Студия: Crazy People. Руководитель проекта Александр Лысенко.
Это такая концепция в философии, по латыни означает то же самое, что по-нашему — «с чистого листа». Только пишется короче, а читается — красивее.
TABULA RASA
Едва заметный обвес от MS Design придал машине более азартный вид
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Alpine DVA-9965R, CHA-S624
- Процессор:Alpine PXA-H701
- Монитор: Alpine TME-M860
- Усилители: Boston GT-40, GT-20, GT-22
- Акустика: Morel Supremo 6, Supremo Piccolo, AD M40 Neo
- Сабвуфер: Xetec G10XLS
Уместно ли оно, когда речь идёт о работе одного из самых опытных и известных мастеров car audio в стране? Именно потому и уместно, что из самых опытных и самых известных. Молодая поросль инсталляционного искусства только ищет свои пути, у них каждая работа пока — «из раннего». А что делает великий и могучий, когда всё, казалось бы, уже испробовано, освоено и доведено до совершенства? Нечто на первый взгляд довольно неожиданное, а на второй, пристальный и, главное, намётанный взгляд — со всей неумолимой логикой вытекающее из ранее сделанного.
Очередная работа студии Crazy People, окончательной доводки которой, мы, признаемся, ждали довольно долго и целенаправленно, очень непохожа на предыдущие, особенно те, на которых студия выступала (и стабильно побеждала) на всевозможных соревнованиях. Первое — выбор платформы. На что раньше ставились призовые системы Crazy People? Например, Buick Riviera — самое большое и удобное двухдверное купе в мире или Audi TT — самое модное (и самое неудобное), «низколетящий бронепоезд» Chrysler 300C, «Ягуары» всякие, ну, и так далее.
И вот наступил черёд этапной работы, впитавшей в себя опыт десятков предшествующих. Для этого берётся… да вы и сами уже увидели, что взялось. Hyundai Getz, мечта молодой семьи или, к примеру, начинающего менеджера. Смелый выбор для системы, которая уже на стапеле закладывалась как безусловно побеждающая, иной результат Лысенко давно перестал интересовать, да и машины, которые не побеждают, он как-то разучился делать. Результат на соревнованиях (это чтобы «два раза не вставать») — запланированный: первое место на национальном финале в классе Expert Unlimited (перевод: «выше не бывает») с отрывом от второго места в тридцать очков, в других классах на финале, где по определению собираются не дети, такой разрыв обычно накапливается за пять-шесть мест в итоговой таблице.
Десять литров акустического объёма так размазаны по торпедо, что его высота почти не увеличилась
Машина и её хозяин и по формальным признакам, и по существу дела должны были бы отправиться на Еврофинал, но отправился только хозяин, в качестве международного судьи. Причина отчасти погранична с выбором машины, помните — про «молодую семью»? Появление на свет Лысенко-младшего ожидалось как раз примерно в датах Еврофинала, и если бы молодой отец ехал обратно на «Гетце», а не летел на «Боинге», опоздал бы к важнейшему событию. Кстати, приведенное чисто личное обстоятельство сказалось и на конструкции системы. Вот давайте, наконец, этим и займёмся, отвлёкся, извините.
Итак: берётся маленький, формально — «гольф-класса», а по факту — даже меньше, хэтчбек, и туда ставится топовая система. С чего начинаем? Да, с подбора компонентов. Потом, правда, выяснится, что с этого не только начинаем, но и продолжаем, часть составляющих системы по ходу дела менялась. И здесь со всей яркостью проявилась концепция «чистого листа». Задача, поставленная конструктором самому себе, заключалась в выборе компонентов без всякой оглядки на стереотипы, руководствуясь принципом простейшего выбора: то, что даст наилучший результат.
