Готовя юбилейный номер, неизбежно пришлось заглядывать в номера минувшие. Мы и так это делаем нередко, но в основном — по практической нужде: «где там у нас это было?»
Об этой рубрике — по понятиям
В этот раз пришлось задержаться в архивах подольше, и в частности — в архивах этой рубрики, за которую чувствую личную ответственность. Сегодня я хочу (и вас призываю присоединиться) навести в этом разделе журнала некоторый порядок, примерно по той же процедуре, которой следуют при основательной уборке в доме. Если вывести из рассмотрения ту её часть, которая связана с применением чистящих средств, то вырисовываются задачи процесса, они возникают как-то сами собой. Первая — разложить по местам имеющееся, попутно убедившись, что это пригодно к использованию. То, что негодно — выбросить или хотя бы отложить в сторону для последующего выноса на помойку. Если вы хоть раз в жизни описанным делом занимались, то наверняка обнаруживали себя владельцем чего-то, о чём напрочь забыли или далеко запихнули. А вещь ещё хоть куда, бери и пользуйся.
Ну и важнейшая часть при наведении порядка — понять, чего не хватает в хозяйстве. Давайте сейчас, раз уж есть повод, сделаем такую инвентаризацию. Точнее, прямо сейчас её сделаю я, вы подключитесь по механизму редакционной почты, если я что-то упущу. Действовать будем так: я стану в естественной, хронологической последовательности перебирать материалы рубрики, оценивая их пригодность для использования сегодня и попутно отмечая, чего там не хватает. Для вас, как читателей, навар — двойной. Во-первых, это будет что-то вроде реферативного справочника, по которому (а не наугад) вы сможете отыскать нужные сведения, а во-вторых — своего рода наброски плана будущих свершений. Начнём мы при этом…
НИЖЕ НУЛЯ
Придётся: рубрика «Понятия» возникла не просто раньше, а существенно раньше, чем весь остальной журнал. В первом номере «АвтоЗвука», вышедшем под собственной обложкой, публиковалась уже третья часть сериала про сабвуферы и их акустическое оформление. Разыскать сегодня «в реале» ни этот номер, ни ещё более ранние выпуски «Салона AV», где первое время жил «А3», сегодня абсолютно нереально. Наш торговый отдел когда-то почти ради хохмы выставил в «Недамском магазине» раритетные первые номера по лошадиным ценам, так ведь что интересно: коллекционеры снесли весь небольшой остаток. К счастью, тексты этих первых материалов рубрики задолго до этого были перенесены в Интернет, где их можно найти, если знать где. На нашем сайте в разделе со скучным названием «разное». Среди разрозненных, порой диковатых публикаций на разные темы, которые давно пора снести с сайта к чёртовой матери. Так, кое-что к выбросу уже приготовили…
Оценивая пригодность этих, восьмилетней выдержки, статей для нужд сегодняшнего дня, я их внимательно посмотрел и могу вполне ответственно рекомендовать их тем, кто в вопросах применения сабвуферов совсем дремуч (без обид, никто же не увидит). За время существования журнала аудитория возмужала настолько, что степень генерализации и упрощения материалов для всех была тогда выше, чем сегодня — для серии «Вспомнить всё», адресованной новичкам нашего дела.
Конкретно (формируем обещанный справочник): самый первый материал сериала, озаглавленный «Как сыграют ящики», позволит тому, кто совсем-совсем пока не в теме, разложить по полочкам типы акустического оформления с их плюсами и минусами. «Юноше, обдумывающему басы» — настоятельно рекомендуется. Вторая часть сериала, под заглавием «Заряжаем» — представляет собой любопытный опыт экспресс-расчёта закрытого ящика, как там сказано — «не отходя от прилавка». Есть даже готовая табличка размером с кредитную карточку, по которой можно буквально на пальцах прикинуть, что покажет динамик в закрытом ящике того или иного объёма, каким этот объём (плюс-минус) может оказаться и годится ли нам этот динамик вообще. С позиций сегодняшнего дня я бы только смягчил заявление о том, что динамики с высоким значением фактора EBP (это частное от деления Fs на Qts) однозначно хороши для фазоинверторов, а те, у кого этот фактор низок — однозначно плохи. Таковы были представления того времени, у современных сабвуферов область манёвра оформлением существенно расширилась. В остальном — готово к употреблению. Позже к этим вопросам вернётся профессор Никитин из города на Неве в статьях «Начала» и «Начала-2» (№№2, 4 за 2001 год), тоже полезно перечитать.
