Студия Crazy People. Руководитель проекта Александр ЛЫСЕНКО
ТО, ЧТО ВНУТРИ
Наверняка помните, что сказал про выбор дорог старик О’Генри…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer RS-D7R
- Процессор: Pioneer DEQ-P9
- Измеритель уровня: McIntosh MPM 4000
- Усилители: Xtant 604, 2.2, Steg Q240.1
- Акустика: Boston Z6, ScanSpeak 12M/4630G00, Morel Supremo Piccolo
- Сабвуферы: Xetec G10XLS
Дело не в дороге, которую мы выбираем — то, что внутри нас, заставляет выбирать дорогу. Когда, по первоисточнику, произносились эти слова, рядом были припаркованы изрядно выдохшийся Боливар и не подлежащая ремонту гнедая со сломанной подвеской. Массовый и доступный транспорт в то время и в той стране, где жил автор бессмертного постулата свободы воли.
Интересно, подумал я, а мог бы О’Генри применить его к автомобилю? Первая, рефлекторная реакция: «Да что вы, это когда было…» Более детальная проверка показывает: мог бы, если бы захотел. Мог бы даже последние два года своей жизни ездить по Нью-Йорку на «Форде» модели «Т», массовом и доступном транспорте, сменившем на родине писателя гнедых и Боливаров. Хотя наверняка предпочёл более солидный автомобиль, если только не нашлось бы внутри чего-то, заставляющего выбрать именно эту машину…
Почему житель Воронежа твёрдо решил поставить музыкальную систему высшей категории в ВАЗ-2106 («Форд Т», или же гнедую российских просторов, как будет угодно), не известно никому. Когда «шаха» с воронежскими номерами приехала в студию Crazy People, главный по профилю студии (во всех смыслах, включая тот, про который вы сейчас подумали) провёл первые полчаса в попытках убедить заказчика для начала поменять гнедую хотя бы на Боливара с пробегом, нежели вгонять в эту машину систему с бюджетом, превышающим в разы стоимость её самой (это если бы она была новой, да не сегодня, а двадцать лет назад, да в металлике, с инжектором и на Pirelli). И в десятки раз, если как сейчас.
Источник в новой компоновке занял самое привилегированное положение
То, не известное нам, что внутри заказчика, заставляло его выбрать именно этот автомобиль, одержало верх, получив даже не совсем понятное, но логически структурированное объяснение: «Будут деньги на машину — куплю машину, а вот эти — на музыку…» Всё, здесь главный из Crazy выбросил полотенце за явным преимуществом.
Взялись за проект музыкальной системы, вопроса о машине более не касаясь. Мы постараемся сделать то же самое. Идея установки была такая: абсолютного, бескомпромиссного качества, строго аудио, без мультимедиа, караоке и тамагочи. Объём переделок в машине ничем не ограничивался, причём, что характерно, заказчик не настаивал на сохранении изысканного стиля и дорогой отделки салона, присущих этой модели автомобиля; то, что внутри него так настаивало на выборе машины, на этот раз отмолчалось.
Систему, в стиле, присущем студии, стали делать процессорной и поканальной. Источником стал топовый-выше-некуда Pioneer ODR RS-D7R, несмотря на иное имя, полностью совместимый с процессором DEQ-P9. Приготовленный по всем правилам и нарезанный на частотные полосы сигнал роздан на усилители, главный из них, четырёхканальный Xtant 604 — из уже ставшей старой, вернее — классической, линейки. Классическая природа Xtant 604 выражается кроме прочего и в том, что все его функции, связанные с обработкой сигнала, реализованы в виде специализированных модулей, устанавливаемых на основную плату. И если таких функций не требуется, модули не ставятся и аппарат приобретает вид «чистого» усилительного блока, вход-выход. Как в данном случае и требовалось, особенно в наиболее критичном СЧ/ВЧ-диапазоне, где собрались сверхпородистые излучатели: ScanSpeak Revelator на средних частотах и Morel Supremo Piccolo — на верхних. На НЧ-головки фронта работает двухканальный Xtant 2.2 из новой серии, последний аппарат — моноблок Steg 240.1 — отдан сабвуферам.
