НА 2DIN ВПЕРЕДИ КОНКУРЕНТОВ
Хорошо, когда знаешь: от этой фирмы не приходится ждать сюрпризов. Alpine — как раз такая. Из года в год она приносит на рынок новинки, даже мысль о которых не успела закрасться в головы конкурентов. Меньше года назад именно Карстен Рот, помощник директора по маркетингу европейской штаб-квартиры Alpine, принимал приз EISA за лучшую инновацию в автомобильной электронике. Есть ли заявки на победу в этом году?
К.Р.: Есть. И не я один так думаю. В 2007 году у нас появилось много принципиально новых разработок и целый ряд компаний, оперирующих на рынке пяти главнейших европейских стран уже в течение 15 — 20 лет, после того, как Alpine представил модельный ряд 2007 года, сказали, что это действительно исключительно конкурентоспособный ряд продуктов.
Ю.Е.: А конкуренты тоже так думают? Кстати, кто для Alpine из них главный?
К.Р.: Вероятно, только Pioneer. У нас с ними очень хорошо налажены связь и взаимоотношения. Как и мы, они усиленно инвестируют в мобильную электронику с тех пор, как поняли, что такие направления, как, например, плазма, не дают прибыли вовсе. Правда, за прошедшее время у них накопились некоторые проблемы, в частности, нет таких мультимедийных продуктов, как потолочные мониторы. И такой разработки, как Vehicle Hub, признанной экспертами EISA лучшим решением по интеграции компонентов афтермаркет в штатную систему современного автомобиля.
Ю.Е.: Однако у Pioneer (и не только) первое место по объёму продаж занимают самые дешёвые головные устройства по цене порядка сотни евро. У «Алпайна» таких нет.
К.Р.: Действительно, в странах большой европейской пятёрки (Германия, Франция, Италия, Англия, Испания) за последний год средняя цена проданных головных устройств снизилась со 189 до 142 евро. Это не только результат давления со стороны дешёвых корейских брэндов, но и следствие ценовой политики недорогих японских, таких как Panasonic, JVC, Kenwood. В Германии они стартуют с 69 евро, а наши цены только начинаются примерно с 129. Но политика «Алпайна», и если хотите, философия, заключается в том, что каждая продажа — это обязательство. И это означает, что мы приложили все усилия, чтобы разработать и изготовить продукт, обладающий надлежащей надёжностью и качеством. Мы не сможем брать на себя такие гарантии, если конечная цена продукта будет 99 евро или ниже.
Ю.Е.: Ну, этого не может гарантировать никто, а не только Alpine… И всё-таки, как у вас распределяется объём продаж по ценовым категориям?
К.Р.: Продажи всегда имеют форму пирамиды. Самые доступные аппараты (до 99 евро) это 40%, от 200 до 300 евро — ещё 30%, дальше идут более сложные устройства, включая DVD-ресиверы, и на их долю приходится около 1/5 от количества продаж. А ещё выше — топовый сегмент, здесь у Alpine всегда были сильные позиции, в этой категории продаётся до 10% головных устройств.
Ю.Е.: А сравнима ли доходность этих секторов, или всё-таки основной доход приходится на нижний ценовой сектор?
К.Р.: Если речь идёт о прибыли, то основная приходится на средний сегмент. Ибо те инвестиции, которые вносятся в разработку верхнего сегмента, весьма значительны. К примеру, в этом году мы представляем головное устройство 9887 с принципиально новой системой оптимизации звукового поля в автомобиле Imprint. Может оказаться, что оно вообще невыгодно, но откроет для нас новую нишу, а прибыль мы получим спустя год или два. Мы создаём новые тенденции и направления на рынке и потому занимаем лидирующие позиции. Лучший пример – это F#1 Status. Очень много сил и средств было вложено в разработку и производство этих компонентов, если бы мы хотели получить от них немедленную прибыль, то цены были бы ещё выше, чем сейчас. Но целью было создать лучшую в мире систему для автомобиля и дать ей наше имя. Этой цели мы, как мне кажется, достигли.
Ю.Е.: Традиционный вопрос, который я задаю представителям вашей компании, касается разработок головных устройств с HDD. Такое было подготовлено для японского рынка. Будет ли что-то похожее для Европы?
К.Р.: Нет. Однозначно нет. Мы пытались представить ту же модель на австралийском рынке и добились очень незначительных успехов. Время для таких устройств ушло, и не по нашей вине. Рынок HDD прочно занял iPod. Это вещь, которую вы можете взять куда угодно и использовать везде: на улице, дома или в авто. Жёсткий диск теперь — это iPod, и в другом виде рынок его не примет.
Ю.Е.: Во время презентации новых продуктов я обратил внимание: в прогнозах продаж был сектор Personal Navigation OEM. Как это может ужиться в одном продукте?
К.Р.: Может, и вот как. Как только на рынок просочилась первая информация о том, что у нас разработана носимая навигационная система с док-станцией, мы сразу же получили сигнал от «Мерседеса»: «Это как раз то, что нам надо, конкретно – для той прослойки потребителей, которые интересуются машинами E-классса. Активные люди перемещаются, летают, и им нужно устройство, которое можно иметь и в своей машине, и в прокатной. Сделайте нам такое для E-класса 2009 года, к примеру». Возможно, сделаем, но мы пошли ещё дальше: на выставке CES в Лас-Вегасе представили двухдиновое головное устройство, у которого док-станция встроена внутрь мультимедиа-станции. Когда портативный навигационный блок установлен внутрь, информация выводится на большой экран, система превращается в стационарную, а при необходимости портативную часть можно вытащить и пользоваться ею автономно. Мы это называем Direct Dock, конкурентов у такой системы ещё долго не будет.
Ю.Е.: Тогда снова про вашего главного конкурента. Большинство производителей car audio делают головные устройства с USB достаточно дешёвыми. Исключений ровно два: Alpine и Pioneer. У того и другого CD-ресиверы с USB — аппараты, находящиеся вблизи вершины модельного ряда: Pioneer P7900 и Alpine X-001. Почему?
К.Р.: Здесь прямое сопоставление неправомерно. Alpine X-001 — это не просто аппарат с USB. Это принципиально новая модель, рассчитанная исключительно на современные носители, такие как новые iPod’ы и другие портативные плееры последнего поколения, ведь у X-001 вообще нет дискового транспорта. Что же касается USB в бюджетных аппаратах, по моему мнению, рынок у такого интерфейса очень небольшой. Потому что если мы говорим о других источниках в машине, помимо CD или DVD, то большую часть занимает всё-таки iPod, меньшую — все другие mp3-плееры. Большинство из них имеют на выходе не USB, а обычный Mini-jack. В аппаратах 2007 можно подключить внешний источник либо кабелем для «ай-Пода», либо по Bluetooth, либо через Mini-jack. Так мы перекрываем 95% возможных вариантов. Для оставшейся небольшой доли у нас есть USB-адаптер модели 620M.
Ю.Е.: А не заканчивается ли увлечение iPod?
К.Р.: Скорее, наоборот, «айподомания» будет развиваться дальше и уходить в сторону видео. Такие плееры будут встраиваться в мобильные телефоны, которые станут называться iPhone. Скорее всего, на смену mp3 придут другие форматы, чисто звуковые устройства будут вытеснены аудиовизуальными. И при этом они будут становиться всё доступнее, а наша задача — не отстать от сверхмобильного аудио и видео.