Марк ГАСАНОВ, измерения: Андрей КРЫЛОВ
МАЛЕНЬКИХ НЕ ОБИЖАТЬ!
Призыв, как кажется, не нуждающийся в объяснениях. Но уж если нужны объяснения — извольте…
Forsage C-03-8 • Audiotop WF 8.4 • Kicker CVR82 • Hertz HX 200.1 • CDT EF-80
Если оставаться в рамках социальной аналогии, то обижать маленьких нехорошо хотя бы потому, что в отличие от взрослых они, пусть и движимые лучшими из побуждений, делают часто не то. что хотят, а то, что могут. А что могут и чего не могут «младшенькие» в семействе сабвуферов, головки размера 200 мм?
Было уже говорено, и неоднократно, что от площади диффузора зависит, во-первых, чувствительность, во-вторых, максимальное звуковое давление и/или нелинейные искажения и, в-третьих, объём оформления. Не буду повторяться в рассуждениях, касающихся двух первых позиций, и сразу перейду к третьей. Эквивалентный объём, как отмечалось, с переходом к каждому следующему калибру головки возрастает грубо вдвое. Но на размер акустического оформления влияют все три «главных» параметра Тиля — Смолла, кроме эквивалентного объёма Vas, это частота собственного резонанса Fs и полная добротность Qts. Можно показать, что… (люблю это словосочетание, так же, как ещё одно: «как легко видеть…», их надо произносить, поправляя очки, а то не дойдёт). Так вот, можно показать (плюс полтора, «для близи»), что полная добротность сабвуферных головок с уменьшением их калибра имеет тенденцию к снижению, тогда как частота резонанса — к повышению. Оба фактора действуют в противоположные стороны (хотя и с разной интенсивностью), и потому мы ещё раз можем подтвердить, что необходимый объём акустического оформления для «восьмёрок» почти вдвое меньше, чем для «десяток». То есть там, где объём, отведённый под «звук», ограничен, использование экономных восьмидюймовых головок оправдано в первую очередь.
А если строгость ограничений по тем или иным причинам отпала? Непременно ли надо отказываться от «восьмёрки» и спешно обзаводиться 10 — 12-дюймовым аналогом? Альтернатива есть у любого решения, в данном случае лучшая — подобрать к «восьмёрке» пару. Два таких динамика встанут в тот же объём, что одна «десятка», а для двенадцатидюймового саба потребуется ящик вдвое больше. Это притом что суммарная площадь двух 200-миллиметровых диффузоров составит где-то 85% от эффективной площади «двенашки». Теперь вспомним, что звуковое давление определяется (кроме параметров среды) так называемой объёмной скоростью, а это произведение перемещения диффузора на его площадь и на частоту. Так что если конструкция «восьмёрок» допускает работу с таким же ходом диффузора, то пара их почти не уступит «двенашке» по звуковому давлению. Можно тот же результат повернуть иначе: у пары восьмидюймовых головок и искажения при заданном звуковом давлении будут не выше, чем у одной двенадцатидюймовой. Остался лишь один параметр, по которому головки «младшего» калибра уступают всем остальным — это чувствительность. Мы, кажется, смирились с тем, что восьмидюймовые головки пользуются «правом младшего» и работают с невысокой отдачей (чувствительностью). Или нет?
Да, чувствительность головки с восьмидюймовым диффузором при прочих равных условиях будет ниже, нежели у сабвуферов иных калибров. А если их взять две? Кажется невозможным, чтобы к.п.д. технического устройства зависел от того, сколько этих устройств взято. И тем не менее. Но тут нам опять придётся вспомнить формулу для вычисления чувствительности. С точностью до константы, характеризующей физические свойства среды (воздуха), чувствительность определяется дробью, в числителе которой силовой фактор Bl и площадь диффузора Sd, а в знаменателе — масса подвижной системы Mms и омическое сопротивление звуковой катушки Re (все параметры, кроме последнего, в квадрате). Представьте себе, что мы включили две головки последовательно: площадь диффузора увеличилась вдвое, Re — тоже, а их отношение стало вдвое больше. Так что к.п.д. как отношение акустической мощности к электрической возрос вдвое, а чувствительность (звуковое давление на ватт электрической мощности) стала выше на 3 дБ. Чудо? Нет, давно известный эффект, который по-английски называется mutual coupling (как по-русски — не знаю) и который заключается в том, что при удвоении числа головок и достаточно близком их расположении общая чувствительность возрастает на 3 дБ. Означенный эффект имеет определённые ограничения (он действует там, где произведение давления на объём остаётся константой), и это хорошо известно профессионалам от SPL, но при «нормальных» (до 140 дБ) звуковых давлениях он выполняется довольно строго. Что из этого следует? Если для двенадцатидюймового сабвуфера типичная чувствительность (в салоне!) 90 — 94 дБ, а для восьмидюймового — 86 — 90 дБ, то пара таких головок проиграет «двенашке» совсем немного.
