Студия Zvuk-Master
Руководители проекта Дмитрий СКОРНЯКОВ, Игорь ШИШКИН
УДАЧНАЯ ТЕМА
Разные взгляды на один предмет: для фотографа, обеспечивающего эту рубрику зрительным рядом, удачная сессия — это когда свет, антураж, цветовая гамма, композиция всякая…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: McIntosh MX 406
- Процессор/кроссовер: Sinfoni Phaser Pro
- Усилитель: McIntosh MC 440
- Акустика: AD MM1, MM4, MM6
- Сабвуфер: Diamond Audio M5121.4
Для ведущего рубрики удачная тема — это другое. Прежде всего, разумеется, когда интересна система, интересна не столько выпирающим из неё декором, сколько скрытыми внутри замыслами. Это — минимум. Второй шаг на пути к удаче — когда создатели системы собственные замыслы и идеи отчётливо осознали, это случается далеко не всегда — бывает, что построившие неплохую систему сами не понимают, почему так вышло. Ну и уж совсем отлично всё складывается, если здесь же присутствует заказчик и пользователь, способный проанализировать, что с ним происходило, произошло (и происходит, бывает и так) в ходе развития музыки в его автомобиле.
Нет, серьёзно, пафос здесь отнюдь не ложный. Мы не раз отмечали (вслух, как предполагает профессия журналиста) взаимное влияние человека и автомобиля, человека и музыкальной системы, и уж тем более — когда музыкальная система и автомобиль образуют одно целое. Две первые темы вполне потянут на кандидатские, последний случай — для докторской, без сомнения. Проходные темы, между прочим, кому надо — подумайте, мы при случае оппонента подгоним, с публикациями по предмету.
Хозяин этой машины, «Мерседеса» класса Executive, эстетическую самоценность которой мы, что скрывать, не раз подвергали сомнению на этих страницах, имел более чем ясное представление об эволюции собственных воззрений на обе составляющие нашего тематического поля — и на автомобиль, и на звук в нём. Эволюция происходила так: первым автомобилем, подвергшимся массированной атаке установщиков аудиоаппаратуры, был BMW второй (ну, может, полуторной) свежести, заряженный в студии «СТ-Вариант» согласно пожеланиям заказчика. Вспоминая эту систему, хозяин сегодня употребил термин «полупацанская». Представьте себе: Kicker Solobaric в акустическом оформлении, заточенном под «колбасу», Audiobahn, поставляющий для этой «колбасы» сырьё, хром и голубая подсветка по кругу, всё в тему, одним словом. На этом на всём хозяин вечерком не прочь был скатать на Воробьёвы горы, где с законной и уместной для этого формата гордостью демонстрировал чудо техники благодарной аудитории.
Прошло время, изменился контент и головы хозяина BMW, и его карманов. Следующими этапами развития стали Subaru STi снаружи и мультимедийная система внутри. AV-голова Pioneer, усилители Audison VRx, акустика DLS Iridium (чувствуете направление эволюции, да?). На этом этапе участник процесса эволюции даже отметился на соревнованиях, в категории «Мультимедиа», занял третье место (из ненамного большего, правда, числа участников в классе), но ведь это как с ценными бумагами: сегодня котируются ниже, завтра — выше, важно, что котируются, то есть — присутствуют на бирже. Позже случился ещё Mitsubishi Grandis, на Alpine IVA900, с многозонной системой, весь на мониторах, в этом духе.
Роман с мультимедиа был непродолжителен. К этому времени у нашего героя, по его меткому выражению, «ухо расслушалось», а требования к автомобилю пришли в соответствие c обретённым социальным статусом: хотелось спокойного, мягкого и комфортного автомобиля со спокойным и мягким звуком.
И хотя, как мы не раз отмечали, «Мерседес» Е-класса крайне редко служит темой для постеров на стене и заставки на экране компьютера, предъявленным требованиям он отвечал в большей степени, чем почти какой-либо иной выезд. Что за систему задумал участник эволюционного процесса для этой машины? Прежде всего это должна была быть классическая стереосистема, даже более чем классическая, полностью аналоговая, без цифровой коррекции. На соревнованиях это проходило бы по классу «Беспроцессорные системы», но к этому времени вопрос о соревнованиях был закрыт: установка планировалась для себя, без каких-либо перспектив общественной жизни.
