Юрий ЕВТУШЕНКО. Измерения: Андрей КРЫЛОВ
Телевизор смотрите? С чего начинается захват здания силовым подразделением? С «фиксации» входов-выходов, попросту говоря, дверей. Так, чтобы посторонних к ним уже не подпускать.
Hyundai H-CSF62 • Audio Art Revolt S650 • Lightning Audio S4.65C • Velas Schopen 6.2 • Audio System MX 165 Plus • Challenger MXS-165 • Fusion PP-CM65 • Boston S60 • Canton RS 2.160 • Helix H 136
ГРУППА ЗАХВАТА
Тот факт, что продажи компонентной акустики опережают коаксиалы в разы, нас с вами давно не удивляет. Действительно, во времена «мрачного средневековья», когда салон автомобиля как бы и не рассчитывался под стереосистему, установка любой акустики являлась поступком, и тут можно было взвешенно оценивать как один, так и другой вариант. Теперь всё больше машин приходит из автосалона с компонентной акустикой. Или дырками для неё (что гораздо лучше), и в этом случае было бы немного странно заменить дурные компонентники хорошими (пусть и так) коаксиалами, кроме единичных, специальных случаев, когда акустика называется уже не коаксиальной, а как-нибудь пышнее: точечные излучатели, «интегры» и прочие «дуалы» с «концентриками».
В реальном мире факт остаётся фактом: в девяти случаях из десяти на фронты идут компонентные системы, коаксиальная же акустика используется в качестве тыловой «подзвучки» или совсем бюджетного, неутомительного в установке и настройке фронта в немудрёном автомобиле.
Демография компонентных систем довольно проста. Несмотря на существование овальных типоразмеров 6 х 9, 4 х 6 и 5 х 7 дюймов (и, в общем-то, всё), погоду делают акустические системы с круглыми мидбасами, притом «четвёрки» имеют довольно ограниченное хождение, которое было бы ещё более ограниченным, если бы не энтузиасты трёхполосных систем, пристраивающие компонентные «четвёрки» к басовикам подобающего калибра. А дальше так. В автомобилях европейских производителей места под акустику калибра 5 и 6 встречаются примерно с одинаковой вероятностью. В авангардных разработках Волжского автозавода предусмотрены места под акустику 13 см, и то не сразу: в «Калину» и стандартная «пятёрка» не лезет, это шикарное авто диктует моду на калибр эдак миллиметров 120. В машины из несносной Америки, Страны восходящего солнца и Утренней свежести идут, как правило, 16 — 17-сантиметровые (6 — 6,5 дюймов) мидбасы. Если в расчётах не пренебрегать динамикой продаж автотехники за Уралом, напрашивается вывод, что «шестёрки» должны в той или иной мере перетягивать рынок на свою сторону. Насколько сильно? В этом пусть разбираются маркетологи. Для нас достаточно констатировать, что недорогая акустика калибра 6 дюймов — это своего рода группа захвата рынка.
Эта тенденция усиливается и за счёт распространенного мнения, которое применительно к мидбасам гласит: чем они больше, тем лучше. Тут бы самое время не согласиться, развязать широкое обсуждение… Впрочем, даже если и не очень широкое, давайте с этого места поподробнее. Действительно, у мидбасов увеличенного размера (в данном случае — у «шестёрок» в сравнении с «пятёрками») имеется немало преимуществ. Это, во-первых, тенденция к росту отдачи вместе с ростом эффективной площади диффузора. (Чтобы тенденция реализовалась, масса подвижной системы головки должна расти медленнее, чем площадь диффузора, но это условие обычно соблюдается.) Однако следы борьбы за чувствительность акустики в нашей отрасли обнаружить вряд ли удастся, скорее, наоборот — проще повысить мощность усилителя, нежели чувствительность акустики. Есть и во-вторых. При том же звуковом давлении перемещение мидбаса с большей площадью диффузора будет меньше, а значит, меньше и искажения. А если в качестве ограничивающего фактора выбрать максимальное перемещение диффузора, то при его достижении звуковое давление окажется выше у более крупной головки. Тут каждый волен выбрать по вкусу: либо снижение искажений при данной громкости, либо рост максимального звукового давления при заданном уровне искажений. Но и это ещё не всё. Типичная частота резонанса с ростом калибра мидбаса снижается, и отсюда проистекает третий плюс — расширение полосы частот вниз, к басам. Но, как водится, плюсы и минусы идут нога в ногу и рука под руку (типа — ахтунг в вооружённых силах).
