Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
КОНЦЕРТ ДЛЯ USB С ОРКЕСТРОМ
Чтобы не было непоняток, договоримся сразу: заголовок не означает, что я готов рассматривать флэшку USB как музыкальный инструмент. Просто мы сегодня будем использовать этот носитель для музыки, в том числе и оркестровой. В смысле, что оркестр у него — с собой.
Hyundai H-CDM8030 • Kenwood KDC-W4537UGY • Clarion DB568RUSB • Sony CD-GT617UE • JVC KD-G737EE • Pioneer DEH-P7900UB • Звучание
Идея проведения подобного теста родилась вполне предсказуемо: как только в головных устройствах появляется новая функция, возникает соблазн вывести такие «головы» в отдельную категорию и устроить для них персональный «заезд». Помнится, в 2002 году мы провели тест для CD-ресиверов с декодером mp3 — таких тогда ещё было немного. Но в сезоне 2004 уже больше половины CD-ресиверов «носили» mp3, а в линейке 2005 года половина аппаратов с «компрессией» были оснащены и декодером WMA. Тогда же, в 2005-м, нам впервые попалась «голова» с декодером AAC — в роли пионера выступил Pioneer, но надо сказать, что CD-ресиверы Kenwood в плане AAC пионерам не уступали. С прошлого, 2006 года отсутствие в CD-ресиверах декодеров mp3/WMA является большой редкостью, а способность справляться с файлами AAC, напротив, редкостью быть перестала.
Любопытно было бы понять, повторится ли эта история с «хабом» USB? С одной стороны, предпосылки к этому имеются. Выйдя на «звуковую сцену» на рубеже 2005 и 2006 годов, год спустя «головы» с USB стали довольно многочисленны. Действительно, несмотря на существование огромного количества форматов карт памяти (а может, как раз благодаря этому), только флэшки стали действительно массовыми и потому фактически наиболее доступными (в расчёте на единицу памяти). Но, как можно заметить, гранды отрасли совсем не стремятся оснастить концентратором USB каждый аппарат в линейке. Одной из причин этого может служить фактор эстетический, относительно крупная флэшка, торчащая из панели управления, нарушает привычную гармонию, есть наверняка и другие причины, например, трудность (или невозможность) защиты контента от перезаписи, если «музыка» будет продаваться в готовом виде на USB. Наверное, для кого-то такая постановка вопроса покажется неожиданной, если не надуманной. Но всё же давайте представим себе, что эра 12-сантиметровых дисков заканчивается. С ролью техники переходного периода успешно справляется iPod и ему подобные — устройства с миниатюрными жёсткими дисками. А когда прогрессивная часть человечества перейдёт на твердотельные носители, какая-то часть её предпочтёт купить в магазине красочно оформленный фирменный «кристалл», нежели самому заполнять носитель, используя сетевые возможности. И, наверное, такой носитель будет больше похож на какую-то из карт SD/MMC/MS.
Если обычно, когда в тестах CD-ресиверов нам попадается аппарат с USB, мы лишь ограничиваемся сообщением о том, что такой «хаб» имеется, то ещё до начала работы над нынешним тестом стало ясно, что тут нам никак не обойтись без прослушивания «звучания» флэш-памяти. Для этого на твердотельные устройства были записаны те же самые файлы в форматах mp3, WMA, AAC и даже WAV, которые нами используются для оценки звучания — объёма 1 Гб оказалось более чем. Должен сказать, что прослушивание превратилось в длительный и кропотливый труд: три формата, в каждом два-три битрейта, и ещё на двух носителях. Это кроме обычного CDDA (компакт-диска) и файлов WAV (которые, к счастью, на флэшках читаются редко). И на этом этапе самое неприятное, что можно придумать, это когда головное устройство не очень внятно показывает, какой источник в данном случае работает. Да, кстати, многие «головы» считывают папки с USB в изменённом порядке, что тоже удобства пользования не добавляет.
