Игорь ЛИСОВОЙ, г. Сыктывкар
Мне 17 лет. Не надо удивляться, автозвуку все возрасты покорны. Живу и учусь я в северном городе Сыктывкар. Автозвуком увлёкся давно, с тех времён, когда с отцом врезали «блины» в заднюю полку «Волги». Его «Волги», разумеется…
СЫН ЗА ОТЦА
- Тип системы: аудио
- Состав: 4-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Panasonic CQ-C8351N
- Усилитель: Helix Dark Blue 4
- Акустика: Ivolga SB 63k, CS 2,5 MID
- Сабвуфер: Ivolga SH 12 FA
Затем последовала установка магнитолы Blaupunkt (очень даже неплохой по оснащенности и для сегодняшнего дня). «Волга» давно продана, куплена новенькая ВАЗ-2112, в ней-то я и потрудился за двоих.
Начало
Первоначально в машине были установлены коаксиалы в тылу и компонентники на фронте, а «головой» всему была та самая магнитола «Блау» (ну уж очень мне она нравилась и по звуку, и по настройкам). Так проездили год. Надоело! Хотелось красивый бас и правильную сцену. Зимой купил сабвуфер, а позже — и усилитель. На роль головного устройства приглянулся Panasonic (честно говоря, когда покупал — не думал, что буду участвовать в соревнованиях, а теперь планирую поменять на Pioneer или Alpine). Далее последовала покупка 3-компонентной акустики Ivolga SB-63K, отдельно купил среднечастотники Ivolga CS-2,5 MID. Саб в системе тоже марки Ivolga, модель SH 12 FA.
Нынешний источник — Panasonic. Возможно, позже заменю…
Музыку я слушаю разную, но предпочтение отдаю року. Не откажусь и от рэпа, а иногда и попсу послушать можно. В последнее время что-то потянуло на клубняк. Отец любит спокойные, средней громкости композиции. За запредельным звуковым давлением ни я, ни отец не гонимся, главным для нас является качество звучания.
Сабвуфер
Для начала рассчитал объём для будущего «домика» по программе JBL SpeakerShop. Получилось около 35 л. Потом прочитал тест сабвуферов в вашем журнале, увидел свой саб и, ознакомившись с рекомендациями по объёму, определился окончательно. Закупил лист фанеры толщиной 20 мм и принялся за распилку. Когда детали были готовы, приступил к сборке. Корпус собран на мощных саморезах и клее. Внутри установлено 5 деревянных распорок, так что в жесткости можно не сомневаться. Внутри корпус обработан битумной мастикой, а поверху наклеены листы STP. В качестве антирезонансного материала использовал изолон и карпет. При простукивании корпус издаёт глухой звук, как бетонная плита. Стыки промазаны герметиком и обработаны шпатлёвкой. Весь корпус обтянут черным карпетом, а сам динамик установлен «мясом кверху».
Головка установлена на корпусе сабвуфера «мясом наружу», благодаря этому ящик вышел плоским
Усилитель
Усилитель для своей системы я выбирал достаточно долго, месяц, не меньше. В выборе очень помогли тесты «А3» и рекомендации продавцов-консультантов из магазина Prestige SV. В конце концов выбор пал на Helix Dark Blue 4, который устраивал меня по всем параметрам, кроме, пожалуй, переходного затухания. От двух каналов мостом я запитал сабвуфер, а остальные два использовал для подключения акустики через пассивный кроссовер Все фильтры мне настроил Борис — хороший знакомый из Prestige SV.
Под фальшполом находятся усилитель Helix Dark Blue 4 и кроссоверы фронтальной акустики
Сам усилитель я установил в специально изготовленный фальшпол из фанеры, обтянутый черным карпетом. Конструкция получилась довольно массивной и опирается на всю плоскость пола багажника. Когда корпус сабвуфера снят, образуется ровный пол. Такой вариант я использую для перевозки крупного груза. В отсек усилителя установлена принудительная вентиляция, состоящая из четырёх вентиляторов, работающих на вдув, а выход воздуха осуществляется через щель с краю фальшпола.
Акустика
Марку Ivolga выбрал потому, что нравится её мягкий, приятный звук, да и бас отыгрывает неплохо. А соотношение качество/цена — просто замечательное.
