Сто номеров «АвтоЗвука» — это ещё и шестьдесят аудиодисков, вышедших в качестве приложения к журналу. Шестьдесят, представляете себе? Мы сами пересчитали и немного испугались, как-то это незаметно накопилось. Практика сопровождать звуком печатное слово началась с эпизодического выхода музыкальных проектов в 1998 — 2000 годах, с №29 (апрель 2001) диски стали сопровождать каждый второй номер журнала, с №54 (май 2003) — каждый без исключения. Лишь №82 (сентябрь 2005) вышел с видеоприложением вместо звукового, бывает. Для нас все наши музыкальные проекты важны и дороги, но некоторые по тем или иным причинам оказались или важнее, или дороже других. Или и то и другое…
Елена САВИЦКАЯ, музыкальный редактор
«I Feel Good» (№ 3/2003) — один из первых сборников, выпущенных нашим журналом «на постоянной основе». Он посвящен стилю фанк — зажигательной, ритмичной и очень эротичной музыке. Правда, в России фанк в то время (да и сейчас) был явлением достаточно редким, но нам удалось собрать под своим крылом замечательную компанию музыкантов. Это и ветераны движения — В. Горский, А. Давидян, Н. Арутюнов, и представители «среднего поколения» — МД&С Павлов, Magic Pump, Д. Перец, и «горячая» молодежь — Funk You, Funk House и др.
С момента выхода компиляции «Funk You» и Н. Арутюнов образовали интересный альянс, группа Magic Pump возродилась и работает над новым материалом, а вот идейный вдохновитель сборника Джеймс Браун, увы, скончался… Что наводит на мысль о новой подборке — в его честь.
Направление, которое можно условно определить как «неформат», неоднократно реализовывалось в различных компиляциях — от раннего «Закрытия второго фронта» до более свежих «Республики на Волге» (№7/2004) и «Экспедиции Живая музыка» (№7/2006). Эти песни (рок, этно, джаз, блюз, регги, бардовское творчество…) не вписываются в рамки «общественных стандартов», но от этого не становятся менее талантливыми и проникновенными. Они ищут своего слушателя и находят его, в том числе благодаря нам. Особенно редакция гордится двумя «бунтарскими» альбомами: это «Рок против шерсти» (№8/2003) с участием ветеранов русского рока («Телевизор», «Выход», «Черный Лукич», Федор Чистяков, чья песня «Медведь» впервые прозвучала именно здесь и уже затем стала суперхитом) и «Дикая охота» (№8/2005), представившая самый сок современного отечественного рок-н-ролла («Северо-Восток», «Небо Здесь», «Джейран», «Башня Rowan» и др.).
Серия блюзовых сборников была начата в №12 за 1999 г. диском «Я не увижу Миссисипи (российский блюз 90-х)», составленным для нас известным журналистом А. Евдокимовым при поддержке портала blues.ru. В основу компиляции легла блюз-классика в исполнении наших артистов — от легендарного «Удачного приобретения» и прославленных Crossroads, Blues Cousins и «Лиги Блюза» до молодых команд из Донецка, Питера, Арзамаса. Столь же демократичный подход сохранялся и во втором сборнике (№10/2004), с той разницей, что там были представлены преимущественно авторские сочинения. К третьему диску (№9/2006) стало ясно, что наши блюзмены в массе своей Миссисипи уже увидели, а потому название решено было изменить на более позитивное «Здравствуй, блюз!» Благодаря этой подборке читатели журнала первыми услышали новые работы Михаила Петровича Соколова, «Станции мир» и Dr. Nick.
Цель «легендарных» проектов — показать подлинные достижения российского рока, напомнить слушателям о его настоящих героях. «Ветка» была начата альбомом «Русский рок-н-ролл» (№6/2003), выпущенном нами совместно с компанией «Мистерия Звука». В нем прозвучали хиты «Ва-Банка», «Альянса», «Разных Людей», «Рок-Ателье», «Опасных соседей» и других команд «старой школы» (некоторые из них, увы, давно распались). В составленный уже лично нами диск «Незабытые легенды» (№12/2005) вошли совсем свежие или относительно новые треки артистов, начавших в 80-е и внесших неоценимый вклад в развитие рок-истории. Многие из них на сцене по сей день, как Юрий Наумов, «Телевизор», «Центр», «Оптимальный вариант», а «Вежливый отказ» возродился весной 2006-го (не будем записывать это на свой счет, просто идеи, как и слушательские желания, носятся в воздухе).
Искренне интересуясь народной музыкой, наш журнал выпустил несколько сборников в фолк-ключе. Первым стал диск «Родом из Ирландии» (№11/2001), представивший «российских кельтов» (ему в определенном смысле вторит «Новый фолк из России», №6/2006). Исключительно славянской теме — вернее, ее интерпретации молодыми рокерами — была посвящена «Живая вода» (№12/2003) с участием Reelroadъ, «Мельницы», «Разнотравия», Пелагеи и др. А наиболее глобальным проектом стали «Дети разных народов» (№2/2005), объединившие музыкантов из бывшего СССР (Нино Катамадзе из Грузии, Coldunya из Азербайджана, Urker из Казахстана, Ilgi из Латвии, «Троица» из Беларуси, татарская певица Зуля Камалова и др.), которые представили свое видение национальных традиций — очень яркое, захватывающее и порой неожиданное.
