Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ВЫСОТА И КРУТИЗНА
Это разные вещи, особенно хорошо это знают те, кто штурмует вершины.
В любом горном массиве много пиков, и самый высокий из них не всегда самый трудный. Бывает, что вершина ниже, но круче. Взять самый высокий (и самый известный) пик в Альпах — Монблан (Mont Blanc — не путать с авторучками, те пишутся в одно слово), первое восхождение на который было зафиксировано в 1786 году. А к горе Маттерхорн, что на 300 м ниже, никто и не пытался подступиться до 1857-го по причине её незаурядной крутизны.
Kenwood KDC-W8534Y • Alpine CDA-9857R • Clarion DXZ868RMP • Eclipse CD8445E • Pioneer DEH-P9800BT • MP3/WMA
В нашей отрасли каждая «команда альпинистов» выбирает свою вершину, и с ходу (да и не с ходу тоже) трудно сказать, какая из этих вершин выше, а какая — круче. Технические средства участников восхождения оценить проще, и при ближайшем рассмотрении оказывается, что от команды к команде снаряжение не очень-то и различается.
Стоп. Не всё так однозначно, во всяком случае, пока. Достичь вершины можно, в принципе, и без использования всех этих верёвок, крюков, карабинов и, извините, жумаров. Можно, к примеру, воспользоваться воздушным шаром. Но в этом разе слишком уж многое зависит от погоды, может статься, что вершина так и останется недостижимой, если ветер не тот. А можно — на вертолёте, здесь гарантий больше, но это недёшево, да и шума много.
Улавливаете аналогию? Мы ведь не раз писали, что создатели головных устройств высшего разбора идут двумя принципиально разными путями. В первом случае «голова» это только источник сигнала, источник чистый и не замутнённый дополнительной обработкой. Те, кто выбирает второй путь, включают в головное устройство максимальное количество средств обработки звука, иначе говоря, полноценный звуковой процессор (DSP). Первый путь — это своего рода воздушный шар: звуковой вершины можно достичь красиво и элегантно, а можно и не достичь вовсе — «ветер» в салоне не тот. Реализация второго пути тоже зависит от «погоды» в данном авто, но в куда меньшей степени, и результата, хотя бы частичного, можно добиться всегда. Хотя альпинизм на вертолёте — это в большей мере технология и экономика, нежели искусство и везение.
По понятным причинам в наш век господства технологий движение по первому пути становится всё менее оживлённым, и нетрудно предсказать, что в будущем трафик там прекратится вовсе. Отошли в прошлое такие легенды, как McIntosh 406 и Clarion 9255 (современный HX-D2, известный также как DRZ9255 — процессорный аппарат). «Чемпионские» Pioneer DEH-P9/90, хоть и «чисты» сами по себе, ориентированы на использование родственного процессора. Построенный по той же стратегической линии DVA-9990 (он же F#1 Status) от Alpine пока держится благодаря тому, что это DVD-ресивер. Ещё можно найти Nakamichi CD-700 II и Denon DCT-1, но это, кажется, всё, и новых таких уже не будет. Генеральная линия — на использование встроенных звуковых процессоров. (В этой связи кажется гениальной придумка инженеров Kenwood, позволяющая обойти звуковой процессор, причём на деле, а не на словах.) Тем более, насколько можно судить по результатам измерений, современные звуковые процессоры становятся всё более точными и широкополосными, а потому всё более прозрачными для звука. Возвращаясь на мгновение к нашей аналогии: вертолёты стали летать потише.
Впрочем, когда мы начнём знакомиться с участниками нынешнего теста, вы обнаружите, что двое из пяти не снабжены звуковым процессором в нашем понимании (то есть не обеспечивают установки временных задержек по каналам). Объяснение тому простое — топовые модели этой марки (с полноценным процессором) уже были в наших тестах, а те аппараты, которые представлены сегодня, стоят на ступеньку ниже, хотя и проходят по ценовому диапазону (по-старому он назывался «от 450 у.е.»). А у JVC и Panasonic мы уже «прошли» все головные устройства, которые могли попасть в этот ценовой диапазон, потому эти марки (слово «брэнды» я по-прежнему не люблю) и не представлены в этой группе.
