Студия «Интеллект-Авто»
Руководители проекта Александр МИЛЯВСКИЙ, Степан ЗЫКОВ
Когда бокс был спортом для джентльменов, существовала такая технология оценки шансов бойца на победу: поставил ли он сам на себя, а если поставил — то сколько…
БОКСЁРСКАЯ ЭТИКА
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Pioneer DEH-P90, SDV-P7
- Процессор:Pioneer DEQ-P90
- Усилители: Auido Art RS 400.2
- Акустика: Audio Art RS6, RS4
- Сабвуфер: Auido Art RW12
Утверждать, что хозяин этой машины не имеет никакого касательства к судьбе аудиотехники Audio Art, было бы по меньшей мере неискренне. А по большей — враньём. Имеет, немалое и успешное, это следует хотя бы из того, что «трёшка», на которой он ездит, когда того заслуживают погодные условия — это не ВАЗ-2103, не Audi A3 и даже не BMW 3-й серии. Это — M3, накачанная модификация трёхлитрового BMW 330 Coupe.
Однако выбор машины — дело частное, помимо благосостояния он отражает и характер владельца, мы это уж сколько раз проходили. Здесь же сходство достигнуто почти портретное: и у машины, и у её владельца ураганная динамика и безупречная система стабилизации, не позволяющая уйти в неконтролируемый занос. Боксёрская этика проявилась в другом: хозяин «трёшки» (в лучшем из возможных смыслов) аудиосистему, которой намерен был пользоваться лично и систематически, решил построить на компонентах Audio Art. В этом отличие боксёрский этики от золотого правила наркодилера: «не нюхай того, чем торгуешь».
При этом надо отметить: грядущий заказчик автомобильной аудиосистемы — приверженец действительно породистого домашнего звука, это задачу, как вы понимаете, в большинстве случаев сильно усложняет. Систему хотелось сделать зрительно интересной, но не искажающей стилистику M3, она по всему заслуживает уважительного отношения. Вот с такой задачей наперевес предстояло выбрать студию, которая сможет её выполнить.
Ключевым соображением в выборе стала как раз привычка к домашнему звуку. Те, кто склонен к аналитичному, а не созерцательному восприятию материалов рубрики «Системы», могли сами заметить, а внимание остальных мы сейчас привлечём куда надо: практика «эмуляции» домашней акустики, с линейным строем излучателей, прочно утвердилась в практике студии «Интеллект-авто». Поэтому, и не только поэтому, M3 на положенное время встала в бокс на берегу Канала им. Москвы.
Там прежде всего следовало определиться с архитектурой системы в обоих смыслах, электроакустическом и эстетическом. В первом смысле систему решено было делать на трёхполосном фронте и пассивных, по-домашнему, фильтрах. И то по настоянию заказчика мастера из «Интеллекта» исповедуют поканально-процессорную идеологию, и узлы для первой версии системы, на трёх усилителях, уже оказались частично изготовлены, что даже заметно на финальном продукте, потом посмотрите на снимки багажника. Процессор в системе установщики всё же отстояли: до такой степени приближаться к домашнему аналогу акустика и геометрия салона не позволяют. Итогом переговорного процесса стала такая схема: у истоков сигнала стоит не вызывающий вопросов «девяностый» Pioneer, работающий в связке с процессором той же группы. Функции процессора в главном, временном, отношении сводятся к наведению порядка между левым и правым каналами, поскольку каналов усиления для фронта решено было делать строго два.
В принципе, при меньших притязаниях на качество звучания это могло бы означать один четырёхканальный усилитель, половина которого пошла бы на сабвуфер. Но притязания какие были, такие уж были, фронт и сабвуфер пользуются своими, никак не связанными мощностями, оформленными в виде двух идентичных двухканальных аппаратов Audio Art 400.2. Вместо несостоявшегося согласно уточнённой концепции третьего усилителя поставили, как в каморке папы Карло, его изображение. Он же не виноват, в конце концов, что хозяин «трёшки» с полным доверием относится только к классическому стерео, с проводами в палец толщиной направо и налево от усилителя. Кстати уж: провода и кабели в машину пошли Art Sound (как, вы уже догадались?), не то чтобы в палец толщиной, но весьма серьёзные, межблочники этой серии, AXZ, у автора этих строк давно играют в домашней системе и неизменно привлекают внимание визитёров, из тех, кто в теме, разумеется.
