ЭВОЛЮЦИЯ ПО ТРЕБОВАНИЮ
Принято считать, что эволюция подчиняется неумолимым законам. Если вас это устраивает — мы не против. А сами тем временем как пожелаем, так и сделаем…
Дебютный Concert
Такое противоречие, в форме бунта, если угодно, заложено уже в названии новой серии, вернее — нового класса головных устройств, появление которого анонсировала ТПГ «АвтоАудиоЦентр». Собственно, у истории две части, как и в названии серии. Аббревиатура CDD относится к масштабному, не без элементов революционности, проекту, начатому «АвтоАудиоЦентром» в 2002 году. Первый (и, как полагали пессимисты, последний) образец серии получил название Ural Concert CDD. Непонятная часть названия расшифровывалась как Customizable Digital Device. Идея заключалась в том, чтобы, сохранив привычные габариты и традиционный функционал автомобильного CD-ресивера, придать ему возможность пожизненной программной модернизации (апгрейда, если кому так понятнее). Ведь именно этим отличается от всей прочей техники самое совершенное из используемых в повседневной жизни устройств — компьютер.
Компьютером со специальным программным обеспечением, по существу, и стал первый из CDD, Concert. Вообще-то, многими чертами компьютера обладает и любое иное современное головное устройство, без этого невозможно было бы ни декодировать сжатые аудиофайлы, ни выполнить сложные звуковые настройки. Однако традиционно программное обеспечение головных устройств жёстко и неколебимо зашито в память соответствующих микросхем. Открытая программная архитектура CDD позволила не только придать ему функциональность, неслыханную для устройств такого назначения, но и предоставить возможность непрерывно обновлять алгоритмы, по которым эти функции реализуются. Ural Concert совместил в себе СD-ресивер высокого класса, аппаратно-измерительный комплекс с генератором тестовых сигналов, бортовой компьютер, пользовательский ежедневник и многое другое.
Уже в следующем году CDD стал настоящим шоу-стоппером, причём в международном масштабе. Одним из итогов «шоу-стоппинга» явилось то, что германская фирма Audiotec Fischer, никогда в жизни не производившая и даже не продававшая головных устройств, обзавелась своим как бы собственным. Им стал Ural CDD, после косметического рестайлинга под европейский рынок и переименования в Helix Competition Conductor. Позиционировался «онемеченный» Ural как головное устройство, целевым образом предназначенное для систем соревновательного класса.
Первенец серии CDD отнюдь не заброшен (уже понятно, раз «первенец», значит, прибыло пополнение). Аппарат производится и продаётся, для работы с ним выпущен внешний накопитель на базе 2,5-дюймового жёсткого диска с возможностью записи и воспроизведения видеофайлов, беспрецедентным в истории car audio образом на специальном сайте постоянно выкладываются программные обновления, в том числе сделанные по рекомендациям пользователей. CDD, таким образом, стал первым головным устройством с обратной связью по общественному мнению.
Народная эволюция
Уже в силу самой концепции CDD — многофункциональный медиакомплекс, сложный, высокотехнологичный и закономерно недешёвый (кстати, функционально идентичная версия, производимая германцами как Helix Competition Conductor, дороже нашей раза в полтора).
Но та же концепция позволила проложить одно из направлений будущей эволюции аппаратов серии CDD. «Народная обратная связь», помимо прочего, выдала сигнал, что далеко не все пользователи в силах реализовать все возможности «классического» CDD и готовы ограничиться более простым набором функций. К которым, однако, предлагают добавить кое-что из того, чего прежде не было. Именно глас народа был положен в основание разработки своего рода CDD Light, получившего имя CDD Evolution.
В настоящее время разработано уже несколько модификаций CDD-Evolution, совмещающих функции CD/mp3-ресивера с чтением аудиофайлов с носителей USB и SD/MMC и функциями бортового компьютера. Первыми стали реально доступными для потребителя модели Ural RCD 171 и 172. Они объединяют на одной платформе традиционные аудиовозможности (проигрывание дисков CD-DA, CD/mp3, всеволновой радиоприёмник) со способностью считывать музыкальную информацию с флэш-карт формата SD/MMC и внешних USB-устройств, а также функций полноценного бортового компьютера: мониторинг параметров движения автомобиля и диагностика неисправностей.
