Студия «Министерство звука». Руководитель проекта Вадим Маликов.
Самые модные сейчас слова, без винтажа и фьюжна в приличном обществе и показаться неудобно. Как, у вас нет?
ВИНТАЖ и ФЬЮЖН
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Pioneer AVX-P7000CD, CDX-2050VN, Challenger MVDVD100
- Монитор: Alpine TME-M006SP
- Усилители: Audio System F2-190, F2-300, Alpine MRV-F407
- Акустика: DLS UP6, IR1, Focal 100KP
- Сабвуфер: JBL P1220E
Ну, это поправимо: по неписаным «правилам винтажников» в зачёт идёт любая вещь старше 20 лет. Привезите обратно с дачи отправленный туда ещё папой транзисторный приёмник, поставьте на DVD-проигрыватель, и будет вам сразу и винтаж, и счастье. С фьюжном ещё проще: достаточно положить на одну тарелку солёный огурец и ломтик ананаса из банки. Несомненные достоинства этих полезных продуктов никуда не денутся, а факт нетривиального сочетания их лишь подчеркнёт.
Обе модных категории встретились в этой машине. Только, учитывая лихую динамику автомобильного прогресса и совсем уже ураганную — автозвукового, двадцатилетнего срока выдержки не понадобилось. А цели, которые преследовал создатель системы, были далеки от салонной моды, продиктованные вполне практическими соображениями.
Итак: конструктор системы в данном случае — и её заказчик, но это не ситуация, предусмотренная уставом рубрики «Своя игра», здесь речь идёт о системе, построенной профессиональным установщиком в условиях профессиональной студии, но — для себя самого. В общем — не олигарх, и автомобиль, претендующий на статус винтажного, куплен был не ради прихоти, а в силу репутации почти вечного и предельно надёжного способа комфортного передвижения. Audi 100, третья и последняя модель с этим названием в истории фирмы, на жаргоне членов клуба этот кузов принято называть «45-м», просто чтоб отличать от «44-го», иначе известного как «селёдка», уж мы-то его хорошо знаем, один такой автомобиль маячил перед входом в редакцию пять лет кряду ежедневно.
Машина на самом деле вызывает здоровую зависть — до того всё в ней сделано на совесть и на века, в том числе и с эстетической точки зрения, немцы не западали на остромодные и потому надоедливые черты дизайна, в результате авто смотрится великолепно и снаружи, и внутри, притом что с завода её проводили в 91 году прошлого века.
Система была задумана как звуковая, без мультимедийных претензий, но, как всё чаще случается в этой рубрике, при общей характеристике установки «Аудио», в перечне компонентов есть и видеоустройства. Это, как правило, уступка жизненным обстоятельствам, чаще всего — наличию у хозяина машины юной поросли, пока предпочитающей мультики классическому року. Хозяин же классический рок предпочитает не только мультикам, но и многому другому, под этот музыкальный жанр строилась система, и, как потом, при прослушивании, выяснилось, ему наилучшим образом и соответствует.
Источником стал уже, можно считать, винтажный Pioneer AVX-P7000CD. Сегодня такое сочетание и найти-то непросто — чтобы монитор, но с CD-приводом. Тем не менее хозяин-заказчик-конструктор считает: модели этого поколения по звуку выигрывают у более поздних многоформатных именно потому, что не универсальны, а сконцентрированы вокруг единственной задачи — воспроизведения компактов. Из этих же соображений — винтаж ради качества — был найден чейнджер модели 2050 с 24-битным ЦАПом, теперь такой — ещё поискать. Монитор головного устройства скоммутирован в системе так, что может работать и видеоэкраном, хотя основное его назначение — информационное, в составе аудиотракта. Видеочасть установки сосредоточена ближе к заднему сиденью, где по правилам положено возить сильно несовершеннолетних заинтересованных зрителей. Для них между передними сиденьями установлена «видеодвойка» — автономный DVD-проигрыватель Challenger и монитор Alpine, тоже из прошлого века.
Концепция «фьюжн», намеченная при выборе источников сигнала, получила мощное развитие в остальной части системы. Трёхполосный фронт набран из головок двух фирм и трёх моделей (на одну фирму пришлось две). Мидбасы — 6-дюймовые DLS Ultimate Professional, пищалки — тоже DLS, но из более поздней и претенциозной серии Iridium. А между ними, на средних частотах, трудится 100-миллиметровый француз по фамилии Focal.
Решение с купольной серединой было, как кажется, под рукой, но выбор намеренно пал на диффузорник, по мнению автора системы, на рок-музыке купольники проявляют излишнюю крикливость. Смонтирована нижне-среднечастотная часть акустики не совсем обычно и по виду, и по существу. По виду — понятно почему: нечасто мидрейнджи ставят в средней части двери, причём так, что при закрытой двери они оказываются вплотную к торпедо. Это положение было найдено, как у нас принято, опытным путём, так среднечастотники, взаимодействуя с отражающей поверхностью торпедо, приобрели оптимальные характеристики направленности и пропорции прямого и отражённого звука.