Следующая публикация, «Звук в конце тоннеля» — как раз из того, первого номера. Вполне внятно изложенный принцип действия фазоинвертора, если бы в нашей практике водился подлог и исправление истории, сегодня мы бы внесли только такое же исправление, что и в «Заряжаем»: переосмысление фактора EBP. Здесь сериал дал сбой не по вине его автора, просто ему мягко и деликатно указали (в смысле — дали по рукам), что просветительская деятельность — это хорошо и благородно, но вокруг кипит реальная жизнь, на проявления которой надо оперативно реагировать. Следующий материал про сабвуферы-бандпассы («Сидит краса в темнице») пролежал на полке больше года, увидев свет только, когда автору материала больше некому было давать по рукам, ему самому вменили в обязанность при случае мягко и деликатно указывать. С позиций дня нынешнего: рекомендуется для обязательного прочтения всяким, кто замыслил такой тип сабвуфера. Во-первых, там сказано, что замысливший приобретёт и что потеряет, реализовав свой замысел в полосовом виде. И почему. Во-вторых, даже притом что считать будет программа, там на конкретных примерах показано, что на что влияет, так что расчёт будет не вслепую. В-третьих, там было высказано предположение, что наилучшим образом в автомобиле себя покажут бандпассы в «кривой», не заложенной в программы как оптимальный вариант, настройкой, а кое-кто у нас порой до сего дня верит кнопке Optimum на панели управления программой сабвуферного расчёта, в то время как истина почти всегда живёт под Custom (каламбур преднамеренный, но вообще забавно получилось).
Из прошлого рубрики: то, что было сказано про секреты правильного расчёта сабвуфера-бандпасса, справедливо и сегодня. Очень рекомендуется перед тем, как начинать пилить доски, только надо знать, где найти раритетные публикации
С тех пор через руки редакции прошло немало готовых сабвуферов, оформленных по принципу бандпасса, и некоторое количество сабвуферов индивидуальной постройки в завершённых системах. Так вот: практика подтвердила сказанное ещё вон когда в порядке прогноза: лучше всего работали именно бандпассы с перекошенной АЧХ в свободном пространстве, кривизна отменно исправлялась в салоне. Так завершился басовый сериал, его сиквел вышел уже под шапкой «Вспомнить всё» в начале 2005 года. Но тем, кто входит в тему с нуля (или плинтуса), всё же рекомендуется начать с тех, древних публикаций, считайте, что они сейчас прошли техосмотр и признаны годными к эксплуатации.
Следующий ключевой материал рубрик увидел свет в августе 2000 года. Статья «Право на передачу» посвящена компрессионному механизму формирования звукового давления в салоне, тому самому, благодаря которому проблем с нижней частотной границей в автозвуке практически нет, она появляется, только если уже очень сильно промахнуться. А с ровной АЧХ — есть, и здесь промахивается каждый третий-четвёртый. Главный принципиальный момент этой статьи, в которую вошли и результаты довольно обширных опытов над реальными автомобилями — то, что для практических целей не обязательно знать индивидуальную передаточную функцию именно своего автомобиля, с учётом цвета, комплектации и процентов по кредиту. Существует, и там это доказано на имевшемся тогда материале, некоторая усреднённая функция, которая даёт гарантию попадания если не в яблочко, то уж точно — в мишень басовой настройки. Прошедшие со времени той публикации годы неизменно приносили подтверждения справедливости этого тезиса, они поступали с каждым очередным тестом корпусных сабвуферов, сопровождавшимся замерами в салоне, они получались и как побочный продукт изучения работ профессиональных установщиков в рубрике «Системы».
Главный практический элемент статьи — таблица значений предложенной нами универсальной передаточной функции для ввода в популярные программы расчёта сабвуферов или упрощённая схема, с одной частотой и одной добротностью функции. Техосмотр статьёй пройден с первого раза и без взятки.
В то время в рубрику «Понятия» шли и материалы, впоследствии объединённые в «Свою игру». По этой графе в №11/2000 там оказалась очень интересная статья Георгия Татевяна «Взгляд на сцену из отпуска», хотя по существу это очень интересное исследование формирования звуковой сцены в салоне. К сожалению, далеко не завершённое. Как отметил в конце материала и сам автор, зато сопровождающееся программой (она есть у нас на сайте) по расчёту интерференции в салоне. Небесспорная вещь, но крайне интересная и зрелая по подходу к проблеме. Отметим здесь, в качестве намёток к планам: по пространственным характеристикам звуковых систем в рубрике «Понятия» публикаций было крайне мало, запишем это в разряд «не хватает в хозяйстве». Кстати, любопытно: уже тогда, осенью 2000 года, Георгий пришёл к идее попробовать применить акустические отражатели в салоне. Жаль, что первым опытом дело и ограничилось, но спустя пять с лишним лет появился обзор возможных выгод от применения таких конструкций в автомобиле, спровоцированный аудиосистемой в Audi A8 («Идеи и отражения», № 5/2006), а ещё через полгода героический житель Казани Вячеслав Шарафутдинов умудрился по одной лишь журнальной статье сделать работоспособные образцы акустических рефлекторов ALT, предмета патентного права и гордости Sawsalito Works, воплощенного в топовой, выше крыши, акустике Bang & Olufsen. Образцы созданного были присланы в редакцию для испытаний, которые дали исключительно обнадёживающие результаты (№10/2006, «Отражение идеи»). Насколько обнадёживающие? А вот взгляните: мы сравнили АЧХ изделий, произведенных в казанской квартире любителем по фотографии с АЧХ сходных по принципу (и по поставленным целям) акустических систем Mirage Omnipolar (патент, годы исследований, награды за инновации и пр.). Согласитесь, для первой, почти буквально «кухонной» пробы очень даже неплохо. Кстати, Вячеслав, если Вы это сейчас читаете, знайте: Ваш комплект взял для испытаний один из наших прославленных автозвуковых чемпионов для борьбы за звуковую сцену в какой-то невозможной машине. Так что в этом и смежных вопросах в рубрике — поле непаханое, сделаем заметку о ненадлежащем ведении хозяйства.