У Phaser Pro есть и дистанционное управление уровнем сигнала в сабвуфером канале (маленькая «крутилка» справа)
Мы не зря упоминали компоненты, участвовавшие в прошлых этапах развития системы, упомянули даже не все: в одной из машин побывал даже Alpine F#1 Status, но венцом процесса стала самая «беспроцессорная голова», какую можно найти — McIntosh MX 406. Эта точка явилась отправной для будущей системы. То, что усилителем стал тоже McIntosh, было пусть не стереотипно, но логично, а вот выбор остальных компонентов потребовал известного креатива. Изначально заказчик мыслил систему двухполосной, это в наибольшей степени отвечало концепции беспроцессорной, на домашний манер. «Поканалка» была отвергнута сразу — не тема. Однако в ходе опытов фронт разросся до трёхполосного по излучателям и двухполосного по усилению, то, что называется в обиходе «2,5 полосы». Два канала усилителя работают на СЧ/ВЧ-головки, включённые через часть пассивного кроссовера AD X3MM. «Часть» — потому что в полном объёме этот кроссовер призван обслуживать весь трёхполосный комплект. Более целесообразным сочли, однако, пустить мидбасы через свои каналы усиления. Кстати, о выборе модели акустики: в студию заказчик пришёл… с парой пищалок от одной из прошлых систем. Это были топовые Genesis, а принесены были в качестве референса: «чтобы были не хуже». Дорога к «не хуже» логично привела к топовым же, но AD.
Фронтальную акустику строили поэтапно: сначала двери в полном объёме работ, с ними всё было ясно. При готовых дверях с басовиками началось макетирование СЧ/ВЧ-звена системы. Среднечастотники решили ставить не в объём, а в аналог акустического экрана, заключив из наших тестов, что это будет наилучшим режимом работы. Любопытно, что когда среднечастотники нашли своё место, за него причиталась награда и установщикам, и владельцу машины: хотя подиумы с 4-дюймовыми мидрейнджами кажутся интегрированными в приборную панель, на деле никакого серьёзного вмешательства в конструкцию торпедо не произошло. Среднечастотники на своих платформах практически наложены сверху на приборную панель, на место решёток штатной акустики, которые были сняты, а образовавшиеся окна обеспечивают СЧ-головкам искомый режим работы, в акустическом экране. Для подавления паразитных отражений в «подторпедном» пространстве на ближайших к диффузорам поверхностях наклеены рассеиватели Focal Plain Chant. Такие же, только побольше в диаметре, установлены и в дверях за басовиками, хотя там они нужны меньше, не та полоса частот.
Среднечастотники не встроены в приборную панель, а, по существу, положены на неё
Очень важная роль в этой системе принадлежит устройству, в реестре компонентов записанному в графу «Процессор/кроссовер». Это аналоговый звуковой процессор Sinfoni Phaser Pro, объединяющий высококачественный активный кроссовер и аналоговый фазовращатель. С помощью Phaser Pro решали сразу несколько задач, которыми в другой системе заведовал бы цифровой процессор. Во-первых: один из фильтров кроссовера используется для деления полосы частот между НЧ и СЧ-излучателями фронта. Снизу среднечастотники подрезаны фильтром пассивного кроссовера на частоте около 400 Гц, каналы усилителя, отведенные для СЧ/ВЧ, действующие при этом в полную полосу. А другие два канала, с НЧ-головками, работают через фильтр НЧ, настроенный на 150 Гц. Совершенно неканоническое сочетание частот стало результатом экспериментирования, именно так фронт зазвучал наиболее привлекательно.
Снизу полосу частот НЧ-головок ограничивает ФВЧ усилителя (у него фильтры с фиксированной частотой, либо 80, либо 120 Гц). В данном случае выбрано 80, хотя на этапе отладки пробовали даже совсем ничего: MM6 — динамики редких достоинств, система с полностью распущенными басовиками фронта давала такие чёткие и наполненные басы, что возникла даже мысль вовсе не ставить сабвуфер. Но сабвуфер поставили, на повышенных (не «пацанских», а разумно повышенных) уровнях MM6 всё же проявляли признаки беспокойства на самых низких частотах.
К «Макинтошу» хозяин машины пришёл, отметившись в клубах любителей многих пафосных головных устройств
Сабвуфер при этом вывели в область совсем низких частот, Phaser Pro ограничивает его рабочий диапазон частотой 60 Гц. Сабвуфер сделан на базе 12-дюймовой головки Diamond Audio в закрытом ящике объёмом 32 л, обеспечивающем ей строго баттервортовскую добротность. Конструктивно сабвуферный ящик выполнен так, чтобы диффузор «стрелял» вверх через заднюю полку, по солидарному мнению и объединённому опыту конструкторов системы, у таких сабвуферов бас точнее и чище, пусть и не до конца понятно почему: то ли сказывается отсутствие тоннеля перед диффузором, получающимся при установке в подлокотник, то ли помогает подобие рупора, образуемого задним стеклом. Чтобы корпус сабвуфера ужился под полкой вместе с топливным баком, корпус сделали довольно плоским, а требуемую глубину набрали кольцами под опорный фланец головки.
