Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Добро бы только двуличные, с именами тоже наметилась некоторая неоднозначность.
ДВУЛИЧНЫЕ
Challenger CH-980 • Forsage AVH-706 • Phantom AVX-1007 • Mystery MMCD-9200S • NRG IDM-7200 • Panasonic CQ-VD7003W5 • Alpine IVA-D100R • Clarion VRX868RVD
Давайте сначала про имена, пригодится. Раньше как только в головном устройстве появлялся экран, оно объявлялось мультимедийным, так их и поныне называют многие производители. Однако сегодня набирают ход «головы», объединяющие видео, аудио, навигацию, мобильную связь и прочую информатику. По мнению экспертов, в ближайшем будущем именно такие устройства и станут называться мультимедийными (там уж «мульти» так «мульти»), а то, что раньше считалось мультимедией, будут именовать «аудио-видео». Не знаю, верить ли экспертам, но попробую: участники нынешнего теста будут называться AV, сокращение, отлично известное по домашней технике.
Теперь — о двуличности. AV головное устройство 1DIN взирает на мир именно так, в два «лица». Двуличным его сделала жизнь, ибо в стандартную нишу дисплей привычного размера можно уместить только лёжа, и никак иначе. Отсюда и двуличие, выражением и размерами. В походном положении дисплея взглядам открыта лишь его «макушка», которая образует часть передней панели. (Я сказал «макушка», хотя известны конструкции, когда убирающийся дисплей откидывается не вперёд, а назад, и тогда стоило бы говорить о «подбородке» монитора.) В результате часть лицевой панели по определению не может быть съёмной. Нижняя половина «лица» съёмной иной раз делается, но такие конструкции не доминируют, так что отсутствие съёмной «полупанели» мы будем считать нормой, а если она всё же снимается, это плюс.
Техника, о которой пойдёт речь, несомненно, является самой сложной в нашей отрасли, вплотную к ней примыкают AV-устройства формата 2DIN, но примыкают снизу, хотя бы за счёт более простого механизма перемещения дисплея. Тем не менее мануалы к таким «головам» имеют тенденцию к упрощению, и в ходе работы над нынешними одноклассниками нам попалось наставление, состоящее всего-то из двадцати страниц с небольшим.
До последних пор в жанре аудио-видео работали лишь гранды нашей отрасли: Panasonic, Sony, Kenwood, JVC, Pioneer, Alpine. Как говорится, никого постороннего, все свои. Но модели AV-«голов» обновляются медленно, и в сегодняшней группе представлена ровно половина из приведённого списка. Зато отсутствие троих из них компенсируется появлением пятерых представителей «молодых». Почему так? Может быть, AV-«головы» стали проще? И да, и нет. Скорее даже нет, чем да. Но тут надо разобраться поподробнее.
Сейчас уже мало кто помнит, что когда первые проигрыватели DVD (пока что для домашнего применения) появились в продаже в 1996 году, цена на них не опускалась ниже 1000 долларов (а что доллар был дороже — помните, надеюсь?). Тогда это, впрочем, казалось естественным, по наследству от эпохи Laser Vision к нам перешло уважительное отношение к Проигрывателю Видео Дисков — так если не писали, то наверняка думали. Потом продажи DVD-плееров пошли на сотни тысяч, на миллионы и десятки миллионов штук в год, дошло, кажется, и до сотни миллионов. К тому времени были разработаны специализированные микросхемы высокой степени интеграции, все схемные/форматные/программные сложности были уже решены на уровне кристалла, и чтобы собрать проигрыватель, надо только соединить их по схеме, предложенной разработчиком. Нужно варьировать пользовательский интерфейс? Не проблема, требуется только ПЗУ с индивидуальной прошивкой, которая будет отвечать за то, что увидит на экране пользователь при выходе в меню.