Руль, при котором (без гидроусилителя) ездить непросто, поставлен, чтобы не загораживать головное устройство
Компоновка фронтальной акустики отчасти тоже может быть названа классической, но лишь отчасти. Мидбасы — шестидюймовые Boston Z, установлены в дверях, работают на весь их объём, эта часть проекта оказалась менее тривиальной, чем можно было предположить, двери «классики» — кровавый кошмар установщика. Жёсткость опоры удалось создать зашивкой внутренней панели 3-миллиметровым алюминиевым листом, склонность хлипкой (и почти плоской) наружной панели к вибрациям — могучим многослойным демпфированием; больше всего хлопот доставило опускное стекло и тросы стеклоподъёмника. То самое, что изнутри заказчика подсказывало ему выбор решений, наотрез запретило установку электрических подъёмников, они остались «вёсельными», и чтобы устроить на отведенное место акустику, траекторию троса внутри двери пришлось существенно изменить.
Вообще, вот с этим, которое внутри, интересно было бы побеседовать отдельно, но не разбирать же ради этого заказчика «до металла», мы же не звери…
До металла вместо этого была разобрана машина, ставшая выбором невидимого советчика. «Укатана» вибродемпферами она была после этого, разумеется, вся и крайне решительно, это включало в себя (даже в особенности) и крышу, где, кроме собственно панели, были заглушены все поперечные лонжероны-усилители, а «тряпичная» обивка потолка заменена жёсткой, от «семёрки», с отдельным слоем вибропоглотителя.
Главные приборы: тахометр, спидометр и измеритель уровня McIntosh
ВАЗ-2107 — та же русская гнедая, но с квадратными глазами, стала и донором для новой приборной панели. Собственно пересадке подвергся только стальной каркас, его освободили от всех мягких тканей и нарастили новые. Необычная (скажем прямее: крайне необычная) архитектура новой приборной панели подчинена исключительно требованиям со стороны аудиосистемы, всё остальное было переведено в разряд вторичного. Что дала новая панель? Во-первых, полную симметрию, без горба над приборами там, где по звуку он совсем ни к чему. Во-вторых, возможность поставить среднечастотники именно там и так, как требовалось. В-третьих, перенос головного устройства в привилегированную зону, перед водителем. В-четвёртых, разместить пищалки тем единственным образом, который подходит для системы такого класса в машине с такой геометрией салона.
Новая приборная панель состоит из двух частей. Нижняя, с посадочными местами под головное устройство (слева), спидометр-тахометр (в центре) и прочие приборы (справа), собрана из отдельных деталей, изготовленных из листового полистирола Select Products. Вернее, так: из листовых заготовок выполнено всё плоское или разворачивающееся на плоскость, как тоннели крупных приборов. Рельефные детали, как подиумы мелких приборов, отформованы из стеклопластика.
Почему при всём объёме переделок стеклоподъёмники остались ручными? Спросите «то, что внутри»…
Нижняя часть торпедо несёт и главную (хотя и самую незаметную) акустическую нагрузку. В верхнюю её плоскость заформованы металлические опорные кольца под среднечастотники, а под ними сделаны изолированные объёмы примерно по литру на головку. Обводы боксов среднечастотников заданы полистироловыми стенками, по которым выклеена стеклопластиковая скорлупа, дающая искомую жёсткость объёмам.
По углам новой панели выполнены подиумы для пищалок, установленных, как вы не могли не приметить, довольно смело. Здесь, как выяснилось, по-другому нельзя. Среднечастотники, работающие на отражении от круто (в градусах) стоящего лобового стекла, фактически излучают «в лоб», их необходимо было поддержать ВЧ-излучателями, работающими в таком же режиме. Результат вы видели: два Supremo Piccolo устроились по углам торпедо с совершенно осевой ориентацией. Верхняя часть торпедо, выклеенная из «стекла» и обшитая кожей, закрывает всю акустическую начинку и придаёт результату завидный стиль.
На лицевой плоскости торпедо, помимо головного устройства, нашлось место и стрелочному индикатору уровня McIntosh, он присоединён в выходу СЧ четырёхканального усилителя.
