Вячеслав МЕРКУЛОВ. г. Озерск, Челябинской области
ГРАЖДАНЕ СУДЬИ!
Дело было шесть лет назад. Тогда в «А3» (в ту пору — неофициально, официально — «АвтоЗвуке») №1/2001 в рубрике «Из ящика» был напечатан мой материал «Первые шаги». По нему тогда меня и нашли…
Команда Озёрска, я — со знаменем города
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA 9833R
- Усилители: MacAudio Pulsar 4, Impulse SD-520, SD-1500
- Акустика: Dynaudio System 340
- Сабвуфер: Infinity Kappa Perfect 12.1
Схема в том виде, как она будет представлена судьям. Для них приготовлена и вторая, касающаяся силовой проводки
Предисловие: охотники за чашками
Нашли люди, неравнодушные к автозвуку. Самые искушенные из них теперь мои друзья, другие просто улучшили звучание своих аудиосистем и поминают меня добрым словом. Я же, пусть и спустя немало лет, по-прежнему трачу всё свободное время на постижение автозвука, так сказать, в поисках «Чаши Грааля» (на вопрос жены, чем я занимаюсь в гараже, я так и отвечаю — ищу чашку). Теперь от Озёрска на всех региональных соревнованиях выступают не менее трех машин и без «чашек» не возвращаются. Как правило…
Кстати, вот интересный документ. На фото призёров Финала ЛАС в Екатеринбурге в 2004 году мы с вашим главным редактором стоим неподалёку: он — под второй буквой «А» в слове «АвтоАудиоЦентр», я — под второй «Е» в слове «Екатеринбург». Нашли?
Доводилось нам встречаться и на сцене…
Прошлый, 2006 год для нас, озёрцев, тоже оказался неплохим. Сначала два первых места на Екатеринбургском этапе ЕММА Россия, потом ещё были «чашки», в смысле кубки, в актив нашей команды. Валерий Мокряк победоносно проехал по многим этапам и в результате стал вице-чемпионом России в формате ЛАС и даже съездил на Еврофинал IASCA в Киев, где занял 12 место (про машину с 13 места в «АЗ» была статья, правда не из-за места).
К концу сезона 2006 стало очевидно, что самым слабым звеном моей аудиосистемы является платформа (ВАЗ-2109). Под новый 2007 год была приобретена новая современная машина — Ford Focus II. Аудиокомпоненты прописались по новому адресу с учетом изменившегося ландшафта. Были заново изготовлены сабвуферный ящик и подиумы под динамики, сделана более серьезная силовая проводка. Сейчас система практически готова, за исключением подиумов для СЧ и ВЧ-динамиков, но это не страшно, успею.
Одно из требований правил ЕММА — сделать презентацию аудиосистемы, за которую начисляется от 0 до 10 баллов. Цитата из п. 4.1.1 «Правил»: «Весь процесс установки компонентов должен быть продемонстрирован на фотографиях. Высшие оценки присваиваются за документацию, понятную без объяснений, если судьям не приходится задавать вопросов по поводу конструкции системы…»
Среднечастотники и пищалки в процессе настройки
И вот, по праву старого знакомого, можно сказать — почти ветерана из числа самодеятельных строителей автозвуковых систем, предлагаю и Вам, и Вашим читателям стать первыми судьями, которым будет представлена заготовленная презентация. Для начинающих спортсменов это, я надеюсь, окажется полезным, будет что взять за отправную точку, а для меня — вроде репетиции. Согласны? Тогда — вот:
Глава первая и единственная: «Граждане судьи…»
…по качеству инсталляции. Вашему вниманию представлен автомобиль Ford Focus II, седан комплектации Ghia. В машине были проведены работы по вибро- и шумоизоляции (аудиоподготовка). Обработке подверглись пол, крыша, двери, арки колес со стороны салона, багажник и крышка капота. Использовались материалы «Визомат МП», «Вибропласт М1» и «Битопласт». В общей сложности ушло 30 листов.
При выборе компоновки аудиокомпонентов за основу были взяты принципы High End (все для звука) при условии максимального сохранения заводского дизайна (Stock — скрытая установка). Применена классическая схема — трёхполосный фронт с поканальным усилением плюс сабвуфер (всего 7 каналов усиления).
Схема подключения компонентов представлена на эскизе.
Потом здесь будут подиумы, настройка закончена
Головное устройство — CD-ресивер Alpine CDA-9833R с шестиканальным звуковым процессором. ГУ помещено в фирменной переходной рамке на 1DIN и подключено к штатной колодке питания. Цепи питания и управления защищены штатными предохранителями. Дополнительно в цепи управления (remote) установлен предохранитель и три микровыключателя, позволяющие принудительно отключать любой усилитель при настройке. ГУ используется без встроенных усилителей, поэтому потребление тока по сравнению со штатным ГУ даже снизилось. Для кондиционирования питания в непосредственной близости от ГУ установлен конденсатор Siemens ( 33000 мкФ x 45 В, провода сечением 6 мм2, длиной 15 см).