Новые микросхемы обросли и новыми функциями: декодирование сжатых форматов, работа с дисками MPEG4 и т.д. То есть современный проигрыватель DVD проще не стал, а вот стал ли он лучше? Видео/аудиодекодер — это процессор, который действует по программе. Программа, естественно, не делается с нуля, в её основе лежат уже разработанные (и опробованные) ранее модули, так называемые плагины, объединённые внешней оболочкой, по типу Windows. Разница в том, что «Винды» служат для организации общения между компьютером и пользователем, а здешняя оболочка организует взаимодействие между потоком видео/аудиоданных и соответствующими программами их обработки. Раньше, говорят, были программы без ошибок, но по мере их усложнения вероятность скрытых ошибок растёт. Теперь представьте себе, что несколько плагинов объединены промежуточной программой-оболочкой для решения конкретной задачи и вместе они стали новым плагином… Вероятность ошибок нарастает как снежный ком. Я, конечно, не предлагаю выбросить все DVD и выкопать дедушкин 8-миллиметровый кинопроектор, как не предлагаю запрятать на антресоль недешёвый SACD-проигрыватель и срочно перейти на винил. Просто в качестве платы за «всеядность» аппарата выступают некоторые огрехи в воспроизведении, и с этим можно либо смириться, либо нет. Второе решение — очень платное.
Будем считать, что мы разобрались, почему функционально непростые AV-«головы» стали доступны широкому кругу молодых производителей. Теперь попробуем проследить, чем «молодые» отличаются от «старых», кроме цены, разумеется. С функциональной точки зрения различия минимальны. Какие-то из «молодых» не читают DTS, но, как ни удивительно, и некоторые из грандов не дружат с этим форматом. Среди носителей новых брэндов выше вероятность встретить тех, что не читают CD-текст и тэги mp3. Раньше признаком крутизны были сенсорные экраны, теперь такие появляются и среди доступных устройств.
Различия по техническому уровню, конечно, есть, но не всегда они столь уж бросаются в глаза (в буквальном смысле, если это касается дисплеев). С одной стороны, общее качество ЖК-дисплеев растёт, так что и наиболее доступные из них, случается, обладают весьма достойными характеристиками. С другой стороны, даже лидеры в области car media (Alpine, к примеру), как выясняется, не склонны ставить топовые дисплеи во всю свою продукцию. Вот в технических характеристиках секции CD и тюнера, тут преимущество грандов становится подавляющим. Подозреваю: некоторые «молодые тигры» просто не знают, что, например, спад 4 дБ на низах это для CD-проигрывателя плохо, что переходное затухание 69 дБ — тоже не фонтан. Или знают, но знают и другое: не каждый потребитель и не в любой инсталляции услышит, что бас «не тот» или что звуковые образы очерчены не так резко, как в машине у чемпиона страны. Здесь опять можно не смиряться, но тогда нужно доплачивать, и немало.
Каким должен быть интерфейс аудио/видеоисточника, по большей части ясно. Выходы аудио: либо многоканальные, в формате 5.1, либо в обычном для car audio формате «тройного стерео» (три пары), но тогда с цифровым выходом, который при необходимости позволит сделать систему многоканальной. Выхода видео фактически достаточно и одного, но для того, чтобы система могла претендовать на повышенную оценку за интерфейс, желательно, чтобы это был AV-выход с независимой парой выходов звука. Такой AV-выход обычно называют Rear, и он позволяет организовать в салоне двухзонный режим: по основным выходам играет тюнер или CD, а на вторую зону одновременно передаётся картинка от DVD или от внешнего AV-источника. Кстати, возможность работы в двухзонном режиме будем предполагать по умолчанию (если есть AV-выход). Внешних AV-входов должно быть не менее одного, если отдельно предусмотрен интерфейс ТВ-тюнера (или он уже присутствует внутри «головы»), и не менее двух, если персонального интерфейса для ТВ-тюнера не предусмотрено. Неплохо бы иметь дополнительный вход видео (без аудио) для камеры заднего обзора, но это будет как бонус. Вход для навигационной системы, это, конечно, здорово, но собственная Navi бывает только у грандов, а чужая, как правило, не подходит, поэтому RGB-вход также отнесём к бонусам. И вообще, если нужна AV-система с навигацией, то это уже «истинная мультимедиа», и тогда надо присматриваться только к продукции «большой шестёрки» (см. список выше), и без вариантов.
