В некоторых кругах стало уже общепринятым проводить всевозможные хит-парады, как и составлять разнообразные рейтинги на основе опросов сомнительной репрезентативности и потом выдавать их как некое откровение.
ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА
Forsage 35AC-1300-2/K-01/T-05 • Mystery MO5.1 • Velas Brahms 5.2 • Art Sound AL 5.2 • Audiotop JP 13.2 •Kicx ICQ-5.2 • Pioneer TS-E136C • Alpine SPE-13CS • DLS C5A • Rainbow SLX 230
Конечно, мы тоже испытываем определённый соблазн совершить какое-нибудь открытие Америки при посредстве форточки. Скажем, распространить анкету, где, в числе прочего, попросить респондентов указать, сколько им лет и имеется ли у них авто. А потом потрясти общественность сенсацией, что, скажем, 92,3% россиян в возрасте от 25 до 30 лет имеют свой автомобиль. Забыв указать, что опрос проводился среди читателей журнала «АвтоЗвук».
Впрочем, и без опроса ясно, что в объёме продаж автомобильной акустики «пятерки» и «шестёрки» оставляют другим форматам какие-то крохи. И для этого не надо обладать даром ясновидения, достаточно поинтересоваться, какие конкретно размеры ниш под акустику являются в салонах машин самыми распространенными. Четырёхдюймовые посадочные места в новых машинах могут встретиться лишь если речь идёт о Chevrolet Spark (или Chery «КуКу», что то же самое), что лишь подтверждает правило. Овалы 6 х 9 или 5 х 7 дюймов ещё удерживают позиции в задних полках, но по мере того, как акустика «переезжает» в двери, уступают место «круглым» калибрам 5,25 и 6,5 дюйма.
Так что всё же главный выбор — пять или шесть. Какой из двух самых ходовых форматов распространен шире, сказать трудно. Есть у меня ощущение, что в силу ряда причин (в том числе исторических) «пятёрки», постепенно сдавая позиции, всё же пока сохраняют небольшой перевес. И наверняка компонентная акустика обходит коаксиалы если не по продажам, то по популярности: если уж заменять в машине динамики OEM, то вряд ли есть смысл менять шило на мыло. Осталось только выяснить, какой ценовой диапазон является у массового покупателя самым любимым. Но я готов держать пари, что, приобретая акустику, даже не самые бедные, но ещё не поражённые вирусом автомобильного звука личности будут ориентироваться на сумму около сотни старых денежных единиц, лучше даже поменьше, но в любом случае меньше полутора сотен.
А ведь это и есть диапазон нашего теста (по-старому он назывался «до 140 у.е.), и его участники, стало быть, ближе всего к народу. Ну, а что их собралось ровно десять — так уж нам повезло.
Как ни хотелось мне элегантно обойти вопрос о техническом уровне и качестве изготовления бюджетных компонентных «пятёрок», это можно было бы сделать только методом демонстративного молчания. А мы демонстрировать не привыкли: работаем как умеем. Прогресс технологий приучил нас к мысли, что изделия бытовой электроники непременно должны дешеветь. Действительно, если сравнить самый ширпотребовский современный телевизор с его аналогом разработки 30-летней давности, мысли приходят в голову неожиданные. Здесь — одна не столь уж и большая плата и одна очень серьёзная микросхема. Там — два десятка микросхем, ещё больше отдельно стоящих транзисторов, и всё это рассредоточено по почти десяти платам. А теперь представьте себе, что забивка плат тогда осуществлялась вручную и только потом они поступали в ванну, где выводы деталей и дорожки заливались припоем. Тот телевизор стоил 350 долларов, правда тогдашних. Берём коэффициент пересчёта четыре, и спрашиваем: смогут ли теперешние кудесники собрать такой телевизор, чтобы уложить его продажную цену в 1400 нынешних долларов? В КНР, наверное, смогут. Но если вы хотите, чтобы он ещё и работал, сборку придётся вернуть туда, где раньше стоял завод Grundig, и тогда уже наш телевизор определённо обойдётся дороже названной суммы.
Что я хотел сказать этим примером? Что снижение цен обусловлено прогрессом технологии, позволившим отделить производство от квалифицированного персонала. Возможен ли такой же подход в акустике? Да, вне всякого сомнения, но тогда после разработки и постановки на поток вся технология должна строго соблюдаться, а шаг влево-вправо приравниваться к просьбе о политическом убежище. Но то, что считается само собой разумеющимся в производстве телевизоров и других сложных изделий бытовой электроники, почему-то не соблюдается в производстве автомобильной акустики. Видимо, потому, что её устройство кажется таким простым. Многочисленные не очень крупные заводы выпускают диффузоры, диффузородержатели, подвесы, центрирующие шайбы и магнитные системы, а заказчик волен набрать из этих деталей свой неповторимый «динамик», который потом пойдёт в серию. Мало того, железо (в прямом смысле, то есть корпус и магнитная система), пластмассовый диффузор и резиновый подвес могут изготавливаться на разных специализированных предприятиях (так дешевле). И кто там будет задумываться над тем, как повлияет изменение профиля диффузора на характер звучания на средних частотах, если головку в сборе он никогда не увидит? Или над тем, подходит ли по своим упругим характеристикам закупленный подвес к имеющейся магнитной системе с катушкой? Или над тем, каким должен быть объём задней камеры пищалки для имеющейся мембраны? Поэтому и делаются купольные пищалки, которые никак не могут «добить» до заветных 20 кГц, мидбасы, катушка которых легко вылетает из зазора при работе на басах, а диффузоры переходят в модальный режим в области наилучшей слышимости. При знакомстве с результатами измерений вы, в частности, увидите, что искажения на среднем басе у некоторых, по ряду параметров очень неплохих, головок превосходят все мыслимые пределы. Обратите внимание, я пока ни словом не обмолвился об устройстве кроссоверов, но не удивлюсь, если они тоже клепаются на специализированном заводике, для двухполосных систем «вообще». Да, конечно, кроссовер должен разрабатываться для каждой конкретной пары головок, но это ведь каких денег будет стоить!
