Владимир РОМАНЕНКО, г. Бишкек, Республика Кыргызстан
В КИРГИЗИИ ТОЖЕ ЛЮБЯТ АВТОЗВУК
Как вы, наверное, уже догадались, я живу в столице Киргизии. Уже 37 лет, то есть — с самого начала биографии. И если вам интересно, могу кое-что рассказать.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + фронтальные сабвуферы + тыл + ЦК + сабвуфер
- Источники: Alpine CDA-9855R, Necvox RE 7469D
- Монитор Necvox RE 7469D
- Процессор Microlab
- Усилители: Alpine MRV-F540, MRD-M1005, Kenwood KAC-6202, Pioneer GM-3100T
- Акустика: Focal 130 V2, 160 V2, Hertz HX-200
- Сабвуфер: JBL P1520
Сначала — вообще как в нашей стране обстоят дела с автозвуком. Если в цифрах — примерно так: 95% автовладельцев любят автозвук, но платить деньги за него готовы лишь 10 — 15%. Немалую роль в этом играет то, что просто пойти и купить аппаратуру у нас невозможно, только под заказ и ждать. Во всей стране (между прочим, немаленькой, население — точно как в Финляндии плюс-минус 2%) нет ни одного официального дилера известных торговых марок. По неофициальным каналам к нам попадает техника Sony, Pioneer, Kenwood, JVC, в меньших объёмах — JBL, Infiniti, DLS и Alpine. Преобладает же китайский «ЧОН-ДУХ-ВОН». И всё же дело движется, до нас докатились и соревнования по автозвуку, последние прошли в Бишкеке осенью 2006. Неофициально, но по правилам EMMA. Моя работа, кстати, заняла там 2-е место по SQ в категории PRO600+. Недавно померил звуковое давление (приобрел себе Term-Lab, пока единственный в нашей стране экземпляр) — оказалось 138 дБ, можно продолжать работать.
А теперь — про ту самую машину, которая заняла призовое место. Я её делал почти год назад, вернее, начал — полтора года назад, работы заняли 6 месяцев. Люди, не наблюдавшие за ходом работы, уверенно предполагают, что все подиумы я заказал в Москве. А вот и нет… Всё, включая лакокрасочные работы, делалось в моём гараже, благо окраской автомобилей я профессионально занимался около 10 лет.
Главным требованием к этой системе была натуральность и объёмность звуковой сцены, прозрачность и мощность звучания. Один из критериев выбора акустики — бумажные диффузоры, более подробные сведения о моделях-кандидатах узнавал из вашего журнала, его в Киргизии достать можно. Непросто, но можно.
С фронтальной акустикой решил поэкспериментировать, сделав её по схеме 2-полосная плюс фронтальные сабвуферы. Основная акустика — компонентные Focal 130 V2, а на низах подмогу им обеспечивает пара Hertz HX-200.
В этой машине (Mercedes Vito, если кто не узнал) приборная панель здоровенная и находится далеко от слушателя, после долгих перемещений и прослушиваний и мидбасы, и пищалки разместились на ней. С пищалками особых проблем не было — сделал микроподиумы из шпатлевки, загрунтовал и покрасил, а с мидбасами было труднее: штатные места (под «десятки») расширил и сделал коробки из стеклопластика объёмом по 2 л, для чего пришлось менять геометрию воздуховодов, фото, к сожалению не сохранилось. Усилитель поместил под панелью возле бардачка на сварных кронштейнах. В кроссовер усилителя пришлось залезть с паяльником.
Кадр из фильма ужасов: мерседесовский «мультируль» под отечественной болгаркой
Двери: исходя из концепции выбрал сабы по параметрам Тиля — Смолла, перелопатив гору вариантов с помощью BASSBOX 5.1. Решил делать ФИ: корпус — фанера 18 мм плюс стеклопластик, объем нужен был 12 л, частота настройки 42 Гц. По расчёту это давало порт 50 мм длиной 220 мм. После теста с генератором сигналов порт укоротил до 180 мм и увеличил заполнение бокса синтепоном. Корпуса фронтальных сабвуферов разместились в бывших карманах накладок дверей, с креплением на металл. Накладка двери сделана из фанеры (кольцо для саба) и стеклошпатлевки, так, чтобы саб прикручивался к коробу сквозь накладку двери — для герметичности, а когда дверь закрыта замком, еще и для жесткости. Накладка покрашена под кожу. Каждая дверь потяжелела на 20 кг, петли могут выдержать и больше — проверено.
Кроме фронтальных в системе есть и задний сабвуфер. Его корпус сделан из фанеры толщиной 30 мм с двойной фронтальной стенкой, по типу оформления — это ФИ объёмом 70 л с настройкой на 25 Гц (выше было нельзя, объем салона приличный). Такая низкая частота настройки означала большую длину тоннеля, тем более что я решил для повышения эффективности и снижения струйных шумов поставить два тоннеля диаметром 100 мм каждый. Расчёт дал длину 930 мм. Тоже — каждый. Разместить такие длинные трубы стало возможно только после того, как я буквально завязал в узел каждый порт, с помощью стандартных элементов ПВХ-канализации.
Сверху сабвуфера находится объёмная фальшпанель, под ней смонтированы усилители, а в приподнятых «крыльях» — тыловая акустика, компонентные Focal 160 V2.
Личинки замков с дверных ручек убраны, открывание — только с пульта
В машине два источника сигнала: звуковой Alpine CDA9855 и мультимедийный NECVOX RE 7469D. Сигналы от них приходят в электронный коммутатор с независимыми выходными регуляторами уровней — фронт — тыл — саб, при этом Alpine имеет приоритет коммутации. Под торпедо, там, где раньше были подкассетники, разместились АС центрального канала, усилитель центрального канала, коммутатор и DTS-декодер, выдернутый из ресивера Microlab. Поскольку у NECVOX нет SPDIF-выхода, пришлось его создавать, я только недавно смог заказать подходящую микросхему. Для надёжного питания системы установлена вторая аккумуляторная батарея, а вся «сила» протянута проводами 2 GA. Руль с кнопками управления — с более поздней версии, и, как водится, он не подходил, пришлось его спиливать зачистной машинкой (кадр из фильма ужасов сохранился), а накладки рулевой колонки доводить до нужной пропорции и красить. Переходник с мультируля найти не удалось, пришлось скрещивать рулевые кнопки с пультом ДУ, а ИК-светодиод выводить в плафон освещения, встроенный в NECVOX. В общем, судите сами, любят ли автозвук в Киргизии…
Сверху центральной консоли теперь располагается динамик центрального канала
Рамка динамика интегрирована с облицовкой дисплея и коммандера
Внутри консоли разместились DTS-декодер, коммутатор и усилитель центрального канала
Штатная обивка двери прошла большой путь, пока не стала фазоинвертором фронтальных сабвуферов
Я первый и пока единственный обладатель Term Lab в республике
«Комбайн» Necvox установлен на потолке в подиуме из стеклопластика
Основа сабвуфера с боковыми «крыльями» для наиболее мощных усилителей
Примерка «полезной нагрузки» перед дальнейшими работами
Почти метровые тоннели загнуты самым причудливым образом
Внешняя оболочка отсека сабвуферов, усилителей и тыловой акустики выклеивается «по живому»
Агрегат в комплекте, но без отделки
Тыловая акустика «простреливает» салон независимо от положения задних сидений
Кормовой агрегат: краса и гордость системы…