Мы решили чуть-чуть облегчить себе (попутно и вам) жизнь — теперь не будем упоминать о том, как работает функция Angle и воспринимаются ли цифровые кнопки пульта как соответствующие пункты меню — они воспринимаются у всех, и у всех работает Angle, а осуществляется ли этот переход с одного нажатия кнопки или с двух, не так уж и важно. Мы было уже решили избавить вас от упоминания функции Resume (возобновление воспроизведения DVD с данной точки после выгрузки диска и последующей загрузки). Возникла даже мысль, что Sony упорно держит патент на эту функцию именно в нашей отрасли (в домашних DVD-проигрывателях Resume не редкость), но нет — в нынешней подборке встретились сразу два аппарата с этой функцией. По умолчанию всё же будем считать, что воспроизведение возобновляется лишь после выключения аппарата, но без выгрузки диска, как и в обычном CD-ресивере. Проверяли, как всегда, работает ли данный аппарат с дисками DivX (MPEG4), и априори будем считать, что результат проверки оказался отрицательным. Соответственно, если тестируемый диски этого формата читает, отнесём данный факт к числу плюсов. Отдельного упоминания требует дубль-дисплей, который позволяет пользоваться тюнером или прослушивать диски, не пользуясь основным дисплеем. Но в том случае, если аппарат изначально рассчитывался на присутствие навигационной системы, режим работы с закрытым монитором для него, можно сказать, нештатный. Поэтому считаем отсутствие дубль-дисплея минусом лишь для тех устройств, для которых работа с навигацией не предусмотрена.
Конструкция всех выдвижных дисплеев предполагает несколько фиксированных позиций экрана с разным углом наклона, а нередко и разную степень выдвижения основания дисплея вперёд. В описании аппарата мы, как обычно, будем указывать крайние угловые положения экрана. Возможность ручного поворота дисплея в горизонтальной плоскости на угол примерно ±15 градусов является стандартной опцией и в ходе теста будет предполагаться по умолчанию. Как обычно, считаем само собой разумеющимся, что в дисковом проигрывателе реализованы обычные для нашей отрасли сервисные функции (вроде включения диском) и дополнительные режимы воспроизведения (повтор и т.д.).
Что касается регулировок изображения и форматов представления кадра, то здесь общих правил нет, и подход к этому вопросу тех или других производителей сильно различается. А вот со звуком у мультимедийных головных устройств проще — как правило, характером звучания управляет только двухполосный тембр, что и будет подразумеваться в ходе дальнейших изысканий. В тех аппаратах, которые снабжены декодерами многоканального звука, мы измерили характеристики сабвуферного канала и обнаружили, что зачастую они сильно отличаются от таковых в привычных нам CD-ресиверах. Измерения вибростойкости в проигрывателях DVD носят довольно условный характер: даже с CD большинство из них работает на буферную память, поэтому 10-секундной серией сотрясений вызвать потерю трекинга не удаётся. Впрочем, исключения всё же встречаются, у одного из участников теста буфер, судя по всему, короче 10 секунд. Но это мы уже перешли на частности. А раз так, то давайте займёмся частностями вплотную. Двуличные, покажите личико. Нет-нет, оба…
МЁД & ДЁГОТЬ
Непросто обойти ветеранов. А, собственно, кто обещал? Итак: первое место у Panasonic. Ближайших преследователей он обошёл, главным образом, за счёт развитого и продуманного интерфейса, хотя и по другим показателям не уступил. Первый из преследователей — Clarion. Серьёзное изделие, но один AV-вход — это уже не совсем серьёзно. Нам известна приверженность Alpine к системным решениям, но, если оценивать данное головное устройство вне системы, окажется, что интерфейсные возможности у него далеко не потрясающие. Впрочем, мы с чистой совестью можем дать рекомендацию мультимедийной станции Alpine как устройству, обладающему исключительными возможностями именно в составе развитой системы. Состав победителей для нас, понятно, не был сюрпризом — на то они и гранды, чтобы идти впереди. Но среди брэндов, как принято говорить, второго эшелона приятный сюрприз преподнёс Mystery. По техническим характеристикам тюнера и CD-проигрывателя аппарат заметно уступил лидерам, но у него на удивление качественный дисплей, да и DVD-проигрыватель показывает достойно. А потому Mystery получает нашу «Рекомендацию».