Система, несмотря на очевидное присутствие монитора и DVD-источника, на самом деле — чисто звуковая и чисто двухканальная. Головное устройство Alpine DVA-9965R было для этого проекта присмотрено (и опробовано на других системах) давно и окончательно: по мнению Лысенко, этот источник в связке с «семьсот первым» процессором — наилучшее из существующих решений именно в части прецизионного звуковоспроизведения. Установлен источник сигнала и командный центр системы не совсем традиционно. Панель управления вынесена из корпуса и поставлена в верхней части приборной панели, в зоне наилучшей видимости. А остальной корпус, включая дисковый транспорт — в середине центральной консоли, где было проще обеспечить максимальную жёсткость крепления. Остроумное решение при «выносе» лицевой панели — применение компьютерного разъёма, как на COM-порту, с фиксацией винтами. При работе системы становится ясно, что головное устройство «в сборе» наверху и не встало бы: пространство за панелью управления занято, но не акустикой центрального канала, как можно подумать, глядя на выключенную систему, а поднимающимся на электроприводе монитором. Монитор в этой, как уже говорилось, чисто звуковой установке выполняет функции скорее вспомогательные: с него удобнее управлять системой (с сенсорного экрана), да и в минуту отдыха можно воспользоваться экраном по титульному назначению, источник-то всё же даёт и видеосигнал.
С непривычки довольно неожиданно: в ответ на нажатие кнопки на панели управления диск выезжает где-то внизу
Эстетически «раздельное» головное устройство и моторизованный экран образуют как бы центральный хребет системы, при этом внимание уделялось отнюдь не только эстетике (это-то как раз сразу видно), но и безопасности. Всё, что попало на центральную консоль и смотрит в салон, отделано в технике «рояльного лака». Разумеется, ни один рояль при этом не пострадал, концерн Dupont предлагает сейчас такие лакокрасочные материалы, за которые любой «Стенвей» даст себе отпилить ножку. А вот то, что обращено кверху — спинка экрана, отделано иначе: акустическая ткань, из-за которой возникает подозрение про центральный канал — идеальный материал с точки зрения отсутствия бликов на лобовом стекле.
Идём дальше по тракту сигнала, родившегося в «обезличенном» головном устройстве. По оптическому кабелю и шине Ai-Net ресивер соединён с процессором Alpine PXA-H701. Основной блок процессора смонтирован в багажнике (до которого ещё доберёмся), а в смысле управления в этой машине применено «ноу-хау», казалось бы, лежащее на поверхности, но почему-то никем прежде с этой поверхности не подобранное. Оперативное управление процессором — выбор заранее настроенных пресетов, делается легко и непринуждённо с головного устройства, а вот при основной, фундаментальной настройке используется блок управления процессором RUX-H701, очень похожий на панель управления головным устройством. Без «ноу-хау» его обычно ставят где-нибудь в зоне доступа с места водителя, но это — только полумера. «Мера» — сделать так, чтобы можно было настраивать систему, сидя так, как сидит водитель во время управления машиной или судья — во время её прослушивания. Поэтому блок управления Лысенко поставил под рулевую колонку, сделав его съёмным на длинном шнуре: теперь заниматься настройкой можно, «штатно» откинувшись на спинку и держа блок в руках. Пустяк вроде, а настраивается система точнее.
Панель управления процессором установлена под рулём так, что работать с ней можно, откинувшись на спинку сиденья
Основной блок процессора, помимо прочего, принимает и сигнал от второго источника — чейнджера Alpine CHA-S624. Чейнджер в компании в выносным блоком питания головного устройства и блоком «мозгов» монитора заняли объём ящика, сделанного по форме пространства под водительским сиденьем. Все длинные сигнальные хвосты («голова — процессор» и «чейнджер — процессор») получились оптические, не подверженные помехам, а все уязвимые аналоговые соединения («процессор — усилители») по длине исчезающее малы: эти устройства агрегатированы в единый блок. Выбор усилителей был предопределён изначально: уже на нескольких системах исключительно удачно отработали аппараты Boston, Лысенко большое значение придаёт быстродействию усилителей (его у «Бостонов» можно померить, показатель — дай бог каждому) и способности воспроизводить детали (это померить сложнее, проще послушать, здесь у GT конкурентов тоже немного). Усилительный блок образуют три аппарата: четырёхканальный GT-40 обслуживает СЧ и ВЧ-головки, от излишней натуги на мидбасе его спасает отдельный двухканальный GT-20, ещё один двухканальник GT-22 работает на сабвуфер. Всё это множество усилителей (и основной блок процессора в придачу) ещё не так просто найти. Да, в багажнике, но где и как?
