Студия SOS-Auto. Руководитель проекта Алексей БРУНОВ
рубрику ведёт Александр СЛАДКОВСКИЙ
ДЕТИ И ОТЦЫ
В каком славном мире мы живём: у нас всё особенное, всё — специализированное, если что-то не для car audio, значит — не наше…
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Pioneer AVIC-HD3BT
- Усилители: Boston GT42, GT24
- Акустика: Boston SL60, SX65
- Сабвуферы: Boston G112-4
Даже порядок преемственности поколения «от отца к сыну», привычный для внешнего мира, у нас может быть нарушен так же легко, как полярность включения динамика: перебросили два проводка, и сиди себе, слушай, делай выводы…
У нормальных людей должно было бы случиться так: папа, увлекшись car audio, устраивает у себя в машине звуковой рай, а когда сын подрастает до водительской кондиции и обзаводится независимыми от родителей лошадиными силами, приводит дитя за руку в понравившуюся ему студию и даёт общие указания на тему, как идти по стопам предков. Сдёргиваем провода, меняем фазу: мы — особенные. Ровно год назад на этих страницах была представлена система, которую создали в SOS-Auto по заказу довольно молодого гражданина в практичном и без апломба автомобиле Daewoo Nexia. Мы тогда ещё ликовали: зря, мол, говорят, что в «Нексии» музыку не ставят. Ставят, да ещё как. Оказалось, что ставят не просто «ещё как» (кстати, можете взглянуть: «А3» №5/2006), а с далеко идущими последствиями.
За миновавший с той поры год интерес к мобильному звуку передался в направлении, обратном наезженному — от сына к отцу. Именно Виктор («Нексия») привёл за руку родного папашу в SOS-Auto, а тот уже потом самостоятельно подогнал свой транспорт, как и положено в образцовой семье, более солидный и респектабельный: Hyundai Santa Fe — дебют корейской фирмы в сегменте внедорожников, знатоки говорят — очень удачный. За вычетом звука, естественно…
Зная о родственной связи той системы и этой (конструктор у них один и тот же, а заказчики — отлично знакомы друг с другом), любопытно было сравнить обе через шаблонную призму проблемы отцов и детей. Проблемы не обнаружилось, а тенденций и концепций — навалом, по всему салону с багажником заодно. Проблемы не было, потому что она была решена методом, каким в древности один македонский генерал по имени Александр расправился с мудрёным гордиевым узлом: отец посмотрел, как сделано в машине сына, и заказал всё ровно наоборот. Из использованных брэндов совпал один: и там и там стоят головные устройства Pioneer. Но и здесь различий больше, чем сходства: у сына был звуковой DEH-P9600MP (тогда ещё MP было круто), у отца в головах системы встал «истинно мультимедийный» AVIC-HD3BT. Истинность здесь в том, что, помимо работы с видео- и аудиоформатами в любом гриме, от DVD до компрессированного звука, этот двухдиновый комбайн содержит и навигацию (с картами российских просторов, в некоторой их части), и интегрированное устройство hands free, c выводом информации на собственный сенсорный экран, в общем — всё, что можно придумать, и в одной посуде.
Систему следовало отнести к классу мультимедийных уже по одному этому. Но и в привычном смысле «аудио-видео» она этому критерию отвечает. В машине четыре независимых аудиоканала: фронт, тыл и сабвуфер, от канонического формата мобильного театра 5.1 система отличается на единицу — нет центрального канала, который, кстати, многие находят факультативным, при хорошо настроенном фронте его отсутствия может не заметить и наштыренный эксперт. Двойного формата источник без каких-либо переделок встал на предусмотренное для этих целей место в центральной конcоли, не потревожив ни основного штатного дисплея (он ниже), ни маленького вспомогательного (он выше).
Акустика по концепции старшего поколения базируется скрытно
С выбором акустики отец автозвукового семейства был не менее радикально настроен поперёк сыновних привычек: в «Нексии» все головки были разномастные, в Santa Fe — одной породы, совпадающей к тому же с породой усилителей. В «Нексии», в угоду принятым стилистическим и акустическим решениям, акустика была нахально выставлена на всеобщее обозрение, в Santa Fe — спряталась по штатным местам. Они вполне нормально приняли 6-дюймовые мидбасы в передних дверях, коаксиалы такого же калибра — в задних, пищалки прижились в уголках зеркал, куда сейчас их нередко ставят и при «нестоковой» инсталляции.
