КАЗЁННЫЙ СЧЁТ
Давнишняя острота: наука — способ удовлетворить собственное любопытство за казённый счёт. До казны нас не допускают, но есть же и коммерческие фирмы…
Их счёт не пострадал, сразу предупреждаем, акустику мы жжём редко, в основном — усилители. А любопытство было связано сразу с несколькими обстоятельствами. Анонсированная новинка Soundstream вначале привлекла внимание конструкцией мидбаса. Не то что бы мы таких не видали, наоборот, видали, и даже очень. Известно, что подобная (да что там «подобная», почти не отличимая внешне) конструкция внутри корпусов очень недешёвой домашней акустики. Известно, что на такой же по типу, но специализированной автомобильной строились выдающиеся системы. Знамо также, что перспективная схема с увеличенной звуковой катушкой и внутренним магнитом в силу ряда обстоятельств сулят недостижимые другими способами преимущества характеристик низко-среднечастотной головки. И наконец, ведомо, увы, что не так просто эту конструкцию реализовать на практике, в серии. Внешность здесь определяет принцип действия, но ещё не гарантирует результат. Один предмет любопытства уже имеем.
Второй был связан скорее с интуицией, уже по анонсу можно было заключить: в отличие от аналогов конструкторы RF-60C при проектировании кроссовера не пошли по пути минимализма и накрутили там что-то серьёзное, а раз так — для нас любопытное. Но, приступим.
Схему, как уже говорилось, мы себе представляем, и неплохо. Магнит находится внутри звуковой катушки диаметра 76 мм, по факту новейшей технической истории ставшему почти стандартным для таких головок. Снаружи — только сравнительно тонкий магнитопровод, а широкое осевое отверстие (32 мм) защищено от попадания посторонних частиц травлёным поролоном (в отличие от поролона обычного он не мешает движению воздуха). Всё как всегда? Не совсем.
Сколько помнится, все современные мидбасовые головки с обращённой конструкцией магнитной системы имели диффузоры из полипропилена. Причина для этого была сугубо рациональная и технологическая: при использовании этого материала и закономерной для него технологии литья под давлением появлялась возможность выполнить центральный колпачок и диффузор как единую деталь. Особо внимательные, возможно, замечали, что на многих таких головках окружность, по которой сопрягаются колпачок и диффузор, будто прорисована штрихом. Потому, что снизу по этой окружности выполнены приливы, по которым центрируется трёхдюймовый каркас звуковой катушки. Здесь же конструкция иная. Диффузор выполнен из целлюлозы и окрашен порошковой краской. Колер центрального колпачка точно такой же, но он пластиковый и уже по одному этому не может быть изготовлен заодно с диффузором. Диффузор с круговым вырезом надет на трёхдюймовую трубку алюминиевого каркаса и зафиксирован на ней компаундом, а стык закрыт сверху центральным колпачком. Видимо, прогресс в химии клеящих веществ достиг уже той стадии, когда такая конструкция обеспечивает достаточную долговечность динамика. Ну и, конечно, нельзя забывать, что любой компаунд фиксирует целлюлозу надёжнее, чем полипропилен, который, кстати, до поры вообще не умели клеить.
Дальше всё привычно. Уплотнительного кольца на ободе корпуса нет, только поля 9-миллиметрового резинового подвеса. Рамка решётки монтируется под обод корпуса и снабжена двумя кольцевыми бортиками для лучшего прилегания к опорной поверхности. Контактные зажимы пружинного типа, миниатюрные. Провода от них к катушке проложены по второму способу, а иных вариантов в таких конструкциях, кажется, и не бывает — нет смысла тянуть их к диффузору, когда каркас катушки рядом.
Материал 30-миллиметрового купола твитера назван в сопроводительных бумагах Hybrid Silk. Не думаю, что «гибридизация» заключается в смеси искусственного шёлка с натуральным, скорее всего подразумевается просто вязкая пропитка, позволяющая мембране оставаться куполом. Твитер помещён в промежуточный корпус, где он повернётся на требуемый угол, а этот корпус, в свою очередь, может быть установлен либо в «чашку» для «внедрения» в толщу материала, либо на подставку для монтажа на поверхность. При этом ось излучения будет развёрнута почти на 60 градусов от нормали к поверхности.
В кроссовере три воздушные катушки и четыре конденсатора, полипропиленовых и полиэфирных поровну. Один из этих конденсаторов работает в цепи Цобеля, и сразу напрашивается такая формула: III(Zobel) + III. Но не так всё просто.
В кроссовере есть два джампера. Один из них (он идёт под номером два — J2) отвечает за аттенюацию твитера и имеет пять положений: 0/-2/-4/-6/-9 дБ. Но есть ещё один (J1), обозначенный просто ON и OFF. В наставлении про него сказано, что в положении ON частота среза фильтра НЧ будет 2800 Гц, в OFF же — 2500 Гц. Разница всего-то 1/6 октавы — стоило ли огород городить? Сразу отвечу: стоило. А почему — тут уже так сразу не скажешь.
