Руководители проекта Евгений БРЫЗЖАТЫЙ, Игорь ДАВИДЧУК
Студия «Аверс-Центр», г. Киев
СРЕДСТВО ОТ КЛАУСТРОФОБИИ
До чего же любят в Америке большие внедорожники. Притом что дороги — по всей стране, а не только до столичного аэропорта…
- Тип системы: мультимедиа
- Состав: 3-полосный фронт + 3-полосный тыл + сабвуфер
- Источники: OEM, Pioneer DEH-P88RS
- Мониторы: OEM
- Усилители: Helix A4 Competition, Audio System Twister F4.380
- Акустика: Dynaudio Kit 340
- Сабвуфер: AD SW1000
Однако глядя на Infiniti QX56, начинаешь понимать, в чём дело. Дорога, не теряя качества, тянется из штата в штат, потом в следующий, потом… В общем, как в песне: from sea to shining sea. В таком путешествии дом на колесах более чем уместен…
Под маркой Infiniti выпускаются автомобили класса люкс, которые компания Nissan производит главным образом для североамериканского рынка. Полноразмерный внедорожник QX56 представляет собой улучшенную, более дорогую и качественную версию Nissan Armada. Размеры джипа вызывают сомнение: действительно ли это машина, которую можно водить, имея категорию В? Может, в водительском удостоверении была бы уместнее литера С, позволяющая управлять грузовиком (длина машины почти 5,3 м)? Внутри — тот же американский простор. Человеку, страдающему болезнью замкнутого пространства, приступ клаустрофобии не грозит. Свободно на всех трех рядах сидений. А если сложить последние два, то на образовавшейся площадке могла бы запросто припарковаться российская народная микролитражка «Ока» да и наша незалежная «Таврия», пожалуй, тоже. Одним словом, если размерами салона QX 56 и не дотягивает до всенародно любимого на Украине «маршрутного» микроавтобуса «Богдан А091», то будет побольше грузо-пассажирского Volkswagen Transporter.
В салоне есть все, что должно быть в дорогом и престижном автомобиле такого уровня. Начиная с раздельного климат-контроля даже для третьего ряда сидений, подогрева руля и сидений первого и второго рядов, приборной панели на светодиодах, обеспечивающих мягкую подсветку Fine Vision, и заканчивая видеокамерой заднего вида, навигационной системой с 7-дюймовым цветным монитором и DVD-центром для пассажиров задних сидений. Кресло водителя имеет десять регулировок, пассажирское — восемь. Можно отрегулировать и положение педалей. Бортовой компьютер запоминает информацию о положении не только сидений и педалей, но и зеркал заднего вида. Благодаря большой ширине кузова (2 м) в салоне с комфортом размещаются восемь человек (схема 2 + 3 + 3), а за счёт специальной конструкции второго и третьего рядов сидений при складывании их образуется абсолютно ровный пол багажного отделения.
Радикально нарушать дизайн центральной консоли было бы бессердечно, согласитесь
Центральную консоль украшают старомодные часы со стрелками. Чтобы руки водителя не скользили по рулевому колесу, параллельно древесине в отделке его обода идет кожаная обтяжка. Характерная черта всех заокеанских (независимо от океана) внедорожников — множество полочек, бардачков и подстаканников. Именно это создает ощущение уютного мобильного жилища, а не просто лакированного фургона. Для поддержания стиля джип получил 20-дюймовые колесные диски с эффектным хромированным покрытием.
Под капотом QX56 — V-образная «восьмерка» рабочим объемом 5,6 л мощностью 315 л.с. Двигатель агрегатируется с пятиступенчатой электронной автоматической коробкой передач. В режиме заднего привода автомобиль способен разгоняться до 100 км/ч за 8 — 9 с — беспрецедентный показатель для рамного джипа снаряженной массой около 2,5 т.
На борту внедорожника на заводе была установлена аудиосистема Bose класса «премиум» с десятью динамиками, конвертором Burr-Brown Digital Audio и жестким диском Music Box на 9,5 Гб. Для проигрывания файлов mp3 на передней панели есть слот для флэшки. Головное устройство системы встроено в центральную консоль, двухкомпонентная акустика фронта и тыла — в передние и задние двери соответственно. Сабвуфер располагался под передним правым пассажирским сиденьем.