В обычном, походном положении багажник выглядит самым будничным образом. Если вынуть «транспортный пол» вместе с запасом памперсов и других причиндалов, принадлежащих Лысенко-мелкому, открывается картина кисти Лысенко-крупного.
Акустическая ткань на «спинке» монитора избавляет от бликов на лобовом стекле. Пищалки, которые хоть и Piccolo, но крупнее обычных, смонтированы в уголках зеркал
Для начала — сетка со своеобразным автографом мастера, за которой видны два усилителя из трёх имеющихся. Для продолжения банкета надо откинуть вперёд спинки задних сидений, только тогда снимается блокировка с электроподъёмников Select Product, которые по мановению клавиши поднимают раму со всей электроникой. При этом, обратите внимание, высота приборного блока разная: слева он тонкий, поскольку висит над сабвуфером в глубине багажника (заметили сабвуфер-то?), справа — вдвое толще, там установленные в два этажа корпуса усилителей и процессора уходят ниже уровня плоскости диффузора.
Сабвуфер в этой системе (всё-таки заметили) находится там, где полагалось бы находиться запасному колесу. А запасное колесо… там же, ни на миллиметр не сместившись со штатного места. Это притом что запаска — полноразмерная, не «докатка». Более того, запасное колесо на этапе строительства системы послужило оснасткой для изготовления сабвуфера, а в готовой системе превращается в его неотъемлемую часть.
Вот как это было и есть: выбранная для этой системы сабвуферная головка Xetec G10XLS (она же — Peerless XLS 10) известна не только готовностью работать в небольшом объёме, но и тем, что небольшой для неё — оптимальный. В данном случае расчётный объём закрытого ящика составил 15 л «в чистоте». Объём «чашки» перевёрнутого запасного колеса, за вычетом толщины будущих стенок, давал чуть больше 10 л. С этого и начали. Внутренняя поверхность диска колеса (предварительно спущенного, это тоже полезно знать, потом увидите) была оклеена бумажным скотчем, внутрь установлены два кольца из вспененного ПВХ — материала, также позаимствованного в каталоге Select Product. Кольца были призваны сгладить поверхность матрицы, а также дать запас на будущее оклеивание корпуса карпетом. Толщина материала колец выбиралась тщательно, требовалось, чтобы запас был, а зазора — нет. Внутрь диска заложили гриль от сабвуфера, его задача была создать горб, под которым поместится крепёжный барашек запаски, потом, через разделительный слой, выклеивалась собственно оболочка будущего сабвуфера. Заготовками были эдакие «ромашки», вырезанные из стекломата (опять Select Product, чтобы с этим разделаться, закроем тему: все материалы в конструкции системы, от полиэфирной смолы до разноцветных «шкур» на проводке — этой фирмы). Когда оболочка набрала толщину (около 8 мм) и твёрдость, колесо просто-напросто накачали до штатного давления, и готовая оболочка вышла наружу сама, без всяких усилий. С неё сняли ненужные теперь пластиковые кольца и формообразующий гриль внизу и пристроили верхнюю часть из MDF, давшую дополнительные 5 л объёма и плоскость для крепления головки. Так запасное колесо сослужило службу при изготовлении корпуса. Но его попросили поработать и в готовой системе. За счёт плотной посадки сабвуфера внутри колеса достигается, во-первых, исключительная инертность корпуса, при этом говорить о каких-либо вибрациях просто несерьёзно. А во-вторых, сабвуфер развязан по вибрациям от кузова, поскольку опирается на него всем периметром шины запасного колеса. Если бы у нас в журнале была отдельная номинация «Самая продуманная конструкция сабвуфера», вопрос о том, кому вручать приз, был бы решён за секунды.