«По существу» же связано с особенностью конструкции дверей в Audi этого поколения. В отличие от большинства других машин, у этой двери, по существу, состоят из двух полностью разъёмных частей — внутренней и внешней, и требуют особого обхождения в силу «кружевной» геометрии. Кружево внутренних панелей было забрано листами STP в два (местами — три) слоя, а подиумы под головки (вместе с обивкой двери) устроены так, что внутренний объём двери поступил в безраздельное распоряжение басовой головки, пространство же между обивкой и внутренней стальной панелью, став замкнутым, оказалось отведено среднечастотнику.
Усилителей в системе три, с их помощью реализовано полностью поканальное усиление без пассивных фильтров. Сигнал для пищалок и среднечастотников готовит 4-канальный Alpine, одно из соображений при его выборе в состав «фьюжна» — фильтры, позволяющие выделить полосу для среднечастотной головки (300 — 4000 Гц) и пищалки (4,5 кГц и выше). Два других усилителя в системе — итальянские (а то шведы, японцы и французы уже есть, несправедливо). Двухканальный AudioSystem F2-190 работает на басовики фронта, полоса частот для которых задана хитро: снизу басовики подрезаны ФВЧ на усилителе, настроенном на 60 Гц, а сверху — на головном устройстве, для этого использована… функция FIE (Front Image Enhancement) — некогда новаторская фича головных устройств Pioneer, при которой сигнал на тыловую акустику проходит через ФНЧ с частотой среза как раз эти 300 Гц. Придумано это было, чтобы в системе с тыловыми «лопухами» заставить их работать чем-то вроде сабвуфера, не мешая фронтальной акустике формировать звуковую сцену (откуда и название), но вот — пригодилось в неожиданной форме.
Пищалка в системе — самый невинтажный компонент, из cерии DLS Iridium
Второй, более мощный, двухканальник F2-300 отдан сабвуферу. Сабвуфер добавил американской остроты в сложный рецепт. Это — 12-дюймовый JBL. Объём закрытого ящика для него выбирался самым трудоёмким, но и самым эффективным способом — проб и ошибок. Ошибок, правда, накопилось немного, в нужный объём 32 л попали со второго раза (первый объём был на 5 л меньше). Фильтруется сигнал на усилителе, частота среза — 50 Гц.
Ящик довольно простой формы установлен напротив люка-«лыжницы» в заднем сиденье, у винтажной Audi его размеры — весьма завидные. На «спине» сабвуферного короба поместился 4-канальный Alpine, по бокам — итальянские 2-канальники, оставшиеся зазоры заняли три буферные ёмкости Stinger: по одной фараде на каждый из фронтальных усилителей и 5 Ф — на басовый. Результат такой компоновки хорошо виден на фотографии: аппаратуры много, а пространство в багажнике почти что и не занято. Винтаж и фьюжн вместе иногда дают очень интересный вкус…
НЧ и СЧ-головки установлены необычно и по форме, и по существу
Головное устройство — уже практически не встречающееся сочетание монитора с CD-транспортом
Люка в спинке заднего сиденья с лихвой хватает даже для 12-дюймового сабвуфера
Дань жизненным обстоятельствам: «видеодвойка» в консоли между сиденьями
Остроумно установленные компоненты нанесли минимальный ущерб объёму багажника
Коллекционный чейнджер Pioneer с 24-битным преобразованием
SQ
Мы начали со стандартной программы прослушивания (что уже намекает на то, что потом отошли от стандарта). Первый трек «АудиоДоктора» понравился выразительным звучанием мидбасов, был слышен натяг струны бас-гитары, при этом партия звучала без напряжения, мощно, но спокойно. Барабаны по сцене расставились, разумеется (для беспроцессорной системы), неравномерно, но каждый был очень чётко сфокусирован на своём, пусть и не совсем правильном, месте, даже два первых не слипались, что в таких системах редкость. На соло ударника (дорожка 11) барабанов было больше, чем меди, блюзовый трек 12 показал сцену, удалённую, но уменьшенную в размерах.
Под конец сессии на глаза попался хозяйский диск (с которым, по его признанию, он не расстаётся никогда). Вот тут-то и началось: система как будто проснулась, члены бандформирования по имени AC/DC забегали по сцене так, что хотелось вжаться в сиденье, чтобы не получить грифом гитары по башке, а часто повторяемое слово «Thunder» сопровождалось понятным и точным переводом, который ощущался всем телом.
RTA
В объём сабвуфера действительно попали наилучшим образом. Заточенная под «Thunder», система подаёт на сабвуфер (от 50 — 60 Гц) значительно больший уровень сигнала, чем бывает в других установках, но если пробьёт на камерную музыку, то уровень на сабвуферном выходе можно и прибрать, ничего необратимого здесь нет. Импровизированный ФНЧ на базе FIE сработал неплохо, хотя некоторый провал в области деления полос можно заметить. Более заметны горб на 1 кГц и ослабление отдачи на самом верху диапазона частот, притом что всё расположенное между 1,5 и 16 кГц выстроено идеально.