Логотип марки стал составной частью нового дизайна сидений
Несмотря на раскрученность брэнда, продуктами которого оснащаются многие дорогие иномарки, озвучка джипа не устраивала его владельца, поэтому он и приехал в киевский «Аверс-центр». Видеочасть мультимедийной системы своими возможностями и качеством изображения заказчику, в принципе, подходила, но и её не миновали некоторые доработки. В штатном варианте фронтальный ЖК-монитор, интегрированный в центральную консоль, использовался как системный для отображения информации от бортового компьютера, навигационной системы или видеосигнала с камеры заднего вида. Изображение с DVD-проигрывателя можно было подать только на потолочный монитор, предназначенный для обслуживания пассажиров в задней зоне (на втором и третьем рядах сидений). Так положено в Америке, помешанной на безопасности и утверждённых правилах.
У нас (как и у вас) демократии молодые, а отношение к жизни — проще. И по просьбе владельца автомобиля специалисты центра ввели в видеосистему коммутатор, с помощью которого на передний системный монитор теперь также можно вывести картинку со штатного DVD-проигрывателя, так, чтобы кино с DVD смотреть и в передней зоне (с места водителя и переднего пассажира).
«На передовой»: мидрейндж и твитер фронта
Заказчик продемонстрировал свои ожидания в отношении качества звука будущей аудиосистемы Infiniti таким образом. Он предоставил в распоряжение инсталляторов другой свой автомобиль, Bentley (видно, на двух работах работает), и предложил добиться в салоне внедорожника такого же звучания, какое обеспечивает штатная заводская система (тоже, кстати, Bose) в салоне британского аристократа. Удобно, когда под рукой есть самодвижущийся личный эталон звучания, корректно поставить задачу — наполовину её решить. Для реализации второй половины решения установщики сначала сделали прикидочные расчеты, затем смакетировали систему в машине навесным монтажом и прослушали ее. Такое решение позволило окончательно выбрать компоненты и оптимальные места для их установки. Это было не так просто, поскольку салон автомобиля действительно далеко не идеален в акустическом отношении.
Новая аудиосистема QX56 построена неординарно: если трехполосным фронтом сейчас уже никого не удивишь, то трехполосный тыл с акустикой того же достоинства, что и фронтальная — не совсем стандартное решение, даже, пожалуй, своеобразный вызов общественному мнению. Впрочем, всему есть свое объяснение. Хозяин машины может быть как за рулем внедорожника, так и на втором-третьем рядах сидений в качестве VIP-пассажира. Поэтому он и решил оборудовать салон двумя зонами со звуком равноценного качества: передней, ориентированной на водителя и пассажира на «штурманском» сиденье, и задней, рассчитанной на седоков на втором и третьем рядах. Нужен, прежде всего, звук высокого качества. Класса «Бентли» и выше. Именно поэтому в автомобиле развернули стереосистему с сабвуфером, а не систему «киношного» звука 5.1, хотя салон и оборудован фронтальным и потолочным мониторами для просмотра DVD.
Ниша для ног подсвечена, а басовик в передней двери выглядит вполне уместным
Сначала инсталляторы попробовали использовать в качестве источника звука штатное головное устройство. Проверив систему в таком варианте, они убедились, что качество аудиосигнала с его линейных выходов явно ниже планки, установленной компонентами от Dynaudio, Audio Development, Helix и Audio System, выбранных для нового формата озвучки. Они хорошо зарекомендовали себя и были проверены опытным путем в других инсталляциях. Получить звук более высокого уровня со штатной «головой» явно не получалось. Поэтому решили ввести в систему новое головное устройство. Выбор пал на CD-ресивер Pioneer DEH-P88RS, зарекомендовавший себя отменно и повсеместно.
Штатную «голову» разработчики не вывели из системы. Напротив, они сделали коммутатор, который позволяет подавать на усилители аудиосигналы с линейных выходов и с новой «головы», и со штатной. Приоритет в выборе источника звука — по питанию. Такое решение позволило не только сохранить «дееспособность» головного устройства Bose, но и возможность управления аудиосистемой штатными кнопками, размещенными на спице руля.