Теперь можно нарисовать портрет типичного участника теста и одновременно отметить те особенности, которые будут подразумеваться как сами собой разумеющиеся. Начнём с того, что сразу видно невооружённым глазом. У дорогих «голов» и дисплеи соответствующие, в большинстве своём цветные, допускающие вывод и неподвижных, и бурно шевелящихся изображений. Так что, если размер журнальной полосы позволит, я буду об этом упоминать, если нет, можете быть уверены, картинок на дисплее много. Выходов у всех ровно столько, сколько надо, то есть три пары, и к этому в тексте возвращаться не будем. Входы Aux для подключения внешних устройств, как правило, прямые, их присутствие примем как норму. Если же прямых нет, то их можно организовать через шину с помощью соответствующего переходника, но вообще такой вариант в данном ценовом диапазоне будем считать минусом. Возможность подключения — тоже через соответствующий адаптер — к штатному управлению аудиосистемой автомобиля реализована почти у всех участников теста, но всё же наличие таковой будем пока считать плюсом. В тексте штатное управление я буду называть короче — «кнопками на руле». И в конце концов, недостаток места для описания столь непростых аппаратов вынуждает переходить на телеграфный стиль при знакомстве с функциями звукового процессора, за что заранее пардон. Если будет сказано, что, к примеру, временные задержки устанавливаются для пяти «динамиков» (извините за нестандартизованный термин), значит, имеются в виду два фронта, два тыла и сабвуфер, если для шести — значит, сабвуфера два или, если есть соответствующая информация в тексте, процессор работает с трёхполосной системой. Крутизна фильтра 0 дБ/окт. будет означать, что данный фильтр отключается, хотя не всегда можно явным образом установить крутизну в «0». Если не сказано иного, полосы параметрического эквалайзера и частоты среза фильтров располагаются с шагом 1/3 октавы, например 50/63/80/Е Гц. Тут, наверное, надо упомянуть разработки фирмы SRS, позволяющие, в частности, виртуально поднять звуковую сцену и встречающиеся (в разных вариантах) у всех бойцов «высшего дивизиона». В наиболее развитых вариантах система позволяет регулировать величину эффекта, фокусировку и пространственность сцены, вот до чего дело дошло… Система действительно эффективна, но к её описанию мы возвращаться не будем. У почти всех участников предусмотрено отключение микросхемы встроенных усилителей мощности, отсутствие такой опции будем сегодня рассматривать как минус, в этой категории техники включение акустики «от головы» — дурной тон, в отличие от других проявлений дурного тона, к счастью, нечастый.
Это те сокращения и условности, к которым мы прибегаем впервые. А теперь перейдём к умолчаниям традиционным. Считаем, что тюнер в RDS синхронизирует часы по коду CT, имеет режим поиска по 29 типам программ (PTY) и режим ожидания для News. Подразумеваем, что три банка пресетов предоставлено ЧМ-тюнеру и один — тюнеру АМ. Аналогично исходим из того, что проигрыватель CD отрабатывает все дополнительные режимы воспроизведения и что в нём реализованы все привычные сервисные функции (вроде «спрятать диск»). Конечно, все снабжены декодером CD-текста и тэгов mp3/WMA (если таки не все, то об этом будет сообщено). Если нет упоминания о других компрессированных форматах, аппарат декодирует файлы формата mp3 и WMA.
Кстати, в пределах сегодняшнего теста при подсчёте суммарного балла учитывалось только звучание на CD, а оценка за «компрессию» приводится в скобках, как мы делали пару лет назад. Почему? Ну, не верю я, что некто при выборе аппарата этой ценовой группы будет ориентироваться на качество воспроизведения компрессированных форматов. А прослушивание «компрессии» мы ограничили только mp3, исходя из того, что WMA, как правило, воспроизводится не лучше, а AAC интересен в первую очередь тем, кто экономит на битрейте. Как-то не вяжется с портретом потенциального покупателя таких «голов» стремление запихнуть 20 компактов на одну болванку.
Наконец, пришло время в очередной раз напомнить, что оценка за качество звучания в формате CD-DA не является абсолютной и «работает» в пределах данного теста. Все его фигуранты играют честнее (либо интереснее), чем подавляющее большинство аппаратов из более скромных ценовых групп, но друг перед другом у них подавляющего преимущества нет. Два аппарата, как показалось, выделяются на общем далеко не низком уровне (и то не на голову), они и получили повышенную оценку за звук.
Теперь, кажется, все нужные слова сказаны, можно начинать знакомиться с участниками высокотехнологичного восхождения.
МЁД & ДЁГОТЬ
На этот раз результаты оказались вполне предсказуемыми. Два участника из пяти — «верхние» модели, уже покорившие свою вершину, и они же набрали максимальное количество балов. Это Pioneer и Kenwood. Первый — «Лидер», второй — «Фаворит», всё в соответствии с «табелью о рангах». Ещё один процессорный аппарат, Eclipse, отстал от первых двух из-за характеристик тюнера. Возможно, что низкая чувствительность, это особенность лишь данного экземпляра, но тут уж ничего не попишешь. В том смысле, что писать надо как есть.