Основа рамы монитора построена из листового пластика Select Product, потом всё отделано методом флокирования
Ну и на десерт — фронтальная (а другой здесь нет) акустика. Вся она — средиземноморского происхождения, только из разных частей региона. Мидбас и пищалка — не так давно представленный публике компонентный набор Morel Supremo. У пищалки при этом есть и собственное имя — Supremo Piccolo, это вариант культовой Morel Supremo с уменьшенными (хотя по-прежнему довольно солидными) габаритами. А вместе этот комплект был безоговорочно признан автомобильной акустикой года на последнем конкурсе EISA. В выборе же среднечастотника конструктор себе не изменил. Лысенко считает и неоднократно доказывал правомерность своей позиции: правильно выбранный диффузорный среднечастотник качественно лучше купольного. Здесь применён тоже вставший уже на грань культовости 4-дюймовый AD M40 Neo.
Акустическое оформление мидбасов не отличается оригинальностью, но отличается тщательностью: все окна в дверях были зашиты уже упоминавшимся вспененным пластиком, всё вибродемпфировано, а головки посажены на кольца, набранные из чередующихся слоёв материалов с различной плотностью и коэффициентом демпфирования.
С пищалками, в принципе, тоже всё понятно: они стоят в уголках зеркал, по входящей нынче в ротацию схеме, вытесняющей классический монтаж в стойки, эксперты утверждают, что при правильной настройке это даёт более широкую звуковую сцену.
На крышке аккумулятора стационарный разъём для подзарядки. Опыт, однако…
Наиболее мудрёной стала установка среднечастотников. Каждый из них работает в собственном закрытом объёме, причём довольно большом (по 5 л на головку), чтобы добротность головки изменялась минимально. Эти объёмы построены так: по верхней части приборной панели выклеена стеклопластиковая скорлупа. После извлечения из машины она была разрезана на три части, средняя изъята, там потом будет рама монитора, а на крайних — выстроены, с помощью отдельно отформованных из стеклопластика диафрагм, плоские ящики с намертво замоноличенными кольцами под установку головок. Дабы обеспечить жёсткость плоских корпусов, верхняя и нижняя поверхности связаны переборками и рёбрами во многих точках, а герметичность объёмов… намеренно нарушена. Из опыта соревнований Лысенко известно: были случаи, когда после некоторого времени на солнцепёке давлением воздуха в тщательно герметизированном объёме диффузоры буквально выдавливало на подвесах, играть как положено, они, разумеется, отказывались. Так что в каждом объёме есть миллиметровое, но необходимое отверстие для выравнивания давления. Скажите честно: вы когда-нибудь об этом задумывались? Ну вот, запишите в книжечку «О чём надо не забыть, если хочешь стать чемпионом». Подросшую по высоте приборную панель уже целиком отделали алькантарой, заодно оживив ею и остальной интерьер.
О настройке системы. Лысенко применил нестандартную, но опробованную им схему разделения частот по полосам. Сабвуфер работает от 70 Гц и ниже, через ФНЧ с крутизной 18 дБ/окт., полоса мидбаса ограничена снизу на отметке 60 Гц (12 дБ/окт.), а сверху… на 800 Гц. Притом что уже на 220 Гц начинает работать среднечастотное звено. Цель такого нетипично большого перекрытия полос такова: по опыту конструктора расширенная вверх полоса частот НЧ-излучателей в трёхполосной системе при определённой настройке временных задержек даёт возможность раздвинуть по ширине сцены «хвосты» послезвучий, получая сцену не просто широкую, а как бы просторную. А чтобы уменьшить негативные последствия работы двух излучателей в общей полосе, СЧ-головки отфильтрованы с крутизной 6 дБ/окт., так, что они вступают в работу плавно, на протяжении широкой переходной полосы частот. Полосы СЧ и ВЧ делятся на 4,5 кГц. Принято думать, что если у пищалки низкая резонансная частота (а у Supremo Piccolo она низкая), то и делить можно низко. Но ещё лучше, когда можно низко, а делишь — высоко, тогда весь «песок», который может посыпаться из-за попадания составляющих сигнала вблизи частоты резонанса, исчезает с гарантией.
