Студия «Хаммер-Центр», г. Киев. Руководитель проекта Игорь АНДРОСОВ
Тридцатилетнему юбилею самой большой советской легковушки посвящается
СПЕЦПРОСМОТР
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + центральный канал + сабвуфер
- Источники: Clarion DXZ958RMС, VCZ628
- Монитор:Sharp LC-20B5E
- Усилители: Audison LRx 1.400, Audison LRx 2.150, Audison LRx 4.300
- Акустика: AD W600NEO, Dynaudio MD100, Alpine SPS-170A
- Сабвуфер: Alpine SWR-1242D
Табун советских «железных коней», как известно, не отличался разнообразием пород. От кровосмешения с западными «лошадками» их надежно защищал железный же занавес.
И все же были кони совершенно особой породы: советские машины представительского класса — лимузины, или спецавтомобили. Социальное положение своего владельца они обозначали несравнимо ярче и конкретнее, чем банальный пятилитровый «мерс» сегодня, его любой дурак может купить за деньги (что с большинством этих замечательных автомобилей, собственно, и происходит)…
В словаре ныне уже практически мёртвого «языка СССР» приставка «спец» должна была бы занимать несколько страниц, как обозначающая целую систему, приспособленную для обслуживания спецграждан — партноменклатуры и чиновного люда различного ранга. Впрочем, это одно и то же, потому что нельзя было стать мало-мальски заметным столоначальником, не имея партбилета. Существовали спецмагазины, спецполиклиники, спецсанатории. Были и спецавтомобили. Они не продавались и не покупались. Их получали вместе с должностью и персональным шофером в придачу. Другая отличительная особенность спецавтомобилей — то, что все они были одной марки и производились на одном заводе. И наконец, по сравнению с обычными легковушками это были мастодонты, настоящие дредноуты на колесах. Конструкция таких машин отвечала последним достижениям инженерной мысли, обеспечивая высокий уровень комфорта, безопасности, отличные (по меркам пространства, отделённого от мира металлическим занавесом) динамические качества.
«Чайка» Горьковского автозавода к этой категории относится по праву. Многие конструктивные решения узлов и агрегатов этой машины являлись новинками в советском автомобилестроении. На Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году ее удостоили Гран-при.
Первое поколение «Чаек» серии ГАЗ-13 выпускалось с января 1959 года. Второе — ГАЗ-14 — с 1977-го по 1989-й, причем в последнем, 89-м, вышел только один экземпляр, было уже не до того… Автомобили собирались вручную опять же в спеццехе Горьковского автозавода. Всего было построено около 2 тыс. машин. Таким образом, в 2007 году «Чайке» ГАЗ-14 стукнуло 30. Давайте и мы отметим этой публикацией круглую дату, что нам жалко, что ли?..
«Чайка» — огромный автомобиль. Длина переваливает за 6 м, а полная масса — за 3 т, и то говорят (может, и врут), что задумывался он длиннее, но «было мнение» (см. Словарь языка СССР), что негоже, пусть и мелкосерийной машине, быть такого же габарита, как совсем уже единичные ЗИЛы — членовозы.
Тем не менее ГАЗ-14 стал первой моделью Горьковского автозавода, обильно оснащенной различными электроприводами и экзотичной в те времена электроникой. Электростеклоподъемники, индивидуальная автоматическая система вентиляции и отопления, электромеханический привод заслонок воздухозаборников, электронное зажигание — вот неполный перечень новшеств, абсолютно неведомых простому автолюбителю тех времен. Машина оснащалась модернизированным пятилитровым восьмицилиндровым двигателем грузовика мощностью 220 л.с., который разгонял «Чайку» до 100 км/ч за 15 с. Максимальная скорость лимузина составляла 175 км/ч, расход топлива — 16 л на 100 км.
Более того, с некоторой застенчивостью на ГАЗ-14 ставили кондиционер — устройство, клеймимое официальной пропагандой как едва ли не предел падения нравов в прогнившем буржуазном обществе. Кондиционер, спроектированный в таких условиях, надлежащего облика, естественно, приобрести не мог. Это был автономный блок пугающих габаритов и карликовой эффективности, единственным достоинством которого являлась лёгкость демонтажа, что было проделано почти во всех выпущенных машинах: без этого от уже урезанного (по имеющемуся спецмнению) багажника вообще ничего не оставалось.
В то время как рядовой гражданин довольствовался в своей малолитражке в лучшем случае радиоприемником «Былина», в распоряжении его «спецсоотечественика» в ГАЗ-14 была весьма продвинутая по тем временам аудиосистема. Разумеется, на строго советских компонентах. В центральную консоль врезался добротный латвийский приемник RRR (Rigas Radio Rupnica — Рижский радиозавод). С автоматической настройкой, между прочим, и антенной с электроприводом. Аналогичный, из той же серии, стоял и в ГАЗ-13, но здесь запевалы мирового технического прогресса пошли дальше: под откидным подлокотником водителя, в большом бардачке, устанавливали литовский «спецавтомагнитофон» Vilma. А в подлокотнике заднего дивана, под обтянутой велюром крышечкой, имелась дублирующая панель управления аудиосистемой. Не всей, конечно — как это можно дистанционно дослать кассету в загрузочную щель и выбросить её оттуда, ведь это требует решимости и крепкого хозяйского пальца, вы что, не понимаете?..