Интересно решился вопрос с компоновкой сабвуферов. Взглянув на саб сына (на базе готового корпусного агрегата Hertz), занимавший полбагажника в «Нексии», отец сказал: «Смотри, как это делают взрослые». Сабвуферный агрегат в багажном отделении внедорожника, построенный на двух 12-дюймовых головках Boston cерии Generator, полностью убран ниже уровня пола, этому помогло то, что в Santa Fe конструкторы предусмотрели в передней части багажного отделения съёмный ящик для путевой поклажи. Его место и занял сабвуфер, выполненный в виде двух изолированных закрытых ящиков, по 27 л на головку. Ничего себе был ящичек у Santa Fe, да? Аргумент, что «детский» сабвуфер легче демонтировать в случае производственной или хозяйственной необходимости, не срабатывал. Во-первых, в этом едва ли могла часто возникать нужда: весь «надземный» объём багажника оставался пригоден для использования по назначению, а излюбленные большинством установочных студий, невзирая на приверженность к определённым брэндам, защитные решётки Polk MOMO дали и антураж, и защиту от повреждений багажом (если только не гвозди россыпью). Если же вдруг надо, обратная процедура по изъятию сабвуфера и водружению на место вьючной принадлежности займёт пусть не полминуты, но и не целый день, при сноровке за десять минут можно легко справиться.
Тыловая акустика, в отсутствие штатных мест под пищалки, реализована на коаксиалах, правда — крупных
Усилители, разные по структуре, но идентичные по размеру, оказались скроены для багажника Santa Fe как по мерке: поставленные встык, они растянулись поперёк багажника ровно на ширину откидного люка в кормовой части. К счастью, эти усилители «стыковать» не возбраняется: все соединения у них, как вам известно по тестам — вдоль длинного ребра корпуса. Четырёхканальный GT42 взял на себя заботу о всей широкополосной акустике — компонентниках Boston SL60 фронта и коаксиалах SX65 тыла. Кроссоверы фронтальной акустики при этом собраны в единый узел (такая возможность — фирменная фича Boston) и помещены на корпус сабвуфера. Кстати, там же живёт и буферная ёмкость Stinger, по тому, как она основательно спряталась, можно судить о глубине сабвуферного ящика.
Настройка системы выполнена довольно просто: и фронт, и тыл подключены через ФВЧ на 70 Гц, сабвуфер — через ФНЧ на ту же частоту. Ты понял, сын, надо делать просто и логично, отец плохого не посоветует. Хотя погоди, кто у нас кому давал советы?..
SQ
При таком головном устройстве, надо отметить, приступить к прослушиванию оказалось непросто: трудно было удержаться, чтобы не поиграть вначале с навигацией, не подцепить к невидимому эфиру BlueTooth собственный телефон, не погонять контент между CD и жёстким диском, но и до звука в конце концов добрались. Но даже здесь, прежде чем начать «зачётное» прослушивание, с разрешения студии вернулись на время к настройкам системы. Нам показалось, что средние частоты тонут в могучем басе и подчёркнутых верхних, поэтому вначале (а не потом, как по стандартной технологии) достали верный PAA2 и занялись подгонкой АЧХ под свой вкус. Затем всё вернули на место, у хозяина свои предпочтения.
При нашей настройке высота сцены оказалась на уровне верхнего края торпедо, семь барабанов встали неплохо, но первые два всё же подслипались. Гуляющий саксофонист явно предпочитал оставаться в глубине сцены, не стараясь выдвинуться вперёд в конце своего соло, как обычно. Соло на удраных с «АудиоДоктора» прозвучало жестковато, главным образом, когда палочки переходили с пластика барабанов на медь тарелок. Подчёркнутая звонкость звучания вообще произвела впечатление органического свойства системы, даже звук разбиваемой лампочки накаливания был таким, как будто цоколь изготовили из бронзы и он тоже решил внести свой вклад в мелодический рисунок бытового происшествия. Басов было поначалу слишком много, после подстройки оказалось ровно столько, сколько нужно, причём в хорошем качестве, без гудения в верхнем секторе сабвуферного диапазона и с выразительным (это слышно на турецком барабане) суббасовым «дыханием».
Первый график — «хозяйская» настройка, середина и вправду сильно провалена, на этом фоне настырно рисуются верхние частоты в районе 5 — 6 кГц, кроме того, ясно видно, что уровень в сабвуферном канале существенно поднят по отношению к фронту, с перепадом уровня почти 10 дБ на частоте сопряжения. В ходе настройки выровняли середину, уняли средне-высокие частоты и опустили уровень сабвуфера. Над чем поработать, осталось и в этом варианте настройки, но это уже дело хозяйское, во всяком случае, теперь ясно, откуда берётся характерная окраска звучания. А басы и «на бумаге» оказались неплохи, даже очень.
Двухдиновая «голова» с экраном не побеспокоила ни главного (внизу), ни вспомогательного (наверху) «родных» дисплеев
Очень даже нешуточных размеров корпус сабвуфера под две 12-дюймовые головки полностью ушёл в подпольное пространство