А теперь мы обсудим, чем общедоступные «пятёрки» отличаются от иных прочих и что у них общего.
Отличий, в общем, немного. Понятно, экзотические материалы не в ходу, в половине случаев диффузоры мидбасов делаются из полипропилена — иногда с добавками, иной раз с металлизацией и лаковым покрытием. Корзина в подавляющем большинстве случаев штампованная, и эту особенность конструкции мы будем считать само собой разумеющейся. Магниты являются одной из статей экономии, так что и силовой фактор у доступных мидбасов пониже и, как следствие, электрическая и полная добротность выше. Среднее значение полной добротности по сегодняшней «десятке» 0,865, и отсюда понятно, почему большинство мидбасов могут быть рекомендованы только для установки в дверь. И по-прежнему считаем, что 15 мм — это «стандартная» высота магнитного ферритового кольца, и если при описании конструкции высота не указана, значит, она как раз такая. (Как вы, наверное, заметили, с отличиями мы уже покончили и перешли к перечислению тех особенностей конструкции, которые участников сегодняшнего теста объединяют.) Подвес у большинства мидбасов, независимо от калибра, как правило, резиновый, типичная ширина (уже для этого размера) 9 — 9,5 мм. Вариации размера катушки для пятидюймовых мидбасов в данном ценовом диапазоне практически сведены к нулю. По крайней мере, в пределах этой группы все звуковые катушки намотаны на каркасе диаметром 25 мм с хвостиком (хвостик величиной 0,4 мм обусловлен тем, что размеры катушек по-прежнему дюймовые). Подводящие контакты рассчитаны на использование клемм-«лопаточек» — вариаций было очень немного, и, по моему мнению, лучше бы их и не было. Пищалки по умолчанию купольные, правда в первой половине теста пару раз нам встретились твитеры со «сбалансированным куполом», вроде тех, которые мы привыкли видеть в коаксиалах. И вот что интересно: если купол, то обязательно тканый материал вроде шёлка, а если сбалансированный купол — то непременно плёнка из майлара (он же полиэфир, он же, по-советски — лавсан). Понятно, что у шёлка для сбалансированного купола не хватит жёсткости (там есть почти плоский участок). Но где купола из майлара, из металлической фольги, наконец? Даже у «германцев» в пищалках используется шёлковый купол. Не стану утверждать наверняка, но, похоже, тут тоже работает специализация: одно производство «шьёт» купола из шёлка, другое штампует мембраны из полиэфирной плёнки. Как всегда, «чашки» для монтажа твитеров «заподлицо» с опорной поверхностью являются непременной составляющей установочного комплекта, поэтому мы в ходе описания акустики о них и не упоминаем. Рассказывая об устройстве кроссовера, нередко отмечаем, что для защиты пищалок служит варистор. В действительности здесь применяются так называемые самовосстанавливающиеся предохранители, обозначаемые также аббревиатурой PTC. Они лучше переносят воздействие вибраций и повышенной влажности, но имеют более низкое быстродействие по сравнению с металлооксидными варисторами. Впрочем, для защиты пищалок как раз это и требуется — нам же не надо, чтобы защитное устройство срезало верхушки импульсов как «опасные». А для простоты будем по-прежнему именовать защитные устройства «варисторами» (если это, конечно, не лампа накаливания). И ещё, в порядке повторения пройденного. Цепь компенсации индуктивного сопротивления имени товарища Цобеля в кроссоверах — это простейшая цепочка из последовательно включённых конденсатора и резистора, позволяющая сделать импеданс мидбаса не зависящим от значений средних и верхних частот. Нет единого мнения о плюсах и минусах цепи Цобеля, но известно также и то, что при достаточно высокой индуктивности головки (это примерно половина мидбасов) и достаточно высокой частоте раздела (все двухполосные системы) фильтр НЧ без такой цепочки становится просто неэффективным. Кстати, буквально в самом начале теста у нас будет возможность увидеть, как цепь Цобеля влияет на форму АЧХ. И вообще, пора уже переходить к делу, пока «горячая десятка» не остыла.
МЁД & ДЁГОТЬ
В «Лидеры» у нас нынче довольно уверенно вышел DLS. Удачная, надо сказать, получилась акустика, кроме относительно низкой чувствительности в ней и придраться не к чему. По качеству звучания с «Лидером» может успешно соперничать ещё один участник, будем откровенны, довольно неожиданный в этой роли — Velas. У него не столь выдающиеся басовые возможности, как у DLS, зато, что вполне понятно, чувствительность повыше, а басовая мощь при работе с сабвуфером всё равно останется невостребованной. В общем, все показания для звания «Фаворита». С минимальным отставанием от двоих победителей финишировал ещё один участник, Rainbow. Акустика с хорошей чувствительностью и пригодная для инсталляции не только в двери. Правда, с подбором положения твитера придётся повозиться, но оно того стоит. Немец получает нашу «Рекомендацию». Остальные участники финишировали плотной группой, и тут трудно выделить кого-то одного. Только фотофиниш, в роли которого — ваши личные предпочтения того или иного партикулярного достоинства.