Поставить акустику совсем уже строго по-домашнему, в линеечку, двери купе не позволяли никак: на них на четверть длины (у обычной машины это было бы на треть, здесь просто двери длинные) наползает приборная панель. Поэтому реализован компромиссный вариант, отчасти напоминающий то, как ставили головки в акустику десять-пятнадцать лет назад, когда ещё не вошли в моду узкие корпуса «карандашиком». Мысленно обведите прямоугольником динамики на двери, и появится нечто, напоминающее винтажную акустику JBL или Pioneer из «золотых» семидесятых. Впрочем, что теперь об этом говорить…
Предпочли не говорить, а делать. Выбор материалов отделки был продиктован назначением машины: реально ездить по реальным улицам в реальном московском климате. Будь это заказуха напоказ, можно было бы развести кругом сверкающий стеклопластик, только долго ли он таким останется при каждодневной эксплуатации? Здесь нужен другой материал, и его, к счастью, придумали настолько давно, что им отделаны все животные планеты. Кожа называется. Цветовую гамму оформления тоже выбрали не по-автомобильному, суперстрогое сочетание чёрного с хромом, без пестроты. А темой для оформления неожиданно стала одна-единственная деталь интерьера в штатной комплектации — кольцо вокруг рукоятки SMG (Sequential Manual Gearbox), ну, вы знаете, как на «формулах». Форма и отделка этого кольца были воспроизведены на всех шести головках фронтальной акустики, причём защиту диффузоров хозяин машины обязался обеспечить путём повышенного внимания при посадке в авто и энергичных манёврах, никаких решёток не предусмотрено в принципе. Акустика, составившая содержание фронта в системе — комбинация двух моделей Audio Art. Компонентный набор R6, дополненный специально для этой цели разработанным комплектом R4, куда входит 4-дюймовый среднечастотник и трёхполосный кроссовер, заменяющий двухполосный из комплекта R6.
Кстати, с кольцами акустики вышел небольшой казус, очень показательный для нашего отечества в его нынешнем виде: не сразу случилось отдать кольца акустики в хромирование надлежащего качества, и их, выточенные из латуни и отполированные по полной, временно поставили на место, на период пробной эксплуатации и подстройки системы. Примерно две трети тех, кто видел машину в этом оформлении, приходили в восторг от золота и «богатства», что только заставило всю команду ускорить процесс окончательной отделки в задуманном строгом стиле, не милом сердцу нового русского из анекдотов.
Когда же всё было закончено, салон приобрёл именно тот вид, на который рассчитывали: очень удачное сочетание «родной» стилистики с явно на заказ установленной развитой аудиосистемой. Поэтому когда позже решено было добавить в систему DVD-источник (чтобы не простаивал штатный дисплей), взяли самый компактный проигрыватель и спрятали между сиденьями, сразу и не заметишь. По этой же причине, благо хозяин машины ортодоксально некурящий, Blue Tooth модуль Nokia запрятали в пепельницу. Я бы так не смог, у меня под потолком, куда пепел не падает…
Багажник спортивного купе — конечно, название условное, в этой машине от роду даже запаски не предусмотрено, только электрический агрегат, накачивающий в скисшую шину герметик и воздух. Там поэтому оказалось возможным расположить компоненты довольно вольготно, ничего не боясь. Усилители разлеглись по сторонам, причём так, что торец с RCA-соединителями и регулировками у обоих находится наверху, а «силовая» сторона — внизу, где толстые провода сразу уходят по назначению вдоль пола багажника. Корпус сабвуфера — закрытый ящик, объём которого (в некоторых разумных пределах) определялся соображениями компоновки агрегата в багажнике. Легкомыслие? Вовсе нет. Дело в том, что применённая головка, Audio Art RW12 (кстати — победитель нашего теста в №7/2006) удивительно либерально относится к объёму закрытого ящика, куда её прописывают. При значении объёма ЗЯ от 20 до 30 л форма АЧХ почти не меняется, просто каждый дополнительный литр объёма обменивается на децибелы звукового давления по весьма льготному курсу, как мы прикинули — примерно по 0,4 дБ на литр. Во, новую единицу выдумали! По факту объём составил 26 л, это значение по прогнозу даёт идеальную АЧХ аж докуда хотите, посмотрим потом, насколько близко это оказалось к реальности. Требуемую мощность сабвуфер получает от отведенного ему в порядке эксклюзива усилителе RS 400.2 с каналами, включёнными мостом.