Бокс под откидной крышкой центрального подлокотника по-братски поделили штатный DVD-проигрыватель и «тело» DEH-P88RS
Смонтировано новое головное устройство тоже нестандартно. Можно было бы врезать его в центральную консоль, но такая «победа» вряд ли досталась бы малой кровью. Во-первых, на панели консоли просто нет свободного места, и в таком варианте пришлось бы пожертвовать какими-то функциональными возможностями штатного управления системами автомобиля. Во-вторых, лицевая панель «восемьдесят восьмого» нарушила бы стильный заводской дизайн консоли. Принимая всё это во внимание, инсталляторы установили съёмную переднюю панель DEH-Р88RS на фронтальную поверхность небольшой консоли, размещённой на потолке между солнцезащитными козырьками. Расположенные там до доработки кнопки управления люком и боковыми задними стеклами отсека багажника перенесли на нижнюю поверхность консоли. Сам блок CD-ресивера поместили в бокс подлокотника между передними сиденьями под откидной крышкой и соединили с его лицевой панелью шлейфом. Раньше в подлокотнике был «прописан» только штатный DVD-проигрыватель. Пришлось ему потесниться, впрочем, с этим проблем не было. Такое решение обеспечило возможность доступа к органам управления ресивером с передних сидений и контроля его информационного дисплея. Оно небезупречно с точки зрения эргономики управления аудиосистемой с водительского места (особенно в движении), поэтому основным «управленцем» является комплектный пульт ДУ. С его помощью можно легко «разобраться» с системой и с задних рядов сидений.
Связке мидбас — мидрейндж доверили построить сцену в задней зоне
Фронт и тыл установщики построили по схеме, которую уже стало обычным называть «полупоканальной»: мидбасы трехкомпонентной акустики Dynaudio Kit Auto 340 снабжаются своей порцией музыкального материала с отдельных выходов четырехканального усилителя Helix A4 Competition, а твитеры и мидрейнджи обеспечиваются работой с двух других выходов через штатный кроссовер акустики. В этом варианте есть возможность настраивать мидбасовый канал отдельно. Конечно, можно было бы построить фронт и тыл по схеме поканального усиления. Необходимый для этого шестиканальный усилитель не проблема. Но такая система проиграла бы «полупоканальной» по мощности на канал, а заказчику хотелось качественного звука с хорошим запасом мощности. Поэтому и остановились на компромиссном решении.
Акустику от Dynaudio установщики выбрали потому, что уже применяли в других инсталляциях, и как отдельные динамики, и как комплектные системы.
Оба «кита» инсталлированы по-спортивному, в custom-стиле: динамики не спрятаны, а установлены открыто и защищены комплектными грилями черного цвета, которые резко выделяются на фоне обшивки салона. Головки фронтальной акустики смонтировали традиционно для трехполосных систем: драйверы — в передних дверях, среднечастотники — в уголках торпедо, ВЧ-излучатели — в стойках лобового стекла. Тыловые мидбасы и мидрейнджи разместили в задних дверях, а твитеры — в средних стойках.
Тыловой твитер встал в аккурат под ручкой на средней стойке
Карты передних и задних дверей полностью переделали, установив на них подиумы. НЧ-динамики фронта и тыла смонтировали с помощью переходных подиумов на внутренних филенках дверей, которые тоже пришлось переделать. Внутренние объемы дверей QX56 поистине огромны. Низкодобротным мидбасам в таком акустическом оформлении было не совсем уютно, и для них выклеили из стеклоткани специальные объемы около 10 л, шумоизолировав их несколькими слоями материала. Надо сказать, что обширные полости дверей достаточно плотно «нафаршированы» различным оборудованием и механизмами. Это ограничивало выгороженный для мидбасов объем, и самое беспроблемное в смысле монтажа место нашлось в нижней части дверей.
Фронтальные мидрейнджи работают на отражении от стекла. Эти среднечастотники купольного типа конструктивно оформлены в закрытых капсулах и не требуют особого объема акустического оформления. Поэтому их поместили в небольшие антирезонансные камеры, заглушенные синтепоном.
Направления излучений твитеров фронта (на средние стойки, ось — на уровне ушей) подобрали опытным путем, ориентируясь на наилучшее качество звука. Таким же образом подобрали направленность тыловых твитеров и мидрейнджей. Последние предварительно установили с помощью навесного монтажа и после серии прослушиваний определили положение, которое должны занимать среднечастотники, чтобы правильно выстроить звуковую сцену в задней зоне мобильного «концертного зала».
