Десять на десять
Согласитесь, сотню удобно представить как 10 х 10. Когда в январе 2003 года вышел наш пятидесятый номер, такого удобства мы были лишены и, движимые естественным желанием и самим вспомнить, и вам показать, что происходило с журналом за полсотни его выходов в свет, ограничились несколькими поворотными для судьбы издания номерами. Сегодня мы поступили иначе: разложили сто номеров стопками по десять в каждой и посмотрели, что творилось при жизни каждой из них. Начнём с самой первой…
№1 — №10
Сейчас довольно странно видеть и дизайн тех номеров, и их рубрики. Одна из них называлась «Тест» — справедливо, но банально. Другая — «Две системы». Тогда их столько и было. Групповых тестов тоже публиковалось принципиально по два в номере. Была рубрика «Не тронь!» про сигнализации, но отсутствовала «Арена» про соревнования, это попадало в раздел новостей. В общем, внешне — мало похожего на день нынешний. Впрочем, всё только начиналось…
№11 — №20
Вторая стопка принесла много нового. Журнал вошёл в ассоциацию ECAP, групповых тестов стало три, внутри них начали появляться пока довольно робкие попытки объективных измерений. К концу второго десятка робость исчезла, отдел испытаний прочно возглавил Юрий Евтушенко, поставив дело на профессиональную основу. Пока, правда, АЧХ публикуются в виде сканированных распечаток «брюлевского» самописца. Открылся «Недамский магазин», а для съёмок систем был заказан живущий и поныне жёлтый номер ABTO3BYK. Латинскими буквами (и цифрой вместо буквы З), тогда кириллицей не штамповали…
№21 — №30
В очередной процедуре выбора «Моделей года» ECAP журнал участвует уже полновесно, появляются первые материалы от «самоделкиных», пока они подвёрстываются к рубрике «Понятия». Впервые на обложке — автомобиль вместо сами помните чего. В этот период редакция раздобывает измерительную станцию DRA Laboratories и осваивает измерения по методу MLSSA на собственной базе. «Две системы» превращаются в «Системы», потому что их становится в среднем по три в номер. Впервые происходит обмен материалами с финскими коллегами.
№31 — №40
Внешние изменения: раздел новостей начинает называться «Как слышно?», уходит рубрика с анекдотами, зато появляется «Татами» — парный тест компонентов. Вводится система рейтинга тестируемых компонентов, с оценками от «Сенсация» до «Гусары, молчать!». До сегодня дожили оценки, но не их вербальная расшифровка. Появился (а потом был закрыт) раздел «Год жизни» — сводная таблица протестированных компонентов. Учреждён приз «Лучшая система месяца». К концу десятки измерения полностью переведены на систему Audiomatica CLIO, с тех пор мы их купили три: одну спалили, две работают.
№41 — №50
Журнал вступил в ассоциацию EISA и впервые принял участие в выборе лучших продуктов года в самом престижном европейском конкурсе. Последнюю страницу заняла «Служба 09», зато от сводных таблиц компонентов отказались, тем более что был обновлён и заработал сайт журнала, где всё это можно было найти. Режим работы отдела испытаний ужесточился, теперь снимаются параметры акустики во всех тестах, а не только в одиночных, в рубрике «На ковёр!». Формат тестов сабвуферов приобретает его нынешний вид. Рубрику «Системы» принимает Андрей Иванов, впоследствии — активный член судейского корпуса EMMA Россия. Завершающий этот период юбилейный номер впервые выходит с аудиофильским диском, спродюсированным зарубежной компанией.
№51 — №60
В этот период, последовавший за довольно многочисленными реформами, оказался относительно спокойным. Продолжена практика издания фирменных референс-дисков, очередным стал «Naim Sampler». Состоялся первый в стране тест навигационной системы российской разработки. Начата публикация исторической серии «Прошедшее время», сегодня её выпуски выходят вновь в переводе на итальянский в журналах издательства TechniPress. К работе над рубрикой «Системы» подключается Сергей Гаврилюк, формат публикаций под его влиянием меняется очень сильно и в очень лучшую сторону.
№61 — №70
Сергей Гаврилюк становится штатным автором журнала и редактором рубрик «Системы» и «Своя игра». Первый, самый заметный результат: «систем» теперь в среднем по пять в номере, «Своя игра» оформилась, стала постоянной и «двухместной». Второй, заметный после знакомства с материалами: они намного глубже и аналитичнее. К разбору технологий теперь прибавляется прослушивание систем и измерение частотной характеристики в салоне. Бессменный фотограф журнала Дмитрий Пестов переводит всю съёмку на цифровую технику высокого разрешения.
№71 — №80
Впервые со дня основания журнал меняет логотип. Он как бы узаконивает фактически вошедшее в обиход сокращение «А3», а благодаря очевидному сходству буквы «З» с цифрой три невероятно облегчает общение с иноземцами, даже написанное латиницей, слово AvtoZvuk ставило их в тупик. Часть контактов, к счастью, переводчика не требовала. В рубрику «Своя игра» систематически поступают отчёты о проделанной работе с Украины и из Израиля, где говорят на том же языке, на котором издаётся журнал. В последний раз (объявив об этом) журнал тестирует кассетные магнитолы. Зато начинает публикацию ставшей довольно востребованной серии статей «Вспомнить всё» об основах электроакустики.
№81 — №90
Очередную шлифовку проходит дизайн журнала, теперь материалы рубрики «Системы» стали структурированы: техника, звук, измерения. Приведя рубрику в безукоризненное состояние, Сергей Гаврилюк передаёт её в руки Александра Сладковского, взяв с него обещание сохранить и приумножить. Журнал предпринимает первый и последний на сегодня опыт видеоприложения, посвящённого выставке «Car + Sound» в Зинцхайме. Очередь любителей в рубрику «Своя игра» вырастает настолько, что число материалов в номере увеличивается в среднем до трёх.
№91 — №100
Главное событие новейшей истории: в содружестве с выпускаемым в Киеве журналом «FOR’Z» основано украинское издание «А3». Украинский вариант «А3» выходит на русском, политики могут говорить что им заблагорассудится, но у русскоязычной версии на Украине потенциальная аудитория больше. Результаты «локализации» «А3» при подготовке украинского издания бывают забавными: например, на одной обложке «Гость из тульской области» превращается в «Гость из России», а на другой — бесследно исчезает щит с надписью «Канал им. Москвы». Это, впрочем, мелочи, важнее то, что собственные редакционные материалы, которыми киевская редакция дополняет полученные из Москвы, выполнены на неизменно высоком уровне, не роняющем честь марки.
Этот тест лишний раз напомнил нам: серьёзные компоненты требуют серьёзного подхода, а то немудрено и дров наломать (№10/2002)
Советская спортсменка, ставшая звездой итальянского телевидения, и её американский автомобиль на страницах русского журнала. Такое случается не часто (№11/2002)
Французская инновация, как выяснилось, работает. Но не сразу и только вверх ногами (№8/2004)
Chrysler Prowler. Пожалуй, самая яркая машина за всю историю рубрики «Системы» (№8/2004)