Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
На первый взгляд может показаться, что эти аппараты все на одно лицо. На самом деле скорее «из одного лица». А как иначе, если лицо почти сплошь состоит из ЖК-дисплея?
ОДНО ЛИЦО
Mystery MDD-7500DS • Panasonic CQ-VD6503W5 • Kenwood DDX6029Y • JVC KW-AVX900 • Clarion MAX668RVD • Carmani CA-400
Ещё пару лет назад будущее двухдиновых «голов» виделось отнюдь не радужным. В ту пору мы даже исключили звуковые головные устройства этого формата из программы тестов, эти полупустые внутри кассетно-дисковые чудовища становились откровенным анахронизмом, неуклюжей попыткой заткнуть дырку в приборной панели хоть чем-нибудь. Но примерно тогда же чисто звуковые аппараты (независимо от габаритов) стали тесниться под натиском сравнительно новых аудиовизуальных «голов». И вот тут-то расширенные габариты оказались очень к месту. Обратите внимание, я сказал «аудиовизуальных», а не «мультмедийных», хотя, будь этот текст написан годом раньше, здесь употребили бы именно второе слово.
Один из вариантов расшифровки слова «мультимедийный» звучит как «работающий с разными носителями» или же с «разными типами сигналов». Если дисковый проигрыватель работает с файлами в формате CD-DA, mp3, WMA и пусть ещё AAC — его уже можно считать мультимедийным? Вряд ли, поскольку носитель во всех случаях один и тот же — CD-R. Теперь добавляем к этому перечню многоцелевой цифровой диск DVD. При сильном желании такой аппарат можно было бы назвать мультимедийным: всё-таки звук и картинка — «медии» совсем разные. Но тогда мы договоримся до того, что любой дивидишник станет у нас «мультимедийным», а это только введёт ненужную путаницу в классификацию. Раньше мы бы поступили вот как. Если в устройстве есть полноценный экран, значит, оно мультимедийное, если нет — это всего лишь DVD-ресивер.
Но, как было давно (и не нами) подмечено, жизнь никак не хочет укладываться в придуманные нами рамки и определения. На примере двухдиновых головных устройств эта закономерность предстала во всей полноте. Нынче перестали быть редкостью аппараты со встроенным ТВ-тюнером, во многих моделях появляются слоты для флэшек USB или карт SD. Как их величать? «Супермедийными»? «Мегамедийными?» Но и это ещё не всё. Когда мы вплотную перейдём к знакомству с участниками теста, нетрудно будет заметить, что у всех почти одноклассников на лицевой панели присутствует пара кнопок, предназначенных исключительно для управления навигационной системой. Вывод: навигационная система может быть либо внешней — и тогда она подключается к «голове» по одной из шин, либо уже установленной внутри всё того же просторного корпуса 2DIN. Аппарат со встроенной навигационной системой нам уже встречался в одном из прошлогодних номеров, и ещё один участник с такой же комплектацией попался сегодня. Правда, год назад для навигационной системы не было карты по Москве и области, поэтому обсуждением навигации мы тогда и не занимались. Один из предоставленных аппаратов оказался полностью укомплектован всем необходимым, так что на этот раз нам так просто откреститься от навигационной системы уже не удастся. Правда, чтобы не ломать структуру теста, знакомство с ней мы вынесли в отдельную часть.
Но попытаемся всё же окончательно определиться с терминологией. Если DVD-ресивер с экраном и телевизионным тюнером величать мультимедийным устройством, то как тогда надо звать всё то же, но ещё и с навигацией? Чтобы не выдумывать новых слов, пойдём по пути, рекомендованному EISA (впрочем, у нас и выбора нет) — обычные DVD-ресиверы с экраном (и даже ТВ-тюнером) будем именовать аудиовизуальными устройствами, а термин «мультимедийный» зарезервируем за аппаратами со встроенной навигационной системой.
Вот теперь можно спокойно разобраться с каждым компонентом (кроме, как сказано, навигации — о ней разговор особый). Самый простой компонент любой «головы» — это тюнер. О нём и писать-то было бы нечего, если бы не необходимость напомнить о функциях RDS. По умолчанию мы считаем, что RDS-декодер способен различить любой из 29 стандартизованных типов программ (PTY) и организовать его поиск. Считаем, что режим ожидания (отложенного поиска) реализуется только для одного типа программы — News. Ну и, конечно, синхронизацию часов по коду CT никто не отменял.
DVD-проигрыватель ещё пять лет назад казался сложным изделием. Потом, благодаря усилиям фирм третьего эшелона, цены на проигрыватели DVD (домашние) опустились настолько, что стало как-то неуместно считать такую технику сложной. Впрочем, сложность (как и простота) пользования DVD-плеером почти всецело предопределяется программным обеспечением. А дальше — понятно. У техники, произведённой грандами car audio/video, и софт лучше продуман, и лишнего ничего нет. Фирмы попроще приспосабливают для автомобильных целей универсальный (а потому и наиболее дешёвый) софт, помещая его в дополнительную оболочку. Пользоваться такими настройками совсем не так просто, тем более что среди них не редкость совершенно лишние позиции, как, например, выбор типа сигнала на отсутствующем (!) цифровом выходе или же многочисленные настройки параметров выходящего видеосигнала.
