Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ТЕХНИКА ЭПОХИ ПЕРЕМЕН
Вот же парадокс… Древние китайцы расценивали жизнь в эпоху перемен примерно наравне с чумой. А их трудолюбивые потомки (хотя и не только они) ввергли современное человечество как раз в такую эпоху, и конца ей не предвидится.
Mystery MCD-795MPU • Pioneer DEH-2900MP • JVC KD-G437 • Panasonic CQ-C5303N • Eclipse CD 1000 • SonyCDX-GT414U • Clarion DXZ468RMP • MP3/WMA/AAC
Я, впрочем, не стал бы искать повсюду проявления восточного коварства. Вспомните высказывание о том, что чем больше жизнь меняется, тем больше она остаётся сама собой. Если взять психологию китайцев, то она за последние столетия как будто не столь уж изменилась. А иначе не объяснить, к примеру, их упорное стремление к многодетности, невзирая на всевозможные правительственные препоны и перенаселённость страны.
Изменения в технике — да, они есть, кто же отрицает, но они не затрагивают природу человека. Конечно, раньше было проще ничего не знать, теперь слишком много новых слов появилось. Но, представьте себе, кому-то понадобилось узнать, что такое сабвуфер. Он лезет в Интернет, находит словарь с соответствующей статьёй, читает и благополучно забывает. Почему забывает? А зачем помнить, если оно есть в Сети? Так что этот «кто-то» и теперь ничего не знает, но на современном уровне.
А мы от общефилософских рассуждений возвращаемся к car audio. На фоне быстро меняющейся видеотехники чисто звуковые «головы», особенно недорогие, кажутся едва ли не оплотом стабильности. Один АМ-тюнер чего стоит. Винтажная технология за копейки. Но это вообще отдельная тема, тут без экскурса в психологию опять не обойтись, а мы решили не выходить за пределы вопросов технических. Но и ЧМ-тюнер, в котором ничего не меняется с момента появления RDS (а тому уже без малого двадцать лет), тоже не отнести к числу динамично развивающихся компонентов. Есть информация, что по RDS теперь предоставляются некоторые интернет-услуги, но это, опять же, в тех странах, где «обычная» Radio Data System появилась в 1988 году и где ею с тех пор пользуются, а не дурака валяют.
Характеристики интегральных усилителей мощности меняются медленно, и эти изменения пользователю и не видны, и не очень интересны. Другими становятся, правда, показатели мощности в «разводных» надписях на лицевой панели: давно пройдена отметка 40 Вт, на равных нынче «конкурируют» 45 и 50 Вт, где-то уже отмечен был «показатель» 80 Вт на канал. А результат измерений RMS-мощности остаётся постоянным уже много лет: в основном это 17 — 19 Вт, и лишь от микросхем Sony удаётся получить около 20 Вт.
CD-проигрыватели в нашей отрасли появились даже немного раньше, чем тюнеры с RDS. Давно утвердился стандартный набор режимов воспроизведения: повтор, сканирование и проигрывание в случайной последовательности. Перечень так называемых «сервисных функций» не всеми изготовителями поддерживается в полном объёме, но и он давно стал как бы «отраслевым стандартом». Это функция «спрятать диск» (если он не удалён из слота в течение, скажем, 15 секунд), включение CD-ресивера при загрузке диска и возможность его выгрузки без включения аппарата. Воспроизведение по программе, реализованное в большинстве домашних CD-проигрывателей, в нашей отрасли встречается только у DVD-ресиверов — не так уж удобно вводить программу, пользуясь лишь обычным дисплеем, к тому же сидя пусть в кресле, но — водительском.
У вас ещё не возник вопрос, о какой тогда «эпохе перемен» может идти речь? Или же CD-ресиверы надо рассматривать как некий островок стабильности в эпоху, когда всё меняется? Отнюдь. Здесь же есть цифровая часть, а «цифра» просто не может стоять на месте, потому что… Потому что «цифра». А с тех пор как декодирование хотя бы одного из компрессированных форматов вошло в число обязательных требований, предъявляемых к CD-ресиверу, процесс обновления ускорился.
Процессоры постоянно обновляются, повышается точность обработки компрессированных файлов, а поскольку преемственность команд сохраняется лишь ограниченно, программы существенно перерабатываются каждый раз. Изменяется и «прямой» ЦАП, который работает с данными CD-DA (PCM). Принято считать, что детские болезни формата были преодолены в середине 90-х годов, когда повсеместно перешли к использованию передискретизации (обычно 8-кратной) и подмешиванию в сигнал псевдослучайного шума (эта процедура называется dithering). К этому же списку, наверное, надо добавить и отказ от аналоговой фильтрации, и переход к цифровым фильтрам. Рост мощности процессора (а цифровой фильтр реализуется только с его помощью) привёл к постепенному переходу от так называемых БИХ-фильтров (ISR filters) к КИХ-фильтрам (FSR filters), которые позволяют более точно «отработать» фазочастотную характеристику фильтра при заданной АЧХ. Трудящиеся с ликованием встретили появление ЦАПов с 24-битовым разрешением: и пусть лишних разрядов в записи не возникнет, но такие конверторы более линейны во всём диапазоне. Как мы знаем, прогресс не может остановиться, даже если он порой превращается в свою противоположность. Велик соблазн использовать тот же фильтр, через который проходят «компрессированные» данные, и для работы с CD. А возникающий завал на частотах выше 16 кГц компенсировать — либо дополнительной цифровой обработкой, либо аналоговым корректором на выходе. Иногда это получается неплохо, чаще — так себе. А потом мы удивляемся, отчего нынешние мультиформатные плееры звучат хуже, чем «просто» CD-ресиверы. Идём дальше. Многие считают, что дельта/сигма-преобразователи способны выдать более «аналоговый» звук, чем многобитовые ЦАПы, и это похоже на правду. Но когда частота модулятора однобитового преобразователя оказывается значительно ниже, чем частота следования передискретизированных отсчётов (8 х 44 кГц = 352 кГц), возникают специфические искажения, особенно заметные на высокочастотном сигнале. Но, разумеется, конечный продукт при этом получается всё доступнее и доступнее.
