Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ВЕРТИКАЛЬ МОЩНОСТИ
Не так просто оказалось найти на клавиатуре символ вертикальной черты, им, похоже, мало кто пользуется. А он здесь нужен, так как входит в обозначение самой новой серии усилителей Steg, семейства «К».
Только вертикаль здесь должна ассоциироваться не с властью, а с мощностью, в нашем языке, в отличие от английского, это разные слова (да и отношение разное, что уж там). Ради мощности в самой её очищенной и породистой форме этот усилитель и сделан, но вначале посмотрим, как сделан, честное слово, оно того стоит.
Итальянцы вообще вёдер не делают, школа дизайна не позволяет, но «К» выглядит выигрышно даже на фоне земляков (включая тёзок). Огромный, больше 60 см в длину корпус деликатно, мягко спрофилирован, ребра радиаторов по бокам забраны мелкой перфорированной сеткой, литые алюминиевые законцовки самым очевидным образом полировались вручную, а не химическим способом в ванне кучей.
На одном торце корпуса сосредоточены «сила» и «диалог». Это означает вот что: зажимы питания, акустики и два многоконтактных разъёма «телефонного» типа. По порядку: максимальный обхват кабеля питания соответствует диаметру 8,5 мм, или же американскому гейджу AWG2. Номинал вставки внешнего (разумеется) предохранителя — 175 А. Это больше, чем потребляет средней руки стартёр, но к питанию стартёра требования другие, здесь же, как мы прикинули, на максимальном токе при длине плюсового провода 4 м получится падение напряжения около полвольта, так что при инсталляции всерьёз можно подумать о переходнике на «нулевой» гейдж. Такие токи фигурируют в наших рассуждениях неспроста: по заявке усилитель способен работать на нагрузку 4/2/1 Ом (в режиме стерео), развивая при этом 335, 650 или 1200 Вт на канал. Соответственно, при включении двух каналов мостом должно получиться 1300 и 2400 Вт на 4 и 2 Ом. Притом что это не импульсный аппарат басового назначения, а полновесный широкополосный (как потом, при измерениях, выяснилось — даже очень) усилительный агрегат класса АВ. Отметим как достоинство, что клемма-«лепесток» remote установлена на другом, «малосигнальном» торце корпуса, что облегчит использование специализированных автомобильных межблочников с проводом включения. И поставлена клемма хорошо и безопасно, в глубине изолированного гнезда на панели коммутации.
Один из «диалоговых» разъёмов на «силовом» торце служит для включения дистанционного регулятора уровня — он, несомненно, пригодится в эспиэльных буднях. Второе гнездо обозначено STEGLINK, по нему осуществляется связь процессора усилителя с компьютером. Поначалу мы было подумали, что это очередной (из очень немногих, правда) аппарат с программируемым звуковым процессором внутри, и ошиблись. Цифровая начинка Steg K никак не вмешивается в процесс передачи и усиления сигнала, здесь всё сделано по классическим аналоговым законам. Цифровой обмен задуман для продвинутого сервиса. При наличии программы mystegmanager можно оперативно контролировать цепи усилителя, считывать рабочую информацию, хранящуюся в памяти, вводить личные данные пользователя или устанавливать связь с изготовителем. (Эта фраза практически дословно переведена из инструкции.) Я лично не очень понимаю, почему для контакта с изготовителем нужен специальный софт, но, в общем, ясно, что программа «msm» предназначена не для конечного пользователя, а для дилеров или сервисных служб, так что в стандартный комплект поставки она не входит. Впрочем, как нетрудно понять, на технические характеристики аппарата программа не влияет. Поведение Steg’а контролируется регуляторами, переключателями и резистивными вставками (при необходимости), этому отведен весь «чистый», малосигнальный торец корпуса.
Усилитель снабжён парой линейных выходов — широкополосных, но непрямых. Аппарат может работать с одним входом — в этом разе используется вход L. Да, у большинства «голов» сабвуферные выходы идут парами, но у «мультимедиек» басовый выход нередко один.
Акцент на «сабвуферное» применение K2|04 представляется естественным, вернее — привычным, так мы, как правило, реагируем на двухканальные аппараты с такими значениями мощности. В данном случае, однако, агрегат вовсе не обречён на жизнь в области басовых частот, прочие, не имеющие отношения к грубой силе параметры об этом говорят довольно ясно. И вообще наши коллеги из «Салона AV» время от времени, отдуваясь и пыхтя, тащат в комнату прослушивания усилители такой же, а то и большей мощности, те же Krell, к примеру. Они явно не для сабвуферов задуманы. Так что не станем ограничивать пользовательскую фантазию и в этом случае, чем мы хуже?
Универсальность усилителя подчёркивается и предусмотренным в нём набором фильтров, он не просто полный, а даже с походом. Отдельные группы органов управления заведуют ФВЧ и ФНЧ, что автоматически означает возможность их одновременного использования. Но это не всё. Частоту среза фильтров можно «назначить» двояко. Либо с помощью переключателя из ряда фиксированных значений (60/70/80/ 90 Гц для ФНЧ, 60/80/100/120 Гц — для ФВЧ.). Значения, надо отметить, очень разумные, особенно первый набор, в ряду частот для ФВЧ конструкторы, на наш взгляд, чересчур разбежались. Фиксированные частоты среза фильтров, как мы отлично знаем, означают предельную ясность и точность при установке частоты среза, но сужают свободу манёвра. Понимая это как минимум не хуже нас с вами, конструкторы серии «К» предусмотрели альтернативный способ выбора частот, не в ущерб точности и без ограничения свободы выбора. Каждый из фильтров можно перевести из режима, когда частота определяется положением переключателя в положение, когда она задаётся резистивной вставкой, под названием AQXM2 присутствующей в каталоге фирмы, с номиналами на 55 значений частот. От обычных, продающихся за копейки в магазинах радиодеталей восьминожечных резистивных сборок «фирменные» отличаются только внешним пластмассовым корпусом, с которым устанавливать сборку на место проще, а номинал частоты написан явно, а не определяется по таблице, имеющейся в профессиональной документации изготовителя. Мы, например, вставляли обычные, из магазина, и всё нормально, разве что пинцет понадобился.