Акустику решил установить по такой схеме: вуферы и мидрейнджи в двери на изготовленные для этого подиумы, твитеры — в стойки, а отдельные купольные среднечастотники — в подиумы на панель приборов. Техника изготовления дверных подиумов довольно проста: фанерные посадочные кольца закрепляются на декоративный штатный карман и обшивку двери, далее пустоты заполняются монтажной пеной, смоченной водой, уминаются под форму (после смачивания и уминания пена становится каменной), излишки пены отрезаются ножовкой, финишная обработка осуществляется шпатлёвкой со стекловолокном. Потом всё это хозяйство ошкуривается и обтягивается черным карпетом. Подиумы на панели приборов и на стойках изготавливаются примерно так же. Пару слов хотел бы сказать о размещении твитеров. Занятие это очень нудное, около недели я по несколько часов в день сидел в машине на разных местах, слушая пресловутые «семь барабанов» и множество других композиций, перемещая твитеры с одного места на другое. Как говорится, если долго мучиться, то что-нибудь получится. Получилось как раз на седьмой день…
Акустика правого борта: все четыре полосы
Купольники, в дополнение к уже и так трёхполосной системе, я установил для улучшения глубины сцены и запитал их от тыловых каналов «головы». Так что при необходимости дополнительные среднечастотники можно поднастроить по уровню или вообще выключить. Остальная акустика запитана от усилителя.
Шумоизоляция
Для вибродемпфирования кузова я применил материалы ивановской фирмы «Стандартпласт». Двери обработаны пятью слоями шумоизоляции: первый слой — «Визомат МП 2», наклеен на внутреннюю часть наружной панели двери, второй слой — «Сплен», а напротив динамика наклеен поролон для глушения резонансов, третий слой — «Вибропласт М 1», которым заклеены все технологические отверстия, четвёртый — опять «Сплен», им оклеена внешняя часть двери, ну и пятый слой — это оклеенная «Вибропластом М 1» обшивка двери. По крыше, полу, багажнику и аркам прошелся слоем «Вибропласта М 2» и «Спленом». На полу, помимо новой шумоизоляции, оставлена и штатная войлочная. Кроме того, «Визоматом» обработаны капот, крышка багажника и все пластиковые панели. После полной шумоизолязии в салоне стало намного комфортнее. Исчезли дребезги, скрипы, и тепло сохраняется подольше, что немаловажно для нашего северного края.
Провода
Все силовые кабели протянуты по левому борту машины, акустические для НЧ и СЧ динамиков — по правому, а для ВЧ — по коробам стоек и крыши. Межблочник проложен вдоль центрального тоннеля под штатной шумкой.
Правильное питание — залог правильного звучания
Усилитель запитан от аккумулятора через 60-амперный предохранитель, головное устройство — также напрямую от АКБ, заземление усилителя сделано в точке крепления заднего сиденья на кузове, а «головы» — около педалей. Силовые провода для усилка использовал сечением 4Ga. Для акустики — витую пару в оболочке, для сабвуфера — обычный акустический провод, но большего сечения. Все провода уложены в гофру и прикреплены к кузову. Важное замечание: при инсталляции компонентов не было просверлено ни одного отверстия в кузове и не внесено никаких изменений в его конструкцию.
Звук и соревнования
Звук получился на славу. Конечно, есть некоторые огрехи, над которыми еще следует поработать, например, локализация сабвуфера не совсем в норме, но в общем и целом он более чем устраивает. А чтобы окончательно разобраться с направлением будущих работ, решил попробовать силы на соревнованиях. Для этого выступил в 2006 году на «Сиянии севера 2006» по версии ЛАС. Там получил много советов от коллег и судей. К сожалению, результат оказался не самый высокий, всего лишь пятое место и 117,50 балла, но это без процессора и с бюджетной акустикой. В 2007 году, после усовершенствования системы, обязательно посоревнуюсь не только в Сыктывкаре, но и в других городах России.
Итоги
Меня очень порадовал результат проделанной работы. На этом я не собираюсь останавливаться, и в скором будущем планирую сделать апгрейд системы: купить еще один усилитель, установить 8-дюймовые вуферы под сидения, сделать усиление поканальным, установить головное устройство с процессором и внедрить в силовую цепь усилителей конденсатор. Так что работы ещё много, да и сезон соревнований 2007 года на носу.
Благодарность
Хочу выразить благодарность своему отцу, который помогал мне не только словом, но и делом (да и автомобилем, что уж там), журналу «АвтоЗвук», а также парням из Prestige SV за помощь в настройке и подборе компонентов для системы.
Подиум купольного мидрейнджа в процессе подгонки
Подиум для НЧ и СЧ-головок фронтальной акустики
Так были установлены твитеры при покупке автомобиля
Найденная оптимальная ориентация пищалок — совсем другая