Первый из недостатков заключается в том, что направленные свойства излучателя также растут вместе с его диаметром. Известны очень несложные зависимости, и по ним можно определить граничную частоту, выше которой излучение головки становится направленным. По нашему практическому опыту измерений излучение шестидюймового мидбаса приобретает направленность выше 2 кГц, для «пятёрки» та же частота составляет около 2,6 кГц. Мелочи? А вот и нет. Во-первых, в нашей акустике в ходу высокая частота раздела полос, это не волюнтаризм, а вынужденная мера: у компактных пищалок высокая резонасная частота, частоту раздела надо загнать существенно, хотя бы на октаву, выше. Вот и считайте: резонанс пищалки 1,5 — 1,8 кГц (очень распространено), частота раздела — никак не ниже 3,5 кГц, чаще — выше, на круг (по той же статистике) 4,5 — 5,5. Во-вторых, слушатели упорно (хоть и не по своей воле) усаживаются с большим отклонением от оси излучения мидбаса. И тут уже совсем не маловажно, составит ли «направленный» участок частотной характеристики полторы октавы или только одну.
Вторая форма выплат за рост размеров диффузора — объём акустического оформления. Правда, в отличие от сабвуферов, ящики для мидбасов строят редко (хотя мы никому не советуем исключать такую возможность и не исключаем её сами при анализе технических характеристик головок). Но если «пятёрки» более или менее охотно размещаются в кикпанелях, то у «шестёрок» такая покладистость большая редкость — из десятка участников сегодняшнего теста для кикпанелей оказались пригодными примерно полтора, в том смысле, что один из двоих, будучи установлен в столь малый объём, по своим басовым возможностям становится ближе к среднечастотникам. Возвращаясь к тому, с чего начинали, можно сказать: большинство шестидюймовых мидбасов, подобно бойцам известных структур, сразу же «фиксируют» двери, никого туда уже не пуская.
Мне бы очень не хотелось, чтобы кто-то из читателей практиковал упрощённый подход: плюсов у «шестёрок» больше, чем минусов, значит, они лучше. Но, впрочем, и сложного здесь тоже ничего нет. Я бы сказал так: если надо, чтобы «громко и чисто», тут шестидюймовые мидбасы вне конкуренции, а вот получить точную середину и чёткую звуковую сцену проще будет с «пятёрками».
В завершение вводной части ещё одно наблюдение. Постоянные читатели, быть может, помнят, что ещё пару лет назад были нередки 16-сантиметровые мидбасы с увеличенным диаметром звуковой катушки — скажем, до 32 мм против обычных 25,4 мм. Такие мидбасы делаются и теперь, но, как правило, они входят в состав более дорогой акустики, цена на которую зашкаливает за верхнюю границу, установленную для сегодняшнего теста (по-старому диапазон назывался «до 150 у.е.»). Получается, что у недорогих шестидюймовых мидбасов тот же диаметр керна, звуковой катушки и полюсных наконечников, что и у «пятёрок», а магниты чаще всего делаются более крупными. Возможно, сказывается сила привычки (больше диффузор, больше магнит), хотя кто знает, может быть, китайские инженеры честно стараются поднять чувствительность динамиков. Но факт налицо: рост силового фактора вызывает снижение электрической и полной добротности головки. Простейший подсчёт показал, что для недорогих «пятёрок» из теста №3 средняя добротность была равна 0,866, а для их шестидюймовых аналогов мы получили 0,608. То, что многие из мидбасов, с которыми мы сегодня будем иметь дело, являются «ящичными», возражений не вызывает: двери для 16-сантиметровых мидбасов с эквивалентным объёмом 10 — 11 л — это ящик, а не акустический экран (фри-эйр). Но для троих участников из сегодняшней группы был бы оптимален более тесный бокс. И тут не вредно явным образом оговорить, какой оптимум мы имеем в виду.
