Юрий ЕВТУШЕНКО. Измерения: Андрей КРЫЛОВ
Что характерно: в опытных руках прилагательное «прекрасный» становится существительным. «Прекрасное» — это то, что воплощает красоту. Существительное такое…
РАЗМЫШЛЯЯ О ПРЕКРАСНОМ
Soundstream PCC.5 • Focal 130 A1 • Fusion NV-CM525 • Cadence CVL-5K • CDT EF-51CV • Audiotop ATW13/2PK • Rockford Fosgate P152S • Eton RS 130 • Pioneer TS-C131PRS
Музыка, талантливо сочинённая и в гармонии с замыслом автора сочинения исполненная, подходит под данное выше определение из словаря русского языка? А то! Но живую музыку мы с вами слушаем не каждый день, а то и совсем не каждый. Значит, прежде чем достичь наших ушей, она проходит длительный процесс консервации и последующего восстановления из консервов. (Существует и такая музыка, которая в живом виде никогда не существовала, она уже рождается в законсервированном виде. От этого она не хуже и не лучше, она просто другая.) Процесс тиражирования консервов, равно как и промежуточные операции преобразования из одного их вида в другой, с моей сугубо личной точки зрения, творческим не является. Творчеством являются крайние стадии процесса — преобразование движений воздуха и человеческой души в некоторые физические величины и преобразование тех же (или других, не суть) физических величин в движение воздуха и (если получится) души. На первой стадии за процессом следит звукорежиссёр, на последней — лишь конечный потребитель, но если разобраться, то возможности влиять на процесс у них сравнимы и не слишком велики. Нет, разумеется, любую законсервированную музыку можно загнать в звуковой редактор и сделать с ней всё что заблагорассудится. Точно так же можно открыть баночку с печенью трески и сварганить из неё салат, но это по-прежнему будет не свежевыловленная треска. Теперь оставим в покое первую стадию процесса (нас она не очень касается) и сосредоточимся на последней, которая происходит при самом непосредственном участии акустики. Формально, раз уж акустика воплощает музыку, она и есть «прекрасное». Но мы же не выставляем динамики на художественных выставках и не используем их для украшения интерьера автосалона, стало быть, это всё-таки не произведения искусства.
Хотя, начиная работу с акустикой повышенной ценовой категории, ловишь себя на том, что многие из образцов воспринимаются именно так. Отсутствие слишком жёстких ценовых ограничений позволяет разработчикам применять высококачественные компоненты и прогрессивные материалы конструкции. Конечно, мы с вами знаем, что использование «правильных» компонентов не может дать гарантии высокого качества конечного результата, но, как бы там ни было, созерцание этих компонентов в сборе вызывает ощущение, что перед тобой именно произведение искусства. Иными словами, акустика ценой свыше 150 старых денежных единиц уже своим видом вызывает уважение.
Однако, цыплят по осени, технику — по разделу «Мёд & дёготь»… Забегая вперёд, скажу, что общее впечатление акустика «ценою подороже» оставляет выгодное. Может, и найдутся в сегодняшней группе какие-то из участников, которые попали сюда вследствие правильно проводимой маркетинговой политики, а не благодаря своим действительным достоинствам, но они погоды не делают. По крайней мере, в ходе работы над этим тестом у нас уже не возникало ощущения, что перед нами продукты из «Леголенда».
Если оставить в стороне качество комплектующих и уровень исполнения, чем участники этого теста отличаются от тех, что были «вчера», то есть акустики того же типа и размера, но в среднем вдвое меньшей цены? Частота резонанса у «этих» на круг чуть выше, что, в общем, объяснимо, поскольку разработчики не самой доступной акустики изначально ориентируются на присутствие в системе сабвуфера. Но тут главное не потерять чувства меры: когда частота фри-эйрного резонанса мидбаса 120 Гц, а то и выше, очень похоже, что только сабвуфером не обойтись, и двухполосную систему придётся расширять до трёхполосной (вниз). Чувствительность у «нынешних» децибела на полтора выше, чем у прошлых. Понятный процесс: выше ценовая планка, крупнее магнит, больше силовой фактор. При этом, разумеется, снижается электрическая и полная добротность. Если четверо из десяти одноклассников прошлого теста имели экзотическую полную добротность единица и выше, то в сегодняшней группе таких нет вообще. Зато есть тройка с явно «ящичной» добротностью (ниже 0,6), и это значит, что с традиционной точки зрения работа таких головок в акустическом экране (для «пятёрок» дверь это фри-эйр) не оптимальна. Верхний бас в таком случае получается слишком лёгким, и номинально, по уровню -3 дБ, нижняя частотная граница пролегает слишком высоко. Оценки за басовитость (в соответствии с частотной границей) здесь мы были вынуждены выставлять по предельно демократичной шкале:
79 Гц и ниже — 9 баллов
от 80 до 100 Гц — 8 баллов
от 101 до 114 Гц — 7 баллов
115 Гц и выше — 6 баллов.