Ну и, конечно же, не надо забывать, что современные «головы» становятся всё более разносторонними, хотя таланты их проявляются в разных сферах. Какие-то из устройств могут работать и с другими сжатыми форматами, кроме ставших де-факто обязательными mp3 и WMA. CD-ресивер Sony, к примеру, умеет читать записи в формате AAC и ATRAC. Кодек ATRAC содержится в программе SonicStage, которая прилагается к плеерам за 75 у.е., но почему-то недоступна для тех, кто приобретает CD-ресивер за 175. В сегодняшней относительно небольшой группе нам встретились два участника, рассчитанных на работу с флэшками USB, а один из них был оборудован и слотом для карт SD. Казалось бы, зачем SD, если есть USB? А ради свободы. Что, по-вашему, Мартин Лютер Кинг и Анджела Дэвис зря жизнь прожили?
Похоже, «ай-Подомания» сегодня лишилась былой истеричности, но свои плоды принесла. Производители car audio свыклись с мыслью, что даже от сравнительно доступных «голов» покупатель вправе потребовать возможности подключения внешних устройств. И теперь даже в этом ценовом диапазоне (по-старому он назывался «120 — 180 у.е.») лишь два из семи аппаратов не предусматривают возможности подключения внешних устройств, большинство же снабжены прямыми входами Aux. Так что теперь мы имеем право отсутствие линейных входов интерпретировать как минус. На этом фоне кажется особенно странным, что у большинства участников нынешнего теста лишь одна пара линейных выходов. Так что по уставу вот этого конкретного монастыря одну пару выходов мы, хоть и с неохотой, будем считать нормой, а более развитый интерфейс заносить в категорию плюсов.
Теперь коротенько о тех функциях и возможностях головных устройств, присутствие коих при описании аппарата будет подразумеваться как само собой разумеющееся. Декодер RDS с организацией поиска по 29 стандартным типам программ и синхронизацией часов по коду CT. Обратите внимание, режим отложенного поиска (ожидания) заданного типа программ из числа часто встречающихся функций вышел — видимо, не только в России вещатели ленятся «перекидывать» код PTY при изменении тематики передачи. Переходим к CD. Конечно, никто не отменял соответствующего набора сервисных функций и дополнительных режимов воспроизведения. CD-текст (и тэги mp3) пришли и в данный ценовой диапазон, в нынешней группе соответствующих функций не было обнаружено лишь у одной из «голов», о чём и будет сказано в соответствующее время и в соответствующем месте. Без mp3/WMA нынче никуда, и исключений из этого правила сегодня не было. Хотя мне по-прежнему не ясно, какими преимуществами при музыкальном битрейте (от 128 Кбит/с) обладает второй, платный, формат перед первым, дармовым. Мы что-то забыли? Да, управление звуком. Но тут всё просто: в большинстве аппаратов этой категории звуком заведует обычный тембр, если он трёхполосный, то сей факт уже заслуживает отдельного упоминания.
МЁД & ДЁГОТЬ
Итоги оказались на этот раз довольно предсказуемыми. Ну, почти. Изначально можно было бы ожидать, что больше баллов наберёт представитель команды Pioneer. Но в данной ценовой категории продукт Pioneer может быть лишь самым простым, отсюда невысокая оценка за оснащённость, которая и сказалась на конечном результате. Обратная ситуация с представителем Panasonic. В своей группе этот CD-ресивер предоставляет пользователю чуть больше возможностей, нежели большинство одноклассников. Да и к техническому качеству придраться трудно. Поэтому вполне заслуженно Panasonic выходит в победители и получает почётное звание «Лидер». По качеству звука приятный сюрприз подготовил аппарат Sony. Правда, наличие только одной пары линейных выходов и лишь потенциальная возможность организации линейного входа не позволила ему претендовать на высокую оценку за оснащённость. Результат — общее второе место и звание «Фаворит» вместе с нашими симпатиями. Правда, симпатии симпатиями, но с организацией настроек данного аппарата авторы разработки, как нам кажется, перемудрили. Следующим по списку идёт Clarion — на редкость хорошо оснащённый, хотя и не без «скелетов в шкафу». Clarion получает нашу «Рекомендацию».