Известно, что музыкальный рисунок баса, его рельеф, более выигрышно передаётся головками с полной добротностью Qtc (в ящике) ниже 0,6 или даже 0,5. То есть, если предполагается использование мидбасов без сабвуфера (а их басовый потенциал этого не исключает), можно оставить как есть. Но для хорошего сопряжения с сабвуфером желательно, чтобы верхний бас был отыгран мидбасом по возможности ровно, а для этого идеально подходит настройка Баттерворта с полной добротностью 0,707. В этом плане и следует понимать определение «оптимальный ящик».
И теперь быстренько напоминаем об обычных умолчаниях в описании конструкции компонентов системы — с учётом, естественно, особенностей мидбасов именно этого типоразмера. Корзина штампованная, это стандарт. Подвес резиновый, ширина 10 — 11 мм, это стандарт для данного калибра. Центральный колпачок выпуклый, пластиковый и жёсткий. Высота магнита 15 мм, отступлений от этого правила сегодня не было. Диаметр звуковой катушки, как уже было сказано, 25 мм. Подводящие контакты обычно традиционные «лопаточки», где попадутся отступления от этого правила, сразу подниму шум. Корпуса мидбасов калибра 165 мм располагают вполне достаточной площадью опорной поверхности, так что разработчики и не стремятся обеспечить дополнительную защиту от акустического короткого замыкания за счёт рамки решётки. Так что считаем, что: а) решётка есть и б) устанавливается она на мидбас сверху. Мембрана пищалки — мягкий купол, если из описания известно более конкретное «имя» материала, об этом тоже будет сказано в своё время и в нужном месте. В состав монтажного комплекта входит так называемая «чашка» — корпус для заглублённого монтажа (flush mount). Сегодня (а как дальше — поглядим) будем считать само собой разумеющимся, что пищалка способна поворачиваться во внешних корпусах на небольшой угол.
Собственно, на этом можно бы вводную часть и закончить. Но сложилась традиция, и я вновь привожу таблицу, отражающую зависимость эксцесса (попросту говоря, горба) на АЧХ от полной добротности Qtc мидбаса в оформлении.
Полная добротность | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
---|---|---|---|---|
Эксцесс, дБ | 0,8 | 1,3 | 1,8 | 2,4 |
Если добротность ниже баттервортовской (0,71), горб превращается в свою противоположность — затянутый в высокочастотную область (по отношению к частоте резонанса) спад АЧХ. Если добротность выше 0,71, но ниже 0,9, эксцесс существует, но величина его такова, что и говорить не стоит. В качестве одного из дисциплинирующих ограничений на объём ящика мы рассматриваем значение добротности, равное 1,2. Эксцесс 3 дБ, по нашим представлениям, это чересчур, а всё, что меньше — приемлемо.
МЁД & ДЁГОТЬ
Вообще нас предупреждали, что, взявшись за акустику, транснациональная (скажем так, а там уж вы сами соображайте) компания P.I.T. привлекает довольно серьёзные ресурсы к этапу её разработки. Так что полной неожиданностью выступление Challenger для нас не явилось. Дебютант соревнований, ставший и их победителем, продемонстрировал наиболее выдержанное, сбалансированное звучание в группе и построен на совесть. В условиях автомобильного салона и на фоне прозы жизни кое-кто, возможно, предпочтёт более яркий звук, дело ваше, но то, что играет Challenger, так и звучит на самом деле. Ну, в смысле очень похоже.
«Фаворит» — Lightning Audio, на редкость гармоничная по своим характеристикам акустика, не разочарует и тех, кому подавай сцену-баланс и прочее, и тех, кому всё это без басового фундамента как-то не в радость.
Претендентов на «Рекомендацию» сразу несколько. Из них наиболее предпочтительным по звучанию нам показался Audio Art. От двух других претендентов мы ожидали, вообще говоря, большего, у Boston разочаровала пищалка, у Audio System довольно несерьёзный для акустики этого типа и класса кроссовер. Видно, в такой ценовой группе эти брэнды чувствуют себя неуютно. Зато Velas, которому как раз привычнее среди «бюджетников», порадовал, очень солидная конструкция, даже не по деньгам, и очень неплохие «зачётные» показатели. Так что — тоже «Рекомендация».