И даже при этом лишь один из девяти был удостоен высшей оценки за басовый потенциал, а кое-кто набрал только 6 баллов. Фактически нижняя частотная граница у почти всех не опускалась ниже 90 Гц, а на этих частотах компрессионные свойства салона ещё не работают, поэтому в тексте об АЧХ в салоне почти не упоминалось.
Мидбасы повышенной ценовой категории немного жёстче, то есть эквивалентный объём у них чуть меньше, но как в сегодняшней, так и во «вчерашней» группе есть по одному участнику, у которых эквивалентный объём (9 л) чуть ли не втрое больше среднего и которые смазывают нам статистику. Нелинейные искажения… Здесь статистика немного странная. Оказалось, что средний уровень искажений как на средних частотах, так и на верхнем басе у «продвинутых» чуть выше, чем у бюджетных. Впрочем, ничего таинственного: при весьма ограниченной выборке появление даже одного особенно неудачного (по данному параметру) экземпляра меняет всю картину.
Но пора всё же от мидбасов переходить к другим компонентам. Если в бюджетных системах, хотя и редко, но попадаются твитеры с мембраной типа «сбалансированный купол», то в данной ценовой категории их фактически нет. Понятно, «купольник» круче, независимо от того, как он себя ведёт на самом деле. Нередки пищалки с алюминиевыми корпусами, да и качество изготовления мембран, насколько это можно разглядеть снаружи, достаточно высокое. Ну а что не все они звучат — так уж сложилось.
Кроссоверы этой ценовой группы особенно выгодно отличаются от своих бюджетных аналогов: плёночные конденсаторы на повышенное напряжение, воздушные катушки, почти непременные аттенюаторы. Правда, мне не совсем ясно, отчего разработчики фильтров считают, что фильтр второго порядка — это предел. Можете мне поверить, появление дополнительной катушки в фильтре НЧ (которое делает его фильтром третьего порядка) позволяет решить многие проблемы, а при «наших» (то есть высоких) частотах раздела это вообще не проблема. Впрочем, при той точности расчёта, которая в ходу у большинства разработчиков, возможно, что за пределы второго порядка выходить и не надо.
И теперь, как всегда, и по возможности коротко, о тех особенностях, которые при описании конструкции будут подразумеваться неявным образом. Корзина мидбаса штампованная, подвес резиновый, центральный колпачок пластиковый и выпуклый. Звуковая катушка намотана на каркасе 25 мм, а магнит имеет стандартную высоту 15 мм. Контактные выводы рассчитаны на использование привычных клемм-«лопаточек» (из этого общего правила сегодня особенно много исключений). Да, чуть не забыл, стандартной шириной подвеса будем считать 9 — 9,5 мм, другая его ширина заслуживает упоминания. Твитер, понятно, купольный, в комплекте непременно присутствует «чашка» для заглублённого монтажа, наличие других принадлежностей зависит от фантазии (и опыта) изготовителя, и потому заслуживает отдельного слова. Теперь попытаюсь ещё сократить объём писанины, и катушки в кроссоверах будут молча признаваться «воздушными» (то есть лишёнными магнитного сердечника), поскольку таких большинство. Конденсаторы по умолчанию оксидные, они же электролитические — и не потому, что их больше, а потому, что плёночные бывают разными, всё-таки полипропилен несколько стабильнее, чем майлар (он же полиэфир). Кажется, всё.
МЁД & ДЁГОТЬ
Pioneer в последнюю пару лет, как мы замечали, сильно упирался, разрабатывая акустику качественно выше классом, чем обычно производят «головные» фирмы. И в данном случае результат налицо: Pioneer уверенно вышел в победители.
На следующие позиции итоговой таблицы обнаружилось сразу три претендента: Focal, CDT и Eton. По применяющейся в таких случаях процедуре «презумпции звука» преимущество имеет Focal. Потому два других сегодня будут рекомендованы, хотя отметим: лидирующая группа в этом тесте имеет очень высокий общий уровень достоинств, «Рекомендация» в контексте этого испытания стоит немало.