначающими литраж двигателя, как теперь, а после них, и символизировала не Executive, как ныне, а Einspritz, впрыск по-нашему. Кузов, надо признать, куда более стильный и выразительный, чем сменивший его замыленный и какой-то бесполый «глазастый» W210, и это не только моё мнение. К «глазастым» относятся как к полезному и добротно построенному имуществу, к «сто двадцать четвёртым» — нередко с аффектом на грани личной преданности. Это притом что последний автомобиль в таком кузове был продан как новый одиннадцать лет назад. Тот экземпляр, который вы видите на снимке, способен стать предметом особого отношения ещё и благодаря своей силовой установке: под капотом не столь уж большой машины стоит V-образная «восьмёрка» объёмом 4 л с копейками, с закономерными последствиями в виде мощности и крутящего момента.
Многое из того, что вы сейчас видите на снимке, в тексте не упомянуто, за размахом владельца 420Е трудно угнаться
Машина эта у своего хозяина не единственная, другие, используемые как полезное имущество, и новее и, если сделать оценку на одном из онлайн-сервисов, дороже, чем эта, двенадцатилетней выдержки, но именно 420Е хозяин считает лучшей в личном гараже. Потому-то именно салон W124 стал «камерой сгорания», где процесс инсталляции развивался бурно и неукротимо.
Началось всё, как обычно, со срабатывания запального устройства: надо было поставить в излюбленный и уже довольно редкий автомобиль приличную музыку. В «Эклектике» поставили, без проблем. Но именно в этот момент порох воспламенился. Спустя некоторое время после ввода первой аудиосистемы в эксплуатацию 420Е вернулся в студию. Нет, не по рекламации, всё действовало, как было задумано. Просто пошёл процесс саморазогрева продуктов инсталляции. Заказчик выкатил перечень пожеланий по апгрейду системы, длина и содержание которого означали, в принципе, её радикальную переделку. Пункт первый: система из аудио должна была стать мультимедийной. Пункт второй: басовые возможности должны были из серьёзных стать чумовыми. Пункт третий: машина заслуживала более эффектного интерьера, чем полагалось по замыслу уже, вероятно, ушедших не пенсию штутгартских дизайнеров, создававших интерьер делового, а не любимого автомобиля.
Пошли по пунктам. Для конвертации системы в мультимедийную головное устройство в новом проекте требовалось заменить DVD-источником со своим экраном, для многоканального звука нужен был или отдельный декодер-процессор, или «голова» со встроенным декодером. И полновесный тыл. По второму пункту сабвуфер-«десятка» заменялся «двенашкой». По третьему — как пойдёт по ходу инсталляции.
Но процесс уже пошёл «по-горячему». В ходе опытов решено было (а заказчик постарался, чтобы было решено именно так) заменить 6-дюймовые мидбасы в дверях… 9-дюймовыми из единственного в своём роде комплекта Morel Elate 9. Чтобы не грузить дверь чрезмерным весом головки, выбрали модификацию Elate Lite, с облегчённой корзиной. От третьей полосы на фронте клиент решительно отказался (ему ведомо почему, нам — не ведомо), и это создало некоторые проблемы на фронте: даже нетиповой схемы драйвер Elate с обращённой магнитной системой в силу калибра едва ли мог беспрепятственно добраться до тех частот, где комфортно чувствуют себя пищалки. Решением, пусть и не кардинальным, стал выбор ВЧ-головки: Morel MT22 реально запустить от довольно низких частот, в данном случае частотой раздела стали 2 кГц. И частота, и характеристики раздела полос задаются пассивным кроссовером Morel нового поколения, с огромным набором вариантов настройки. Фронт вроде сложился. Тыл реализовали на точечных источниках Morel Integra 5. Новоблагословенные фронт и тыл запитали от четырёхканального Xtant 604.
Фронт и тыл, казалось бы, сложились. Но тут заказчик созрел до концепции отдельного центрального канала, чтобы уж многоканально, так многоканально. На уже выработанную архитектуру как бы наложили отдельное центральное звено: одноканальный импульсный мини-усилитель Xtant 1.1i и акустику, это тоже Integra 5, помещённый в изолированный бокс объёмом чуть меньше литра. Центр подрезан по частоте снизу на 125 Гц, так что теснота 5-дюймовой головке проблем не создаёт.
Порох, однако, разгорался, дополнительными элементами системы стали CD и DVD-чейнджеры. В роли первого выступил обычный CDX-P670, в роли второго — необычный XDV-P6 — компактное устройство с фронтальной, без магазина, загрузкой дисков. То, что в итоге процесса горения салон придётся переделывать крайне решительно, сомнений уже не вызывало. Салон оказался полностью перешит в цветах, не принятых на заводе в Германии в 90-х годах, вовремя успели прореагировать на новую вспышку технических требований — пару мониторов для задних пассажиров с беспроводными наушниками.