Источником вдохновения в оформлении акустики стало кольцо вокруг рукоятки SMG
При настройке системы, как пояснила сборная команда её создателей, старались всеми силами избежать локализации нижнего баса, условия для этого были: басовики фронта нормально доигрывают до 60 Гц. Сюрприз, однако, преподнёс автомобиль, вернее — схема установки сабвуфера в багажнике. Просвет между верхней стенкой корпуса сабвуфера и полкой под задним стеклом оказался довольно тесным, и если при умеренных уровнях громкости всё происходит штатно и без проблем, при форсировании системы (что мощность применённых усилителей допускает в широких пределах) начинают сказываться струйные шумы наподобие тех, что отравляют жизнь владельцам фазоинверторов с неоптимально выбранным калибром тоннеля. Здесь решение пока не найдено, ищут. Частотную коррекцию не использовали совсем — не «по-домашнему, воспользовались только временной, перетащив центр сцены на середину приборной панели. Это — единственное, в чём отошли от домашнего стереотипа на заметное расстояние. Примерно полметра…
DVD-проигрыватель — позднейшее добавление к системе, устроили между сиденьями
Хорошо быть некурящим: пепельница в M3 оказалась отличным посадочным местом для беспроводного устройства hands-free
Поставить акустику строго в линейку не дала сильно выступающая приборная панель
Жалеть багажник было ни к чему, его объём минимален от природы
Усилители поставлены сигнальными торцами кверху, силовыми — к полу
Нарисованный, как очаг папы Карло, третий усилитель — дань уважения труда дизайнера и мастеров, воплотивших его эскизы в металле
SQ
Помните, с чего начинается прослушивание? Пока не надоест — с Magic Pump, первой дорожки «АудиоДоктора». Голос солистки на этой системе звучит открыто, движение отзвуков поперёк сцены чётко очерчено, без невнятных «хвостов». Бас рисуется очень рельефно и строго впереди, на протяжении всего «АудиоДоктора» отклонений от этого правила не было. Потом — было, но это отдельный вопрос и другой диск. Сцена, несмотря на очевидно низкое расположение излучателей, встала довольно высоко, нигде не опускаясь ниже верхней кромки торпедо. Семь барабанов стоят на сцене симметрично, но не совсем равномерно, первая и последняя пары прижались друг к другу. Этот эффект, убегание звука к краям сцены, проявился и в соло на ударных (дорожка 11). Блюзовый трек 12 показал интеллигентный, несмотря на явную мощь, бас, выступающий из плоскости звуковой панорамы. Рояль приобрел на сцене реальные размеры, а в звучании тарелок было явно больше серебра, чем меди, не говоря уже о менее благородных металлах. Легко, даже снисходительно, сыграла система турецкий барабан с бонусного трека, первый и второй удары звучали настолько по-разному, что было даже удивительно, как некоторые из слышанных нами систем воспроизводили их на одной ноте. На диске «Focal Tools», призванном разрушать репутацию самых козырных систем, локализация сабвуфера проявилась на инфранизкочастотной записи очумелого мотоцикла, и именно в форме шипящих струйных призвуков, с которыми звук выхлопа пытался пробиться из багажника в салон через тесную щель.
RTA
Ну что вам сказать — характеристика на нижнем басе оказалась именно такой, какую мы ещё полгода назад прогнозировали в тесте этого сабвуфера. Ниже частоты раздела она идёт ровно, показывая признаки усталости только на 20 Гц. По уровню, однако, сабвуфер выставлен заметно выше фронта. Отсюда очень заметный перепад в звуковом давлении ниже 60 Гц и выше этой частоты. Уменьшенный уровень звукового давления в полосе от 200 до 600 Гц — не вполне понятный нам факт биографии салона, иначе объяснить не берёмся. Выше 600 Гц всё складывается довольно благополучно, а плавный спад выше 6 кГц даже на границе слышимого диапазона не достигает значительной величины.