Уже вскоре после начала слушаний мы обнаружили, что USB звучит не совсем так, как диск. Можно, конечно, означенный факт свести к расхожей мудрости «на звук влияет всё» и на этом успокоиться. Но попробуем разобраться. У флэшки, как и у любого твёрдотельного носителя, нет джиттера, и, как следствие, звучание должно стать прозрачнее. Но такого эффекта не обнаружено, чаще, наоборот, от своих «дисковых» двойников файлы, воспроизводимые с USB, отличались сниженной чёткостью и детальностью. Почему? Давайте посмотрим, как считываются данные с USB.
Универсальная последовательная шина (Universal Serial Bus — USB) потому и последовательная, что данные в ней передаются одним разрядом, для которого используются два провода: D+ и D-. Ещё два провода применяются для передачи питания шины Vbus и его (питания) «земли». Всё, других проводов нет, точнее, пятый провод по стандарту существует, но он в системе A-B не используется. Теперь придётся немного отвлечься, чтобы разъяснить, что такое устройство A и устройство B. А — это всегда «хозяин» (например, компьютер), В — это всегда «слэйв», то есть периферийное устройство. Теперь вам должно быть понятно, почему «дырка» в компьютере называется USB Standard A, а наконечник флэшки — это Standard B. В цифровой фотокамере мы видим гнездо Mini-B. А теперь появились ещё более компактные соединители USB Micro A, и, кстати, для этих новомодных соединителей предусмотрен новый протокол HNP, позволяющий «хозяину» и «слэйву» меняться местами, так что теперь говорят, что устройство A является главным на момент установления соединения, а устройство B на момент соединения является периферийным.
И всё же, пока мы находимся в рамках общеупотребительного протокола SRP, передачей данных управляет устройство А. Как управляет? А у него для этого есть единственная возможность — менять напряжение шины Vbus. Нулевое напряжение — обмен закрыт, напряжение ниже некоторого порога — передача данных а одну сторону, выше его — в другую, а выше второго порога — стирание. Обратите внимание, никакого тактового генератора и прочих глупостей с синхронизацией: флэшка выдаёт (или принимает, но этот случай нас сейчас не интересует) данные с той скоростью, с которой может. Если компьютер способен принять данные с такой скоростью, то больше ему ничего и не надо, но для аудиоданных требуется вполне определённая скорость потока и куда более низкая, чем рабочая скорость USB накопителя (здесь медленный обмен — до 12 Мб/с, быстрый — до 480 Мб/с). А значит, в плеере используется дополнительный буфер для файлов, записанных в любом формате, в том числе и WAV. Теперь вспомним, что в любом компрессированном формате отдельно взятый отсчёт (в отличие от прямой записи PCM) не определяет величину «сигнала» в данный момент, форма его определяется по совокупности данных, объединённых в блок, называемый фреймом. В mp3, к примеру, передаётся 82 фрейма в секунду, но частота их может варьироваться. Буфер декодера обращается с фреймами аккуратно, это его работа. Но вот как будет «делить» данные различных форматов буфер обмена USB — неизвестно. Его задача — не потерять данные, и он их не потеряет, но декодер, скорее всего, не сможет «склеить» две части фрейма и «восстановит» его из соседних.
Впрочем, это лишь одно из предположений, возможно, что действительные причины деградации данных кроются в другом. Тем не менее нам не попалось такой «головы», которая воспроизводила бы файлы с USB лучше, чем с диска, встречались лишь такие, которые проигрывали «флэшку с оркестром» не хуже, чем это делал дисковый плеер. Кстати, оценка за звук сегодня выставлялась по трём сегментам: CDDA (простой компакт-диск), ROM (компрессированные форматы на диске) и USB (понятно, да?). Вторая и третья оценки давались по тому формату, с которым, на наш взгляд, данный аппарат справлялся лучше.