Hyundai Getz, как и говорилось, машина небольшая. Хотя, вы знаете, мы начинаем в этом сомневаться…
Делается это так:
Вся приборная панель заклеивается скотчем…
… крайние части скорлупы выкраиваются точно по торпедо…
… выклеенная по торпедо скорлупа разрезается на три части…
… на них возводятся боковые стенки будущего объёма…
… вместо выкинутой средней — домик для монитора и панели управления «головой»…
… и наконец, готовы боксы для среднечастотников
Бокс под передним сиденьем вместил немало: чейнджер, блок питания ресивера, «мозги» монитора и предохранители всех слаботочных компонентов
В походном положении сетчатый пол багажника скрыт поддоном для причиндалов мелкого
Представление начинается: под сетчатым полом — первые компоненты и блок распределения питания
Теперь в дело вступают электроприводы, поднимающие ступенчатую раму с компонентами
При окончательно поднятой раме открывается доступ и к сабвуферу, и к запаске, служащей ему балластом и опорой
Выклеенная по запаске стеклопластиковая оболочка. Пластиковые обручи и гриль на дне вскоре будут сняты
Недостающие литры объёма образуются внутри рамы высотой около 30 мм
По условиям размещения в багажнике головка сабвуфера сдвинута от оси, а верхняя плоскость — ступенчатая
SQ
Нет ничего лучше, чем слушать такую систему для собственного удовольствия, и ничего хуже, чем пытаться рассказать о её звучании. Однако свой звуковой почерк удалось заметить и здесь. Начнём, как всегда, с Magic Pump. Бас звучит без подчёркнутой глубины, он чуть облегчён, как бы «популяризован». Такое же ощущение создалось и от соло на ударных (дорожка 11 «АудиоДоктора»): потрясающее разнообразие оттенков звучания тарелок и малых барабанов при чуть смягчённом, словно застеснявшемся собственной мощи, басовом барабане. Впечатляет эшелонирование сцены и чёткость фокусировки источников: на блюзовом 12-м треке рояль можно обвести карандашом в воздухе, вот только в воздухе карандаш не оставляет черты. В оркестровом шедевре Шнитке совершенно по-особому зазвучали духовые, раньше они как-то прятались за скрипками, а здесь рисуются почти осязаемо. Удары в турецкий барабан не только явственно различаются по тональности — слышно, как по-разному от них распространяется эхо в зале. Детальность звучания системы ошеломляет, но не утомляет лишними подробностями, как будто она где-то внутри сортирует: вот этот микропризвук нужен, а вот этот — лишний, только помешает.
RTA
Редчайший случай в машине работы Crazy People — пусть минимальный, но спад на самом нижнем басе. Девять десятых установщиков, правда, получив такую АЧХ, немедленно принесли бы жертву богам Олимпа, а здесь мастер просил его извинить: система рассчитана на температуру соревновательного сезона, в тёплую погоду отдача на 20 Гц выровняется. Вот ведь как: у кого суп не густ, у кого — жемчуг мелок… Остальная же часть частотной характеристики не вызывает вопросов, кроме разве что одного: как это удалось? Даже характерного для шёлковых твитеров в заглушенном салоне спада на 20 кГц (а у многих и намного раньше) практически нет, и, разумеется, не оттого, что эта полоса задрана эквалайзером. Просто так пищалку Supremo не назовут. А что Piccolo — так и машина всё-таки некрупная…