Теперь свободы хоть отбавляй. Поскольку фильтры ВЧ и НЧ включаются независимо, вы можете, например, назначить частоту фильтра НЧ из стандартного набора, а для фильтра ВЧ использовать вставку на частоту, скажем, 27 Гц и получить подтональный фильтр. Кроме того, в режиме моно имеется возможность выбора крутизны спада АЧХ: 12 или 24 дБ/окт. Единственное ограничение — крутизна спада устанавливается для всех фильтров одновременно, поэтому мы даже не снимали характеристики переключаемого ФВЧ в режиме 24 дБ/окт., если ФВЧ — значит фронт, значит стерео, а тогда только 12 дБ/окт. А на роль подтонального фильтра штатные значения переключаемого фильтра не годятся. Зато если ФВЧ выведен в режим управления от резистивной сборки, вполне логично, что крутизна сабсоника будет повышенной. Бонус в системе управления ФВЧ — возможность выбора добротности, баттервортовской или повышенной, причём действие переключателя распространяется на любую установленную крутизну и оба режима: от переключателя и от сборок.
Режим установки частоты среза фильтров с помощью резистивных сборок хорош ещё и тем, что расширяет диапазон частот настройки фильтров до пределов, недоступных для плавных регуляторов, без последствий для точности настройки. Стандартная гамма вставок AQXM2 перекрывает диапазон от 22 до 8500 Гц, так что с их помощью невозможного становится мало.
- Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 335/620
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,042/0,052
- Входная чувствительность, В 0,20 — 5,4
- Отношение сигнал/шум, дБА 99,5
- Переходное затухание, дБ 77,5
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 7,5 — 120000
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс >50
- Ток холостого хода, А 2,1
- Габаритные размеры, мм 642 х 230 х 54
Измеренная мощность на 4 Ом с точностью до единицы ватт совпала с заявкой изготовителя, а на 2 Ом оказалась на копейки меньше, и то, как мы подозреваем, оттого, что в этом режиме на проводах питания (10 гейдж, 0,5 + 0,5 м) нами было утрачено 0,6 В, а напряжение на входе для чистоты опыта не перестраивали. Вывод совершенно очевиден: калибр проводов должен соответствовать нешуточной (мягко говоря) мощности аппарата. При соблюдении этого условия нет никаких оснований предполагать, что спецификации изготовителя по части выходной мощности в совсем уже экстремальных режимах будут нарушены. Приятно удивило значение переходного затухания — подобные показатели усилителям высокой мощности даются особенно непросто. Частотный диапазон для усилителя таких статей оказался на удивление широким, но не надо забывать, что аппараты одной серии делаются на единой схемотехнике, и если данная модель в 99 случаях из 100 станет использоваться для работы с сабвуфером, то поле деятельности её младших «родственников» наверняка будет более широким. Быстродействие усилителя настолько высокое, что его даже трудно замерить с достаточной точностью. Форма воспроизводимого прямоугольного сигнала указывает на присутствие коррекции на ВЧ. И потому при появлении нагрузки емкостного характера на выходе появляется значительная ВЧ-помеха со стартовой амплитудой не меньше 20%. (Точнее сказать трудно, блок питания включает все свои защитные ресурсы.) Так что невысокий запас устойчивости это, по сути, единственная «ложка дёгтя», которую нам удалось нащупать.
Чтобы не получилось каши, АЧХ фильтров мы вынесли на отдельные графики. На первом — как работает ФНЧ «от переключателя», видно, что фильтры — с классической баттервортовской добротностью, частоты среза именно как написано у переключателя (было бы удивительно, если бы итальянцы здесь промахнулись, не китайцы, чай). Второй график — ФВЧ с переключаемой частотой (он, понятно, может быть включён и одновременно с ФНЧ, хотя при таком наборе частот это едва ли целесообразно), на всех возможных частотах и с обоими значениями добротности. Третий график — пример настройки фильтров с помощью резистивных сборок. ФВЧ мы измеряли без вставки вообще, что означает минимально возможную частоту, 22 Гц, с двумя возможными значениями крутизны и с двумя — добротности. Для ФНЧ мы воткнули (для примера) вставку, обеспечившую частоту среза 600 Гц. Так и вышло: по уровню -3 дБ при 12 дБ/окт. и по -6 дБ — при удвоенной крутизне. Вот здесь уже можно (опять к примеру) одновременно с «матричным» ФНЧ задействовать ФВЧ на одной из частот переключателя, получив полосовой усилитель для басов трёхполосной акустики. Правда, это — для обладателей больших автомобилей и больших кошельков…
ЧТО
Двухканальный усилитель
КТО
Steg K2|04
ПОЧЕМ
31600 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Способность работать на 1 Ом
Режим моно с одним входом
Редкостная для двухканальника мощность
Мощные фильтры
ЭТО — МИНУС
Нет буста
Невысокая устойчивость на «тяжёлой»
нагрузке
ОДНИМ СЛОВОМ…
Супервертикаль
РЕЙТИНГ
Мощность 10
Технические характеристики 9
Оснащённость 7
Фильтры 9
Удобство установки 8
Итог 43