Мы попытались получить какую-то объективную информацию о результатах работы декодеров, и для этого подготовили запись розового шума в форматах mp3 и WMA с битрейтом 128 Кбит/с. Спектрограмма исходного файла (с диска, в формате PCM) в диапазоне до 30 кГц выглядит так, как показано на рисунке. Для каждого из испытуемых мы воспроизвели соответствующие файлы (mp3 и WMA), и спектрограммы их вы сможете увидеть в тесте. Нарушение монотонности спада (с ростом частоты) как раз и означает компрессию. В файлах WMA чаще всего (но не всегда, между прочим), хорошо заметно ограничение диапазона на частоте около 16 кГц. А ещё видно, что относительный уровень высокочастотных помех (выше 20 кГц) не намного ниже -30 дБ. Наверное, можно было подготовить сигналограмму, которая позволила бы узнать о декодере побольше, но это как-нибудь в другой раз.
В одном уважаемом издании есть такая рубрика: «Я не понимаю». Мне это непозволительно, не для того здесь сижу. Поэтому я понимаю, почему представительства фирм — грандов нашей отрасли выдают прессе на тестирование так называемые «сэмплы» (предсерийные версии): аппараты новой линейки надо засветить как можно раньше. Понимаю я также, почему работники отдела маркетинга «метрополии» пускают в дело даже откровенно недоношенные образцы, ограничившись наклейкой «Not for sale» («Не для продажи»). Но мне (уже как трудящемуся гражданину) это понимание не нравится. Мы же здесь теряем уйму времени на фиксацию неработающих функций аппаратов, а потом вынуждены писать в тесте, что это, типа, не важно, поскольку перед нами «сэмпл». А реноме таких марок, как JVC или Pioneer, что, от этого не страдает?
Как правило, аппараты, снабжённые «хабом» USB, не отличаются большой сложностью. Даже последний участник, хотя и заметно дороже остальных «коллег», по меркам фирмы оснащён тоже не эксклюзивно. При этом мы не стали брать в группу самую доступную технику, стараясь удерживаться в рамках от 5200 до 8000 рублей (примерно от 200 до 300 старых у.е.). За эти деньги можем рассчитывать получить аппарат с двумя парами выходов и, разумеется, линейным входом Aux (iPod никто не отменял и теперь уже, наверное, не отменит). Конечно, пульт ДУ, диммер и RDS-тюнер. Кстати, если диммер в аппарате только автоматический, то для нас это не такой большой недостаток, как кажется. Просто управляющий провод надо не подсоединять к выключателю габаритов, а выводить на отдельную кнопку. Тюнер при работе в RDS должен по умолчанию осуществлять поиск станций по всем 29 стандартизованным типам программ (PTY), ожидание по News и синхронизацию часов по коду CT. Дисковый плеер теперь (в 2007 году) уже должен читать CD-текст — не потому, кстати, что на всех фирменных дисках он есть, а потому, что при записи на болванки серьёзные люди без текста не обходятся, как в большинстве случаев, задействуют (хотя бы частично) и тэги в mp3. А потому CD-ресиверы без тэгов (кроме уже совсем малобюджетных) — это не дело.
Итак, занавес. Увертюра закончилась, начинается концерт для USB с оркестром.
МЁД & ДЁГОТЬ
Сенсаций не случилось, да и не ожидалось. Первенство, оправдывая имя, держит Pioneer: у него качественные декодеры компрессированных форматов, включая AAC, повышенный уровень оснащения. Минус, по сути, один — шумы тюнера. Но это нынче вроде даже и не совсем минус, а просто характерная особенность техники, стесняющейся аналогового тюнера в век цифры. Sony — тоже серьёзный аппарат. Правда, по субъективной оценке он слегка уступает «Лидеру» по качеству звука. Поэтому-то он не «Лидер», а «Фаворит». Правда, если соображения цены вам не безразличны, эти двое могут даже поменяться ступеньками. Лишь ещё один участник сумел по суммарной оценке близко подойти к победителям. Им оказался JVC, который и получает нашу «Рекомендацию».