Но, наверное, самое непростое в аудиовизульных устройствах это их интерфейс. Шестиканальный выход звука только на первый взгляд привычен: стереофронт и тыл плюс сдвоенный выход на сабвуфер. В тех системах, что снабжены декодером многоканального звука (а таких большинство), выходов тоже шесть, но один из сабвуферных выходов заменен выходом центрального канала. Плюс непременный AV-вход (монитор, на который нельзя подать сигнал извне — это нонсенс и загогулина), плюс, конечно, AV-выход, он же выход Rear, он же второй выход. Смысл его существования в том, чтобы можно было организовать второй просмотровый «зал» (более точно — вторую зону) позади водителя. Все современные аудиовизуальные «головы» снабжены функцией «вторая зона», и на соответствующие выходы можно направить сигнал от любого источника (скажем, от входа AV), в то время как на выходы основной зоны будет идти музыка от тюнера. В этом плане больше других продвинулись «головы» Kenwood — они позволяют на выходы фронта подать звук от одного источника (тюнера, скажем), в то время как на дисплей будет приходить картинка от проигрывателя DVD. Дальше немного проще. Большинство участников снабжены шинами, к которым можно подключить различные внешние устройства (тюнер DAB, iPod, и т.п.). Ну и, естественно, гнездо АМ/ЧМ-антенны, а также четыре гнезда Diversity-антенны ТВ-тюнера (где он есть, конечно).
Осталась сущая мелочь — видео. Здесь мы оцениваем DVD-проигрыватель по картинке на внешнем мониторе и дисплее, который получает сигнал от своего проигрывателя. Внешний источник видеосигнала мы не берём, — каким бы распрекрасным он ни был, потери качества при связи по композитному формату сигнала могут (и должны) быть более значительными, нежели при связи со «своим» источником. Объективный показатель качества воспроизводимого видеосигнала у нас, по сути, один. Это разрешающая способность по горизонтали, которая выражается в телевизионных линиях (твл). При использовании соединения по композиту показатели разрешения по горизонтали у почти всех участников очень близки: 465 — 475 твл, и я не думаю, что отметка 480 линий будет достигнута в ближайшее время. Правда, чёткость по чёрно-белому изображению — не всё. Есть ещё чёткость по цвету, которую можно косвенно определить по ширине переходов между цветными полосами. Самыми критическими переходами по вполне объективным причинам являются три: желтый/голубой (Ж/Г), зелёный/пурпурный (З/П) и красный/синий (К/С). Если в тексте сказано, что ширина перехода 0,5% от ширины экрана, значит, разрешение по цвету будет 200 твл. Кроме того, на оценку качества проигрывателя DVD влияет уровень шумов (на сером), центровка растра и, наконец, естественность цветопередачи лиц (с этим у ЖК-мониторов всегда были проблемы, правда если сравнить поколение нынешнее и позапрошлое, прогресс более чем очевиден, во всех смыслах).
Набор оцениваемых показателей у дисплеев отчасти пересекается с соответствующими позициями DVD-проигрывателей, но в целом он шире. Кроме разрешающей способности (по линейчатому полю и по цветным полосам) оцениваются максимальная яркость и контрастность. Кстати, яркость мы никогда не устанавливаем в абсолютный максимум, а выбираем такое положение регулятора, когда дисплей на приращение амплитуды видеосигнала (вплоть до максимума) ещё может отреагировать соответствующим приращением яркости свечения. Это, вероятно, одна из причин, по которым измеренные нами параметры иной раз сильно уступают заявкам изготовителя. Зато это те яркость и контрастность, при которых дисплей ещё можно смотреть. Кроме центровки картинки у мониторов мы оцениваем уровень шума, наличие окраски на диагональных линиях и на серых полосах меняющейся плотности, а также присутствие цветового муара на линейчатом чёрно-белом поле. И в заключение поделюсь с вами одним наблюдением. Обычный дисплей с диагональю 7 дюймов (178 мм) на двухдиновом «лице» не помещается, причём — по высоте. Но разработчики нашли стройное решение: у многих таких аппаратов экран «шире широкого» с форматом от 1,83:1 до 1,89:1. Объекты на таком экране окажутся на 4 — 7% шире, но это не так уж бросается в глаза. Зато субъективное ощущение от размера экрана пропорционально не диагонали, а площади экрана, и здесь сделано всё, что можно, чтобы площадь довести до максимума. Чтобы «одно лицо», как было сказано.
И ещё. Надо, наверное, отметить, что все герои сегодняшнего теста способны читать CD-текст и mp3/WMA-тэги. Исключений из этого правила не было, правда иные из одноклассников принимали меры, чтобы добраться до текста пользователю было непросто.
МЁД & ДЁГОТЬ
Абсолютным «Лидером» по сумме оценок оказался Clarion, аппарат действительно удачный и исключительно удобный в управлении, что со сложными «комбайнами» всегда проблема. Кстати, по другим материалам, поступившим в этот номер, мы имеем основания ожидать, что в ближайшем будущем эта фирма вообще даст жару конкурентам. Конкурентами в этом тесте для «Лидера» стали Panasonic — неплохо упакованный и звучный аппарат и JVC, по функциональному наполнению задающий очень высокий стандарт. Эти двое получают звание «Фаворита» (Panasonic) и «Рекомендацию» (JVC).
В этот раз не очень повезло «молодым тиграм», но с одним из них — Carmani — случай особый. Заявленный в тест как мультимедийный комплекс, он на поверку оказался… единственным истинно мультимедийным, то есть аудио, видео и навигация. И потому мы оставили образец в редакции для полагающегося в таких случаях дорожного теста навигационной системы. Так что с этим аппаратом точка ещё не поставлена.