Необычное положение пищалки обусловлено необычными условиями работы среднечастотника
Аппаратура в багажнике размещена главным образом в объёме плоского фальшпола, под ним к собственно полу багажника приклёпаны прямоугольные алюминиевые трубы, в которых и протянута вся проводка. Басовый Steg установлен «на спину» сабвуферному коробу, состоящему из двух изолированных объёмов по 16,5 л каждый. Ящики притянуты болтами к поперечному лонжерону кузова и «крестовине» за спинкой сиденья. В каждой из секций объёма живёт 10-дюймовая головка Xetec G10XLS (аналог Peerless XLS10). Верхняя панель новой полки, сращённая с корпусом сабвуфера, устроена таким образом, что доступ к головкам (после снятия защитной решётки, общей для двух головок) открывается из салона, если вдруг понадобится.
Зачем в полностью поканальной системе кроссоверы из компонентного набора Boston Z6 (по сторонам от басового «Стега»)? И не спрашивайте, это — наследие ранней, более простой версии системы, которое даже не заказчик, а уже знакомый вам его внутренний советчик попросил оставить — не мешает же.
В какой-то момент работы «то, что внутри» подсказывало решения заказчику, посоветовало подумать и об участии в соревнованиях, такая возможность была заложена в систему, с учётом новых правил и всякого такого. И судя по голосу системы, который нам довелось услышать, совет — более чем уместный…
Оба фронтальных усилителя размещены внутри плоского (но всё же объёмного) фальшпола с принудительной вентиляцией внутреннего объёма
Плоские (и разворачивающиеся на плоскость) части новой панели делались из полистирола, рельефные — из стеклопластика
Нижняя часть панели с гнёздами под приборы, источник и СЧ/ВЧ-излучатели
Стеклопластиковая основа верхней части панели
Главное назначение новой панели скрыто под ней: там отформованы, а потом вибродемпфированы изолированные объёмы для среднечастотников
Для дверей были сделаны новые жёсткие обивки, алюминиевая опорная плоскость под басовики и монолитные подиумы
Нижняя (и главная) часть нового торпедо: окончательная примерка
Опорное кольцо задало ориентацию пищалки, вокруг него был отформован объёмный подиум
Новая задняя полка устроена таким образом, чтобы доступ к сабвуферам открывался из салона после снятия «двухместной» защитной сетки
SQ
Звучание системы несколько смутило и её главного конструктора (по его же признанию). Впрочем, сказавши это, он вышел из машины, предоставив нам самим судить о звуке в автомобиле, ставшем элитным после установки аудионачинки. Звучание не просто впечатлило, уместнее сказать — поразило, честное слово. Например, когда мы говорим о локализации баса, морщимся, если часть звука идёт сзади, слега морщимся, если бас заливает весь салон, без разбору, и одобрительно киваем, когда бас идёт отчётливо спереди. В данном случае нижний (и весь остальной) бас оказался локализован даже по фронту звуковой сцены, собравшись около музыкантов, а не где придётся, такого ещё слышать не доводилось. Изумительна фокусировка голосов и инструментов, при этом особенно эффектно, когда диффузные призвуки буквально выстреливают из центра сцены и затихают где-то за боковыми стёклами. На соло ударника (дорожка 11 «АудиоДоктора») совершенно ясно не только где стоят барабаны, но и какие именно стоят, чуть ли не с лейблом и ценником. Тарелки расположились по идеальной дуге вокруг слушателя, как в учебнике. Оркестровая пьеса Шнитке звучит исключительно консерваторски, с великолепным реализмом, все до единого инструменты отрисованы в пространстве звуковой сцены, именно в пространстве, а не вдоль оси и даже не на плоскости. У вас нет «шахи» на продажу?..
RTA
А такое вы видали? Нет? Вот давайте вместе пройдёмся по оси частот снизу вверх. Две «десятки» дают нижний бас класса «без ограничений», даже с процентами на самых низких частотах, это притом что каждой из головок дано меньше 17 л объёма. Отсутствует столь привычный в автомобильных системах перепад уровня между фронтом и сабвуфером, и вообще угадать, где сопряжены полосы излучения, положительно невозможно. В общем, какой-то новый тип АЧХ, и, вероятно, уникальное звучание системы отчасти обусловлено и этим. Безусловно — отчасти, не АЧХ единой жив звук, но всё же возьмите на заметку…