Когда мы внимательно посмотрели на схему кроссовера, то обнаружили, что таинственный J1 на самом деле закорачивает вторую катушку фильтра, и фильтр НЧ (в положении OFF) переходит из третьего порядка во второй. Вот не далее как в предисловии к групповому тесту акустики этого номера писано было, что фильтры третьего порядка — полезная вещь (приятно цитировать самого себя). И полезная не только по причине более высокой крутизны, а по своим фазочастотным характеристикам. Смотрите, как получается: разработчик автомобильной акустики не может знать, каково будет взаимное расположение твитера и мидбаса и какой будет между ними сдвиг фаз. А тут достаточно изменить положение джампера, и фаза мидбаса меняется на 45 градусов (на частоте среза). А эти 45 градусов эквиваленты перемещению твитера на 20 мм вперёд или назад (для частоты раздела 2,5 кГц. Плюс меняющаяся крутизна. Удобная штука, если вы к инсталляции подходите серьёзно.
Наша «инсталляция», конечно, условия автомобильного салона воссоздаёт приблизительно, но мы к ней тоже подходим серьёзно. Для начала по налаженной методике определяем оптимальное положение аттенюатора. В верхнем высоких частот определённо в избытке. Но верхушка честная, не то чтобы предельно музыкальная, но чистенькая. Уже в среднем положении верх становится простоватым и приобретает металлический оттенок. Выбрали промежуточную, вторую сверху позицию: «-2 дБ». Баланс количества и качества верхов как будто оптимален. Джампер J1 — в исходном положении ON. Некоторые средние ноты рояля при этом «торчат», отчего звучание слегка напоминает детскую шарманку (если кто ещё помнит, как выглядит такой инструмент). В положении OFF акцент сместился примерно на октаву вверх и стал менее заметен. Женский вокал тут немного приближен, возможно, простоват, но спокоен и комфортен. Возвращаем джампер в ON. Певицы зазвучали повеселее, да и скрипки воспринимаются более целостно. Так что выбор надо делать, в том числе, и на основании вкусовых и жанровых предпочтений, а мы переключатели больше не трогаем. Мужские голоса уверенны, открыты, хорошо наполненны, что удаётся только большим мидбасам. Упругий, напористый бас, должно быть, понравится многим. В целом звучание вполне достойное, если не трогать классический репертуар. С полифонией SST справляется всё же не полностью: музыкальная фактура теряет целостность и распадается на отдельные фрагменты, как мозаичная картинка при близком рассмотрении.
- Максимальная мощность (по данным изготовителя), Вт 180
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 60 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 87,5
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,19
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 5,81
- Параметры Тиля — Смолла
- Fs, Гц Vas, л Qts
- НЧ 82,3 4,92 1,076
- ВЧ 1400 — —
Расчётное значение силового фактора (3,7 Тл м) вышло далеко не самым большим, что при массе подвижной системы 14,5 г предопределило высокую электрическую и полную добротность и относительно низкую чувствительность мидбаса и системы в целом. Ну, и искажения на басах у «шестёрок» бывают значительно ниже.
Номинальный импеданс этой акустики заявлен как 3 Ом, в положении ON импеданс опускается (на 3 кГц) до 2,3 Ом. В позиции OFF кривая импеданса имеет более затейливый характер, зато минимальное полное сопротивление — 3,5 Ом. Неравномерность осевой АЧХ (J1 «ON», J2 «-2») не превышает ±3 дБ во всём рабочем диапазоне, а это для нашей (и не только) акустики очень неплохой результат. И, независимо от положения джамперов, Soundstream сохраняет широкую дисперсию излучения. Правда, как нетрудно увидеть, аттенюатор заметно меняет форму АЧХ на верхах, поэтому совет будет простой: выбрать одно из двух верхних положений аттенюатора, а количество верхов установить положением пищалок. И потом, включение би-ампингом тоже никто не отменял.
Теперь смотрим, как работает фильтровое хозяйство. По «электричеству» (третий график) частота среза при переходе к фильтру 2-го порядка снижается с 3,3 до 1,8 кГц — и никак не на 1/6 октавы. По жизни (в смысле по звуковому давлению) частоты среза я бы оценил соответственно как 2,0 и 4,1 кГц. Обратите внимание на то, как меняется добротность фильтров.
В объёме двери согласно расчётам результирующая добротность составит 1,15, а нижняя граничная частота будет равна 65 Гц. С участием акустики салона частотная граница станет уже 51 Гц, а это очень неплохой результат. Естественно, мидбасы с такой добротностью в ЗЯ работать не должны, и лучше не пытаться их заставить — ничего интересного не получится.
Бесплатный совет: Выбрать одно из двух верхних положений аттенюатора, а количество верхов установить положением пищалок.
ЧТО
Компонентная акустика 6 дюймов
КТО
Soundstream RF-60C
ПОЧЕМ
7400 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Широкая дисперсия излучения
ЭТО — МИНУС
Невысокая чувствительность
Повышенные искажения на басах
ОДНИМ СЛОВОМ…
Любопытство с практическими
перспективами
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 9
Чувствительность 7
Басовый потенциал 9
Звук 8
Итог 41