Что же получается? Что маленькие, оказывается, могут делать всё им порученное не хуже больших? Даже, выходит, лучше: объём ящика под две «восьмёрки» будет намного меньше (мы продолжаем сравнивать с 12-дюймовой головкой). Чем-то за этот выигрыш придётся платить?
Деньгами. На подвиги, соразмерные с деяниями «больших», малыши способны, только собравшись в пары. А пара динамиков, пусть и меньшего калибра, обойдётся дороже, чем один. Впрочем, кто из нас жалеет деньги на себя, любимого, и на свои увлечения? И то, что восьмидюймовые головки не «метут» с прилавков, объясняется, наверное, недостаточной информированностью широких автозвуковых масс. Ну вот, теперь мы всех желающих проинформировали. Желающие «грузить сабвуферы парами» могут записываться. Записываться — потому, что с ходу прибрести 200-миллиметровый сабвуфер удастся не всегда, продавцы их стабильно обижают вниманием. Нехорошо, знаете ли…
В общем, не впервые мы видим, когда по-настоящему полезные вещи исчезают с рынка. В домашнем аудио это отдельно стоящие, одноформатные (и недорогие) CD-проигрыватели. У нас — автономные активные кроссоверы, притом что фильтры недорогих усилителей становятся ещё более кривыми, чем прежде. В общем, нам не без труда удалось набрать нужное количество «восьмёрок» даже на небольшой групповой тест.
А вот сейчас на фоне общего мажора придётся добавить несколько минорных нот. Похоже, что авторам разработок не всегда удаётся удержать рост частоты резонанса и одновременное снижение электрической (и полной) добротности «восьмёрок» в разумных рамках. Как результат, появляются головки с: а) отрицательным акустическим усилением при работе в ЗЯ (для этого оформления нормальным явлением мы считаем нулевое усиление) и б) сравнительно высокой граничной частотой для ФИ. Признак таких головок — высокое значение показателя EBP. Впрочем, «высокая» граничная частота — это не выше 35 Гц, так что весь информативный бас всё равно попадает в «область захвата» сабвуфера.
Постоянные читатели могут уже переворачивать страницу, сейчас начнётся уставное перечисление конструктивных особенностей сабвуферных головок, которые в описании конструкции будут подразумеваться по умолчанию. (Очередное разъяснение смысла приводимых в таблице параметров мы оставим до следующего раза.) Итак. Корпус считается штампованным, если ничего не сказано насчёт литья. Подвес резиновый, если… в общем, резиновый. Стандартная высота магнита 20 мм. Нижняя шайба магнитной системы снабжена внутренней проточкой, предохраняющей звуковую катушку от удара и повреждения — присутствие такой проточки выдаёт характерный конический прилив на шайбе либо (реже) — выпуклая форма её поверхности. Центральный колпачок пластиковый и выпуклый. Центрирующая шайба плоская с регулярной формой гофров. Контактные зажимы пружинного типа. С умолчаниями, кажется, покончено. Но что-то давно я не напоминал о трёх способах укладки гибких проводов и соединения их с выводами звуковой катушки, так что придётся это сделать сейчас. Первый способ предусматривает прошивку проводов сквозь материал диффузора, фиксацию компаундом и сочленение с выводами катушки непосредственно на конусе (обычно — под центральным колпачком). Этот способ долгие годы оставался единственным, пока не были разработаны компаунды (клеи) повышенной прочности, позволяющие обойтись без нарушения целостности диффузора. При таком конструктивном варианте гибкие провода могут быть зафиксированы снаружи на конусе или (реже) непосредственно на каркасе звуковой катушки. По надёжности соединения наиболее прогрессивным считается третий способ, при котором подводящие провода фиксируются на центрирующей шайбе (клеем или шитьём) или же заранее вплетаются в материал шайбы при её изготовлении. Впрочем, действительная надёжность соединения определяется не только его способом, но и качеством материалов и конкретного исполнения, и дать какую-то информацию по этим показателям могут лишь длительные «ходовые испытания». Такие испытания, конечно же, находятся за пределами возможностей любого периодического издания. Да и вообще по отношению к маленьким, да ещё, как выясняется, редким это как-то бестактно. Давайте лучше позволим им делать то, что они могут…
МЁД & ДЁГОТЬ
Удачный получился сабвуфер у Audiotop, акустика этой фирмы на нас впечатление производила куда менее выигрышное. Здесь — кругом всё получилось, искажения низкие и АЧХ отличная, и оформление компактное. Два других претендента на награды — максимально непохожие друг на друга CDT и Hertz. Один — намеренно и подчёркнуто низкодобротный, под микроскопические объёмы, другой идеально заточен под free air, хотя и в ящике разумного (но не минимального) размера тоже не задохнётся. Оба получают звание «Фаворита», так будет справедливо.