Порох же продолжал разгораться: модернизированный вариант сабвуфера на 12-дюймовой головке заказчика уже не устраивал. Новый план предусматривал 15 дюймов, не меньше. К счастью, и не больше…
Так в схеме появился сабвуфер Ground Zero, помещённый в объём в 100 л нетто. А для подачи на это чудище соразмерной мощности понадобился и отдельный басовый усилитель, по статям подошёл MTX 8000D, процесс горения пороха уже перешёл во взрывную фазу. Аппаратуру в очередной редакции разместили в багажнике, корпус сабвуфера при этом закономерно занял изрядную долю объёма слева, даже притом что был сильно утоплен в крыло. Для защиты диффузора подобрали подходящий гриль. Как оказалось потом — даже чересчур подходящий. Увидев на сабвуфере фирменного саундстримовского паука, заказчик решительно объявил: «Это — тема», в совершенно буквальном, словарном смысле. Паук Soundstream стал своего рода катализатором процесса горения: велено было переоформить всю систему в паучьем стиле. Этот вариант оформления мы сейчас и видим. Пауки живут и на акустике, и отдельно от неё, целых два, например, охраняют маленький, но очень важный для мультимедийной системы усилитель центрального канала. Американский производитель car audio и по совместительству пауков не смог, однако, своей продукцией удовлетворить все запросы. На фронтальные мидбасы, например, пауков в «Эклкетике» ваяли вручную, в индивидуальном порядке — ну нет у Soundstream 9-дюймовых головок, оттого и пауки такой величины в каталоге не живут. Безусловная дизайнерская удача Виталия Карева с коллегами, к этому этапу тоже воспламенившимися от высокой температуры в салоне — главный распределитель питания с кабельной разводкой в стиле паучьих лап.
Отдельная история — система подсветки. В машине подсвечено чуть ли не всё, в результате, если заглянуть под настил пола и порогов, там обнаружатся кабельные стволы, как под полом «Ил-96», ну, может, чуть потоньше…
Закончится ли теперь процесс взрывного горения — неизвестно, время покажет, но тот результат, что достигнут сегодня, состоит в ближайшем родстве именно со взрывчатыми веществами, эффект очень похожий…
Главный источник сигнала — медиа-станция Pioneer AVH-P7500DVD с собственным экраном и процессором многоканального звука
Дополнительные источники — CD и DVD-чейнджеры — заполнили пространство бардачка справа от водителя
Пищалки традиционно интегрированы в стойки, но оформлены куда менее традиционно
В центре торпедо — изолированный бокс с 5-дюймовой Morel Integra центрального канала
Заднее сиденье приспособлено для просмотра: видео — в мониторы, звук — в беспроводные наушники
Фронтальные мидбасы: в данном случае паука и паутину пришлось изготавливать индивидуально
Пол багажника занят крупными усилителями, дальняя стенка — мелким, справа разместилась силовая разводка
Этот паук, хоть и «на гриле», укусил своего хозяина не на шутку…
Несомненная удача дизайн-проекта — паукообразная раскладка плюсовых проводов. Справа — мультифарадный буферный конденсатор
Пищалки по сторонам заднего сиденья остались от одной из прошлых редакций системы, сейчас тыл обеспечивают две 5-дюймовые Morel Integra в задней полке
Теперь давайте вместе посчитаем: пауков отдельно, глаза — отдельно…
SQ
Начнём с обязательной, звуковой программы. На умеренной громкости оказалось: бас от 15-дюймового чудовища неожиданно мягкий, без нахальства. Голос солистки Magic Pump прозвучал непривычно, с горловыми интонациями. Барабаны расставились, в принципе, корректно, но при не работающем в стереорежиме центральном канале 4-й барабан прозвучал немного расплывчато, с сохранением, впрочем, неизменного тонального баланса поперёк сцены. На соло ударника (дорожка 11 на «АудиоДокторе») проявилось хорошее пространственное разрешение, однако барабаны звучали как бы несколько «в нос». Что удивительно — откуда нос у барабанов? На блюзовом треке с мужским вокалом голос тоже звучал непривычно, словно несколько в сторону от микрофона.
А теперь — то, для чего систему предназначал тот, кто за неё платил: её возможности в экстремальном мощностном режиме действительно сумасшедшие, на уровне безоболочечного взрывного устройства. Очень эффектно воспроизводится звуковой ряд видеопрограмм, это — действительно многоканальный звук, с отлично сформированным «диалоговым» центром, правдоподобной трёхмерной звуковой картиной и ураганным «киношным» басом.
RTA
АЧХ на самых низких частотах — редчайшая, кажется, Ground Zero готов доиграть не то что до нуля, а забраться в несуществующие отрицательные частоты, стабильно наращивая звуковое давление. Для мультимедийной (в первую очередь) системы это идеальная ситуация, о которой владельцы даже дорогих домашних театров могут лишь мечтать (безнадёжно мечтать, отметим). Сопряжение 9-дюймового мидбаса с пищалкой, несмотря на все усилия, безоблачно не прошло, на АЧХ хорошо виден провал, вызванный тем, что мидбас до пищалки дотянуться не в состоянии. Сюда бы отдельную серединку, но отчего-то это не входило в концепцию проекта «горячего» заказчика.