На этом месте панель управления CD-ресивера доступна и непосредственно, и с пульта ДУ, причём с пульта — отовсюду
Для сабвуфера выбрали 10-дюймовую головку AD. Для двух таких драйверов сделали закрытый ящик с двумя одинаковыми секциями объемом около 25 л каждая. Выбор типа акустического оформления саба и его оптимального объема установщики сделали, принимая во внимание рекомендации производителя и опираясь на собственные расчеты. «Литраж» уточнили по результатам прослушиваний. Корпус изготовили из ДСП и покрыли его снаружи листами фанеры толщиной 12 мм, посадив их на герметик. Затем этот «сэндвич» скрепили саморезами и обтянули кожей в стиле оформления салона. Диффузоры сабвуферных динамиков прикрыли защитными грилями черного цвета — как и у других головок системы. Для жесткости внутри корпуса между торцевыми стенками установили распорку — деревянный брус. Затем смонтировали перегородку, разделяющую ящик на две равные секции. Их обработали внутри поглощающими материалами: несколькими слоями битумной композиции, поверх которых уложили слой синтепона толщиной порядка 10 см, так, чтобы образовалась «волнообразная» звукопоглощающая структура.
Легкосъемный корпус сабвуфера крепится в отсеке багажника с помощью очень большой «липучки», покрывающей все днище ящика. Она надежно удерживает саб — сдвинуть его в горизонтальной плоскости практически невозможно даже при самом резком торможении. Снять корпус можно, подняв его вверх и хорошо упершись. Чтобы ловчее было упираться, на боковых стенках предусмотрены ручки. Сабвуфер подключается к системе гибким кабелем с разъемом типа 2РМ, который уже не один десяток лет применяется в армейской технике. При необходимости можно придвинуть ящик вплотную к левой стенке багажника, сложить правые задние сиденья, чтобы перевозить длинномерные предметы.
Потолочный монитор принцип действия заимствовал у чертика из табакерки
Если сабвуфер снять, то открывается доступ к штатному люку в полу багажника с защелкой. Под ним — полость, в которой на заводе оформили две ниши. В правой крепится небольшой набор инструментов и хранится чехол с «прикуривателем» — двумя силовыми кабелями с мощными зажимами-«крокодилами». С их помощью можно подключиться к аккумулятору другой машины и завести двигатель, если свой сел. В левой нише инсталляторы установили четырехканальный усилитель Audio System Twister F4.380, раскачивающий сабвуфер (два канала в мост на каждый динамик), и конденсатор поддержки аккумуляторной батареи Stinger емкостью 5 Ф. Корпуса усилителя и конденсатора врезали в декоративную панель, которую перетянули алькантарой в тон штатной обивки ниши.
Несмотря на то, что автомобиль крупногабаритный, в нем не так много свободного пространства, которое можно было бы использовать для размещения компонентов системы. Поэтому при ее инсталляции установщикам пришлось искать нестандартные решения. В салоне три ряда сидений, и, казалось бы, под ними без проблем можно разместить усилители. Но на втором и третьем рядах довольно часто находятся пассажиры. Кроме того, трансформируя салон под перевозку грузов, задние ряды сидений нужно раскладывать. Чтобы усилители не создавали дискомфорта пассажирам и не мешали манипуляциям с задними сиденьями, два из них, работающие на акустику фронта и тыла, разместили на потолке. Еще одно достоинство такого решения — очень удобный доступ к настройкам и регулировкам этих аппаратов.
Нет, это не салон аэробуса, это — мобильный театр на борту внедорожника
Разумеется, одним из критериев при выборе модели усилителей были габариты, и прежде всего — вертикальный размер. Остановились на Helix A4 Competition с установочной глубиной всего 35 мм. Для их монтажа на потолок из
3-миллиметровой стали изготовили специальные рамы, которые надежно зафиксировали болтами на потолочном лонжероне. На рамах закрепили усилители, установив заподлицо с их корпусами декоративные панели, обтянутые алькантарой в тон обшивки потолка. Верхние панели усилителей (теперь они «смотрят» вниз) выполнены из полупрозрачного дымчатого полистирола, сквозь который просматривается «начинка» девайсов. При подаче питания внутренние объемы их подсвечиваются красными светодиодами, которые конструкторы усилителя использовали в качестве стабилизирующих элементов схемы. Задуманные для декора, они, тем не менее, выглядят более чем эффектно.
Качество оформления интерьера Infiniti QX56 тоже не устраивало его владельца. Салон этого совсем не дешевого внедорожника был декорирован в основном пластиком. Было решено перетянуть салон немецкой кожей Schweizer и алькантарой. Дизайн-проект нового интерьера создали специалисты центра.