Из неожиданного: результаты трудов отважного жителя Казани, как оказалось, немногим уступают тому, что достигнуто канадскими инженерами, создавшими технологию Omnipolar. Не заняться этим более подробно было бы преступлением
Альтернативное, но, как нам кажется — равно многообещающее решение: если раздобыть пару таких акустических систем Spherex, предназначенных для отмороженных компьютерных геймеров, да врезать в торпедо… Это — тоже заметки к генеральному плану
Кстати, как мне стало известно (из телефонного разговора, а с кем — вы можете догадаться, если в какой-то момент заглянете на страницу 58 этого номера), итальянцы придумали новую технологию формирования звуковой сцены под названием Deep Stereo. Про неё мой собеседник сказал буквально следующее: «Ты мне не поверишь, но похоже, что проблемы звуковой сцены решены окончательно». Я, конечно, пока не поверил, но ведь это так оставлять нельзя… до сих пор из иностранных специалистов у нас в этой рубрике отметился только профессор Матарацци (№10/2001, «Фазоинвертор: короче»). Востребованный, кстати, оказался материал, народ экспериментирует много, судя по почте. Про Deep Stereo, чем бы это ни оказалось, делаем отметку: в хозяйстве не хватает, надо завести, причём — импортное.
Одна из наиболее часто цитируемых (и растасканных по сетевым ресурсам) статей рубрики — «Диета для динамиков» из №11/2000. Это — про спектр музыкального сигнала, про то, что там есть и сколько, что это реально означает для акустики и так далее. Дальше по схеме это должно было вывести на серию материалов, посвящённую кроссоверам во всех видах, в нашем деле (да и в домашнем тоже, просто у них свободы меньше) — вопрос архиважный. К сожалению, вынужден констатировать: про средства частотного деления состоялись, по существу, только две публикации («Фильтры» и «Фильтры-2», также пера Константина Никитина), обе полезные, но не пролившие достаточно света на практические аспекты «кроссостроительства». Вот это во второй сотне журналов будем исправлять решительно. Причём здесь выделяются две группы вопросов: одна должна идти по разряду «Понятий», вторая — по «Вспомнить всё», есть предположение, что тональность обсуждения будет различной до несовместимости. «Вспоминающим», скажем из вежливости так, надо будет дать чёткие инструкции, какую катушку и какой кондюк куда воткнуть и, главное, как измерить полученные результаты, что бы там ни говорили, а вначале надо по приборам построить печку, а потом можно на слух от неё плясать. Для тех, кто уже живёт «по понятиям», нужна (или я ошибаюсь?) свежая кровь: последовательные фильтры, эллиптические, токовое питание ВЧ-головок, ну, в общем, в этом ключе. Вот вы, например, знаете, как сделать фильтры с АЧХ как у Phoenix Gold Elite (где-то поблизости на графике из старого теста)? Любители купольных среднечастотников за такой фильтр дорого бы дали, не знают только кому. А хорошо бы разобраться, не поканалкой единой жив автозвук.
Заметки на будущее рубрики: из практики известно, что такие фильтры делать можно. Теперь остаётся выяснить как. Для чего — уже примерно понятно, особенно владельцам купольных «серединок».
И ещё два комментария к опубликованному и неопубликованному. Первый же выпуск серии «Вспомнить всё» был целиком отдан вопросу о том, что на самом деле называется мощностью акустики и усилителей и почему гибнут пищалки. Тем не менее до сих пор в этом царит путаница. Убедительная просьба, главным образом к молодому поколению, если чувствуете хоть малейшие признаки неясности в своей голове в том, что относится к слову «мощность», но не измеряется в лошадиных силах, купите пива по вкусу и прочтите первые два выпуска «Вспомнить всё» (первые два номера за 2005 год — 01 | 02). По совокупной пользе процесса это будет «бутылка года».
Второй комментарий обращён больше в будущее, нежели в прошлое. До сих пор, как показало ретроспективное изучение материалов рубрики, вопросы акустических и электрических измерений в практике car audio освещались крайне фрагментарно. Наибольший практический выхлоп наблюдается у принципиальной статьи Дмитрия Свободы «Об акустических измерениях в салоне» и её рецептурного продолжения «Новое дело Ивана Ивановича», это №№1, 3 за 2002 год. Остальные аспекты измерений, а равно и вопрос, споры вокруг которого не утихнут, вероятно, никогда, пока светит солнце — как соотносятся объективные характеристики и слуховые ощущения — пока остаются в тени. И раз я «на хозяйстве» в этой части журнала, беру на себя обязательство присмотреть за этим делом. Вот прямо сейчас и приступлю…