Звуковой тракт CDD-Evolution ведёт свою родословную от очень удачных с точки зрения качества звучания моделей «Урал 114-118». Здесь применили те же транспорт и ЦАП, но усовершенствовали темброблок и усилитель мощности. Кроме того, в CDD-Evolution имеются два линейных фейдерных RCA-выхода с уровнем 4 В.
Тюнер CDD-Evolution — гордость инженеров «ААЦ». Разработанный ещё в 2003 году для серии аппаратов «Урал РКД 15-17-21», этот тюнер получился столь удачным, что был немедленно скопирован многими китайскими производителями CD-ресиверов, в том числе и крупными, работающими по аутсорсинговым контрактам (ОЕМ) с JVC и Sony. Ныне для «ААЦ» модернизированный вариант этого тюнера производится японской компанией Mitsumi.
Слоты USB и SD/MMC используются для переноса аудиофайлов с ПК. Ural автоматически определяет наличие внешних носителей и начинает воспроизведение сразу после их распознавания. Максимальное количество файлов, доступное к прочтению с внешних носителей, составляет 255, папок — 200, уровней вложения — 8. Все аудиофайлы и папки, независимо от носителя, могут сопровождаться названиями и тэгами на русском языке.
Бортовой компьютер выполнен в виде отдельного внешнего блока, подключаемого к CD-ресиверу. Информация о параметрах движения и состоянии систем автомобиля считывается со штатного диагностического разъёма и некоторых датчиков. В первую очередь была обеспечена совместимость с автомобилями отечественного производства, в частности, с ВАЗами, оснащёнными электронными блоками управления (ЭБУ) «Январь 7.2 Ителма», «Бош М7.9.7», «Январь 5.1», «Бош М1.5.4», «Бош М1.5.4N» выпуска после 05.2000 г., «VS 5.1 Ителма», «Бош МР7.0»; в автомобилях ГАЗ с электронными блоками управления МИКАС 5.4, 7.1, 7.2, СОАТЭ 301, 302,309 и в ИЖ («ОДА»), ЗАЗ («Славута»), ДЭУ («Сенс») с ЭБУ МИКАС 7.6.
После подключения к К-линии диагностики автомобиля бортовой компьютер CDD-Evolution запрашивает необходимые параметры, которые после соответствующей обработки выводятся на дисплей. Использование К-линии позволяет также считывать, расшифровывать и сбрасывать коды ошибок. Измерение уровня топлива в баке и прогноз пробега на остатке топлива производятся непосредственно самим БК (эти параметры не считываются с К-линии).
Вычислительные и диагностические возможности бортового компьютера CDD-Evolution значительно превосходят возможности штатных БК автомобилей ВАЗ «Калина», 2110 и «Приора». Поэтому они могу выступать как взаимодополняющие устройства: на штатный дисплей имеет смысл выводить оперативные данные (пробег, расход топлива), а БК CDD-Evolution использовать для диагностики и статистического анализа.
Следующие модели семейства CDD-Evolution планируется оснастить встроенным радар-детектором, парковочным радаром и датчиком качества бензина. В более отдалённой перспективе CDD-Evolution будут дополнены голосовым информатором. Кроме того, появятся устройства сопряжения бортового компьютера с контроллерами автомобилей иностранного производства.
А ещё во время презентации новых моделей в «АвтоАудиоЦентре» с направления собравшихся поодаль от пришлой публики специалистов фирмы доносились слова «GPS», «дизель» и «Bluetooth». Так что, судя по всему, эволюция по требованию продолжается…
Модель «171» — самый простой вариант CDD Evolution, от «172» отличается неоткидной передней панелью и монохромной (правда с выбором цвета) иллюминацией
Две другие модели, «173» и «174», пример альтернативного дизайна
Основоопложник концепции — Ural Concert CDD остаётся в строю как аппарат профессионального класса
Ural Concert после рестайлинга и ребрендинга стал называться Helix Competition Conductor и остаётся единственным головным устройством, когда-либо выходившим под лейблом Audiotec Fischer
Учитывая компьютерную природу CDD, почти сразу для аппарата был приготовлен внешний накопитель на жёстком диске, на котором можно хранить и видеофайлы