На потолке нашлось место даже для хранения беспроводных наушников
Поскольку под «родной» цветовой тон оказалось непросто подобрать материалы, то дизайнеры решили «поиграть» полутонами оливкового цвета. Это дало возможность освежить салон, сделать его нестандартным. Торпедо и карты дверей перетянули полностью, «привязав» оформление дверей к стилю, выбранному для торпедо. Тем самым дизайнеры как бы подчеркнули, что карты дверей — столь же важные элементы оформления салона, как и торпедо. Сиденья тоже полностью перетянули кожей оливкового оттенка и украсили крупными логотипами марки.
Перед началом работ салон полностью «раздели», начиная с демонтажа «баранки» и заканчивая последним болтом в багажном отделении. Сняли пластик и практически все детали оформления салона. Сделали полную шумоизоляцию дверей, потолка, багажного отделения и частичную — пола (в отсеке багажника). Торпедо в ходе работ демонтировали и изолировали материалами STP и Melsy. Для шумоизоляции дверей и потолка тоже использовали STP, нанесенный в два слоя, поролон, пропитанный смолой, и Splen. Багажное отделение изолировали битумной композицией швейцарского производства. Пластиковые детали перед их перетяжкой тоже обработали битумной композицией и Melsy. Этот материал в некоторых местах наносили в несколько слоев, поскольку заводские установочные зазоры были кое-где «вызывающими». Шумоизолировали и проклеили антискрипными материалами всю оставшуюся неперетянутой «пластмассу».
В этой инсталляции необходимо отметить следующее. Дизайнеры центра за счет полутонов основного цвета кожи и алькантары, использованных для перетяжки салона, создали эксклюзивный интерьер дорогого автомобиля представительского класса и в то же время сохранили его заводской стиль. Благодаря подбору качественных компонентов в машине удалось построить аудиосистему с высококачественным звуком в двух полноценных «концертных залах» передней и задней зон салона. Это полностью отвечает ожиданиям владельца автомобиля.
А за басы он ответит…
Сабвуферный «Твистер» и поддерживающий его 5-фарадный Stinger предпочли потолку нишу на дне багажника
SQ
Насколько инсталляторам удалось реализовать главную задумку этого амбициозного проекта — оборудовать салон полноразмерного внедорожника аудиосистемой с высококачественным звуком в двух зонах прослушивания: передней и задней? Сейчас узнаем.
Занимаем места водителя и правого пассажира в передней зоне (в «партере»), ставим диск. Звуковая сцена не упирается в торпедо, а выстроена над ним довольно высоко, примерно до 1/3 размера лобового стекла. Глубина её не рекордная, но панорама не воспринимается плоской. Зато по ширине сцене не хватает даже просторного салона — края её находятся где-то на уровне массивных зеркал заднего вида. Бас все-таки чуть убегает назад. Давайте простим ему это. Не забывайте, что на пространстве от сабвуфера до торпедо мог бы разместиться классический «жигуленок». Тем более что к «фактуре» баса претензий практически нет — плотный и динамичный, разве что с какой-то едва уловимой окраской и чуть «округлённый». Система звучит сбалансированно, динамика впечатляет, инструменты подаются достоверно. Нам показались несколько резковатыми высокие, но это кому как. Хорошо прорисован женский вокал, и с артикуляцией у него все в порядке. Мужской вокал надежен и хорошо сфокусирован. Поразило то, что практически не слышна тыловая акустика — настоящая подзвучка!
Если пересесть в заднюю зону и занять места в «бельэтаже» (на сиденьях второго ряда) или на «галерке» (в третьем ряду), то акустика «концертного зала» заметно меняется. Сцена сужается по ширине и не выходит за пределы салона, края ее находятся в районе средних стоек. По высоте она воспринимается чуть ниже — на уровне верхней кромки торпедо. Что ж, так и должно быть, ведь тыловые мидрейнджи размещены в задних дверях ниже, чем установленные в торпедо фронтальные среднечастотники. Саб воспринимается как «уже в оркестре», по тональному балансу связка сабвуфер/мидрейнджи выглядит лучше. Бас как-то «подбирается» и становится убедительнее. Главный сюрприз при прослушивании в этой зоне — большая глубина сцены: примерно от линии спинок передних сидений и до кромки торпедо. Мы рискнем объяснить этот феномен влиянием фронтальной акустики, это она тянет на себя «звуковое одеяло». Общее впечатление от прослушивания в задней зоне — звук заметно убедительнее и комфортнее, чем в «партере». Это вполне устраивает владельца автомобиля, ведь он чаще проводит время в пути всё-таки в качестве пассажира.