Когда было готово всё описанное, на сцену (на этот раз — в буквальном смысле) вновь вышел Phaser Pro. Его фазосдвигающие цепи были использованы дважды: для создания фазового сдвига между левым и правым каналами в полосе средних и верхних частот, что означает симметрирование звуковой сцены без явно выраженной временной (а следовательно, цифровой) коррекции, и для подбора фазового сдвига сабвуферного канала — для оптимизации совместной работы фронта и сабвуфера, здесь оптимальная интеграция излучения получилась при сдвиге около 90 градусов. А вообще оказалось, что система с полностью аналоговым управлением даёт не меньший простор для экспериментов, чем полностью цифровая. Так, оптимальное (для слуха) сочетание частот настройки фильтров НЧ-звена фронта и сабвуфера с фазовым сдвигом подбирали очень долго, а эффект вышел куда более трудноописуемым, чем ожидали, качество и количество баса, воспринимаемого с места водителя, менялись самым непредсказуемым образом, в определённых сочетаниях оказывалось, что сабвуфер как будто «отъедал» чёткий и ясный бас фронтальных басовиков, в других — поддерживал его, фазовая коррекция очень сильно влияла не только на тональный баланс и локализацию сабвуфера, но и на басовую атаку. Поистине аналог так же неисчерпаем, как и цифра, природа бесконечна. Впрочем, это другая тема…
При желании салон может быть приведен в исходное состояние за полдня: заменить накладки стоек и поставить штатные решётки вместо среднечастотников
Багажник создаёт ощущение пустоты, вернее — отсутствия сабвуфера
При готовых дверях с НЧ-головками взаимное положение СЧ и ВЧ подбиралось на таком макете
Ощущение не уходит и при снятой фальшпанели: за ней, кроме усилителя, только Phaser Pro
Секрет сабвуфера — здесь: над панелью усилителя завис сабвуферный корпус
Он сделан довольно плоским, а нужную глубину дают кольца под фланцем головки
В боковых карманах устроились кроссоверы фронтальных СЧ/ВЧ-излучателей
Со стороны салона сабвуфер закрыт рельефной фальшполкой
Вот она, в готовом виде, с углублениями для подголовников и новым третьим стоп-сигналом
SQ
Первое впечатление от первой же дорожки «АудиоДоктора»: бас — не «сабвуферный», к какому мы привыкли в автомобиле, а домашний, неотъемлемый от остального звука. Если вы понимаете, о чём я говорю… Сделать совершенно симметричную сцену аналоговыми методами не получилось, вернее, к этому и не стремились: голос солистки оказался расположен перед водителем, высоко над приборной панелью, и парил там, ничего не касаясь. Тонально звук лишён излишней яркости, какой иной раз хвастают при демонстрации аудиосистем и который иногда несёт налёт тонального нахальства. Хотели комфортное звучание — и получили комфортное, в самом лучшем виде. Формально-технические семь барабанов расположились, разумеется, неравномерно: первые два почти слиплись, но остальные, включая шестой-седьмой, локализуются раздельно и чётко. Соло на ударных (трек №11) и блюз (№12) производят впечатление очень реалистичным воссозданием размеров инструментов, а не только их расположением. И главное — система воспроизводит много мелких звуковых деталей, но деталей правильных, принадлежащих именно этому инструменту или именно этому помещению, а не звуковой мишуры, часто принимаемой за детальность.
RTA
Познавательная картина, особенно когда знаешь нюансы настройки и компонентов. Во-первых: на АЧХ в басовой области видны следы найденной опытным путём настройки частотного раздела «фронт — сабвуфер»: небольшой провал на 60 Гц на гладкой и забирающейся далеко вниз характеристике. На средних частотах отчётливо проявляется горб на 800 Гц, свойственный (загляните в наш тест) головкам AD MM4 и прощаемый им за субъективно привлекательное звучание. Область верхних частот отличается эталонной ровностью (всюду без принудительной частотной коррекции, вы помните) со спадом на самом верху, так часто сопровождающим то, что мы называем комфортным звучанием.