Самый первый лимузин серии ГАЗ-14 был (по преданию) подарен на 70-летие Л.И. Брежневу. Эта машина отличалась от последующих в серии специальной окраской кузова и несколько иной приборной панелью. Во время горбачевской перестройки инструменты и оборудование для производства советского «Роллс-Ройса» были уничтожены. Мотивировалось это тем, что «Чайка» в эпоху демократии не нужна. Поэтому новых подобных авто нет и больше не будет. Однако они встречаются на рынке подержанных машин. И в этом еще раз убедились специалисты «Хаммер-центра», когда к ним прибыл именно такой автомобиль.
Владельцу требовалось развернуть в нем систему мобильного кино, заново, в материалах полагающегося качества, отделать салон и восстановить элементы заводского декора. Изначально было определено, что экстерьер машины и обновленный интерьер ее салона сохранят неповторимый стиль классического советского «номенклатуровоза». Для этого пришлось восстановить некоторые элементы оформления и даже сделать вновь под заказ. Остался на месте, например, оригинальный корпус радиоприемника «Радиотехника», внутри которого поместили современный радиотюнер с FM-диапазоном.
Надо сказать, что «Чайка» как нельзя лучше подходит для развертывания мобильного кинотеатра. Пассажирский салон с диваном отделен от водительского отсека высоким барьером-перегородкой (в некоторых «Чайках» их разделяло еще и стекло с электроприводом, но таких было немного). В перегородку встроены два откидных кресла-страпонтена (слово-то такое уже и забыто). Специалисты центра «забытые слова» демонтировали, и в распоряжении пассажиров оказался настоящий зал на колесах. Ещё не кино-, но уже зал. Спрашивать, насколько велико в «Чайке» пространство для ног пассажиров, так же глупо, как интересоваться этой проблемой, сидя в домашнем кресле перед телевизором.
«Родная» обшивка салона была выполнена велюром отменного качества. Но время, как известно, всегда — «вперёд», и выглядела обивка уже не празднично. Для перетяжки салона использовали кожу Schweizer и алькантару очень светлых тонов, и то и другое — производства Германии, ставшей единой одновременно с выездом из цеха последней «Чайки». Переднюю панель тоже перетянули кожей, но сохранили её оригинальную пластику.
Единственной выполненной на заводе из настоящего дерева деталью является ручка КПП. Другие элементы декора под дерево (панель приборов, вставки карт дверей) — только имитация. Время их тоже не пощадило, пришлось восстанавливать. Пороги в проемах дверей украсили декоративными накладками. Сделали их из полос нержавеющей стали, в которых с помощью лазерной технологии вырезали логотип имени автомобиля. Светодиоды подсвечивают его снизу. Получилось стильно и красиво.
Металл кузова машины столь почтенного возраста был в плачевном состоянии, и инсталляторам пришлось проделать большую работу по его реставрации. Затем выполнили тотальную шумоизоляцию всего салона, дверей, торпедо и багажника.
Перегородку между передней и задней зонами салона трансформировали в каркас, обшили его фанерой и перетянули кожей. Он стал конструктивной базой для инсталляции в салон «спецкиносистемы». Внутрь каркаса убирается в нерабочем положении монитор — экран мобильного кинотеатра. В нем устроили и специальные шахты для хранения CD и DVD.
Каждому свое: водителю — баранка и радиоприемник, VIP-пассажиру — целый кинотеатр на колесах
В качестве монитора используется 20-дюймовый мультисистемный (PAL, SECAM, NTSC) ЖК-телевизор Sharp LC-20B5E. Диагональ заметно неавтомобильная, но ведь и салон нестандартный. Этот телевизор — аппарат бытового назначения с выносным блоком питания, который пришлось доработать для обеспечения стабилизации питающего напряжения с учетом условий эксплуатации. Монтаж монитора — изюминка этой инсталляции. Он моторизованный, выдвигается из каркаса и убирается в него дистанционно. Сервопривод для телевизора разработали и реализовали «в железе» специалисты центра.
Аудиосистема «Чайки» предназначена для обслуживания задней зоны салона, в которой в поездках как «спецпассажир» находится владелец автомобиля. Водителю остается возможность прослушивания радиопрограмм, когда «кинозал» не работает. Головное устройство позволяет, как и положено в кинотеатре, подать в салон окружающий кинозвук 5.1 или перейти к простому стерео для прослушивания музыки в традиционной системе «фронт + тыл + сабвуфер». При этом центральный канал отключается.
На роль «головы» выбрали CD-ресивер Clarion DXZ 958RMС. Это флагман фирменной линейки 2005 года, его встроенный звуковой процессор содержит и цифровой кроссовер, и систему временной коррекции, и декодер Dolby Pro Logic II.