Серия «Музыка для мозгов» родилась в 2004 году (№4) для поддержания боевого духа музыкантов, работающих в таком сложном, интеллектуальном и, прямо скажем, не очень популярном в России жанре, как прогрессив-рок. Три сборника, вышедшие в этой «линейке» (см. также №5/2005 и №4/2006), немало способствовали организации и консолидации отечественного прог-рокового сообщества, общению музыкантов, оживлению концертной деятельности (ежегодный фестиваль «InProg» и др.). В сборниках участвовали как мэтры уровня «Арсенала», «Квадро» и «Нюанса», так и подающая большие надежды молодежь в географическом диапазоне от Тынды (Azazello) до Харькова (Karfagen) и Астрахани («Веспер»). И в том, что добрая половина этих групп («Затерянный мир», Karfagen, Extrovert и др.) ныне успешно работает «на экспорт» и издается на солидных заграничных лейблах, мы видим толику своей «вины». Кстати, диски из серии «Музыка для мозгов» как «очень хорошо звучащие» используются экспертами различных фирм для отстройки аппаратуры на выставках. Что тоже приятно.
Металл? Тяжелый? В аудиофильском журнале?! А как же!!! Историю не перепишешь: мы были первыми из «собратьев», кто выпустил сборник российских хэви-металлических команд, тем самым удовлетворив потребности значительной части молодежной (и не только) аудитории. Сборник «Армада» (№2/2006) вполне можно было бы озаглавить «Кто есть кто в российском металле», благо нам удалось собрать самые популярные и творчески состоятельные современные коллективы, выступающие в жанрах хэви- и пауэр-метал — от «Арии» и «Кипелова» до суперпопулярной «Эпидемии» и новомодных Mechanical Poet. Осознав востребованность темы, мы выпускаем второй сборник из этой серии — аккурат к сотому номеру «АвтоЗвука», так что см. рубрику «Послушаем».
Дважды под целлофановой обёрткой очередного номера «А3» выходил диск «АудиоДоктор FSQ». Первый раз — в №3/2005. Этот «АудиоДоктор» был аутентичной копией диска, используемого судьями на соревнованиях ЛАС, которые целиком базируются на методе FSQ, разработанном Д.Г. Свободой, руководителем Акустического Центра МТУСИ. Добро на издание диска тиражом, который для тестовых и специальных проектов является рекордным, автор методики дал, когда материал стал окончательно отшлифован за четыре года соревнований. Второе издание, «АудиоДоктор-2» (№5/2006) стало совместным проектом Акустического Центра и нашего журнала. Основная часть диска прошла небольшую тонкую настройку, а от себя мы добавили раздел, предназначенный для проверки не аппаратуры, а ушей слушателя. Судя по бурным обсуждениям в интернет-форумах, для многих эта проверка принесла неожиданные результаты…
Тринадцатый по счёту диск, появившийся вместе с очередным номером «А3», оказался одним из самых счастливых, это был первый полновесный тестовый диск для проверки и настройки аудиоаппаратуры. Его продюсерами стали главные редакторы журналов «Салон AV» и «АвтоЗвук», каждый тянул в свою сторону, поэтому диск состоит из двух частей. Одна составлена из музыкальных фрагментов из архивов московской компании Boheme Music, наиболее подходящих, по мнению одного из продюсеров, домашне-хайэндного, для субъективной оценки системы и компонентов. Вторая часть — набор тестовых сигналов, тщательно, с любовью, составленный вторым продюсером, автозвуковым. Здесь впервые в мировой практике записи тестовых дисков для идентификации сигналов применена технология CD-text. Часть тиража по недосмотру фирмы-изготовителя вышла без текста, мы до сих пор об этом переживаем, но сделать ничего не можем: «Let’s Test» разошёлся без остатка и давным-давно.
Мы не так уж часто издаем альбомы или «бесты» одного исполнителя, но Ирина Богушевская была одним из приятных исключений. Ирина — прекрасная певица и воплощение женственности: нежна, умна, изысканна, загадочна. Ни на кого не похожа. Сборник «Избранное» стал приложением к №4 за 2005 год. Не будем преувеличивать и говорить, что мы как-то способствовали развитию карьеры артистки. У нее на солидном лейбле вышло несколько альбомов, состоялся большой сольник во МХАТе, поклонники теряли голову от любви… Просто так сложилось, что после выхода «Избранного» были и концерт в Кремле, и огромные биллборды на улицах, и всевозможные эфиры. Так сложилось, что всё это было после…