Смонтировано головное устройство нестандартно. Врезать его горизонтально в короб-перегородку не удалось, поэтому аппарат поставили вертикально, а лицевую панель поместили на стенке короба и связали с корпусом «головы» коротким шлейфом.
Зал спецпросмотров открыт. Направо — экран с акустикой фронтальных и центрального каналов. Налево (за кадром) — места для зрителей. Ваше приглашение, пожалуйста…
Головное устройство через фирменную шину CeNET управляет DVD/CD шестидисковым чейнджером Clarion VCZ628, совместимым с mpЗ. Он живёт в правом подлокотнике заднего дивана.
Двухполосный фронт собран по схеме поканального усиления. Мидбас и твитер — от разных производителей, и установщики достаточно долго подбирали эту «сладкую парочку». В конце концов остановились на 6,5-дюймовом НЧ-динамике W600NEO итальянского концерна AD. Твитер — Dynaudio MD100. Под мидбасы выклеили из стеклопластика закрытые объемы, разместившиеся в коробе-перегородке. Туда же врезали твитеры, угол установки которых не регулируется, с учетом их достаточно диффузного излучения.
Двухполосные тыловые коаксиалы Alpine SPS-170A врезали в заднюю «шляпную» полку. При просмотре кино (звук 5.1) они играют роль тыловых каналов, а при прослушивании музыки (стерео) — тыловой подзвучки.
В качестве центрального использовали штатный динамик ЖК-телевизора Sharp LC-20B5E, который врезали в короб так, чтобы при развернутом мониторе он находился под экраном. Все динамики фронта и тыла прикрыли защитными грилями в тон обивке салона.
В багажнике смонтировали «сильное звено» системы — три усилителя Audison и сабвуфер Alpine SWR-1242D. Акустическое оформление — закрытый ящик объемом около 30 л. Тыловая часть корпуса сабвуфера выходит в багажник. Один из усилителей устроился на ней, два других — на наклонных плоскостях слева и справа от корпуса саба. Такое решение позволило в значительной мере сохранить полезный объем багажника, хотя особых требований на этот счет заказчик не выставлял. Но «украсть» багажник у машины, где его всеми силами пытались сберечь серьёзные номенклатурщики, было бы неуважением к истории государства.
В системе использованы усилители Audison серии LRx. Четырехканальный Audison LRx 4.300 работает на двухполосную акустику фронта, двухканальный Audison LRx 2.150 — на коаксиалы тыла, а одноканальный Audison LRx 1.400 «раскачивает» сабвуфер.
В центральный подлокотник заднего дивана встроен универсальный программируемый сенсорный пульт URC SRS-300. Он обучен командовать всеми компонентами мобильного кинотеатра. Штатные пульты управления устройствами являются резервными.
Вот такой он, мобильный кинотеатр на борту советского «Роллс-Ройса». Инсталляторам удалось развернуть его в салоне, сохранив неповторимый стиль спецавтомобиля.
«Пролетарский» отсек салона из «кинозала» выглядит так…
Минималистский дизайн передней панели «головы» с сенсорным управлением пришёлся впору строгому дизайну обновлённого салона
А это то, что раньше было за кадром — роскошный задний диван для зрителей
Тыловой коаксиал врезан в заднюю «шляпную» полку
Сабвуфер и усилители теряются на просторах багажника, широкого, но мелкого, как Балтийское море
В правом подлокотнике заднего дивана легко уместился DVD/CD-чейнджер
Новый пульт в центральном подлокотнике заднего дивана управляет всем и сразу
Когда открываешь заднюю дверь «Чайки» и видишь безупречно чистый пол более чем просторного салона, хочется снять ботинки, надеть домашние тапочки и пройти (именно пройти, а не протиснуться) к заднему дивану. Тапочек с собой не оказалось, босиком как-то неловко, поэтому мы вошли в «зал для спецпросомтров», тщательно вытерев обувь. Погружаемся в уютное лоно дивана — мы в кино, мы — на концерте. Известно, что оптимальное расстояние для просмотра видеопрограмм — 4 — 5 диагоналей экрана. Для 20-дюймового «Шарпа» получается 2 — 2,5 м. У нас если и меньше, то ненамного.
Кинематографический окружающий звук 5.1 наполняет залоподобный салон «Чайки». Динамик центрального канала исправно передает диалоги и монологи — они привязаны к происходящему на экране. Плотный и быстрый бас не плетется где-то сзади, а честно отрабатывает спецэффекты (стрельбу, взрывы и пр.). Тыловые каналы не боятся брать на себя ответственность за полагающуюся им часть звукового поля. Фронт развернут и не упирается в переднюю стенку короба-перегородки.
При воспроизведении музыки с CD динамик центрального канала «уходит на заслуженный отдых», тыл работает как подзвучка, признавая фронт фаворитом. Звуковая сцена имеет глубину и выстроена где-то чуть впереди и выше верхней кромки перегородки. Есть киноконцертный зал на колесах! Водитель и пассажир на переднем сиденье — как служители в театре. Они могут слушать, стоя у открытой двери. Но, увы, не в зале. Закрыто на спецобслуживание…