Фронтальная трехполосная акустика Dynaudio System 340 установлена в кардинально доработанных штатных местах.
Мидбасы MW 160 размещены с разворотом на специально изготовленных фанерных подиумах, которые, в свою очередь, крепятся на «железе» двери болтами М6 (по 7 шт. на каждый). За тыльной стороной мидбасов — акустические линзы Френеля. Коррозионная защита клемм (DAXX) на всех динамиках дополнительно обеспечивается термоусадочной трубкой. Выходная предкамера мидбасов сконфигурирована поглощающим материалом («Битопласт») для снижения переотражений и утечки звуковых волн под дверную панель. Штатные пластмассовые решетки заменены металлическими с низким акустическим сопротивлением.
Виброизоляция двери
СЧ и ВЧ-динамики MD-140/2 и MD 100 находятся на месте штатных пищалок в углах двери около зеркал. Данное расположение позволяет получить максимально широкую музыкальную сцену при сохранении её глубины и высоты. На этапе настройки для определения направления осей динамиков были изготовлены временные кронштейны, которые позволяли оперативно поворачивать динамики в процессе настройки. После определения оптимальной ориентации были изготовлены стационарные подиумы (в смысле — будут, это я заранее. — Прим. автора). Минимальное расстояние между СЧ и ВЧ-динамиками приближает их к точечному излучателю, что позволяет использовать на две полосы усиления один канал временных задержек. Деление полосы частот между СЧ и ВЧ осуществляет доработанный пассивный кроссовер Dynaudio X-360. Доработка заключалась в разнесении компонентов фильтра для ВЧ и СЧ в отдельные корпуса и подбора аттенюации для наилучшего согласования частотных полос.
Таким образом, все фронтальные излучатели (для каждой стороны) размещены практически на одной вертикальной линии, что благотворно отражается на правильности построения музыкальной сцены (по аналогии с домашними АС).
Фронтальные усилители — четырехканальный Mac Audio Pulsar 4 (для ВЧ и СЧ) и двухканальный Impulse SD-520 (для НЧ) — были модернизированы в екатеринбургском центре «Pioneer-сервис». Конкретно — была произведена замена операционных усилителей (на Burr-Brown) и в три раза увеличена емкость конденсаторов блоков питания.
Мидбасы за новыми решётками
Для уменьшения длины межблочных и акустических кабелей усилители расположены в непосредственной близости от фронтальных динамиков — под передними сиденьями. Усилители скрыты и не нарушают заводского дизайна. Функциональность сидений, включая регулировки положения, не нарушена. Ребра охлаждения усилителей — с боков, поэтому руководство по эксплуатации не запрещает устанавливать усилители в перевернутом положении. Усилители жестко закреплены на металлическом основании днища сидений. Регулировки оперативно доступны с водительского сиденья. Многочасовая эксплуатация с контролем температуры усилителей подтвердила, что под передними сиденьями достаточно пространства для естественного охлаждения. Акустические и силовые кабели от усилителей заключены в гофрированные трубки, которые по аналогии со штатными гофрированными трубками привода подушек безопасности организуют компенсационную петлю, необходимую для перемещения сидений при регулировке их положения.
Линза Френеля за мидбасом
Сабвуфер — INFINITY KAPPA PERFECT 12.1 в закрытом ящике объемом 33 л. Все стенки ящика имеют толщину 40 мм (внутри 20-миллиметровая ДСП, снаружи — 20-миллиметровая фанера, склеены жидкими гвоздями и стянуты саморезами). Изнутри ящик обклеен «Визоматом МП», а на параллельных стенках (нижней, верхней и боковой) прикреплены маты толщиной 50 мм из строительного теплоизоляционного материала (типа стекловаты). Ящик усилен деревянными брусками (переборки и распорки) сечением 25 х 50 мм. Снаружи ящик обтянут карпетом. Расчетная добротность системы около 0,7 (Баттерворт). Прямое излучение сабвуфера осуществляется через подлокотник непосредственно в лобовое стекло. Между круглым диффузором сабвуферной головки и прямоугольным отверстием окна подлокотника установлен коллиматор. Его назначение — плавно перераспределить звуковую волну и свести к минимуму паразитные переотражения. На коллиматоре — защитная решетка. Сабвуферный ящик стоит на штатных пенопластовых вставках багажника, сверху он поджат резиновым валиком, упирающимся в стальную конструкцию задней полки и привинчен к стальной поперечной балке двумя болтами М6 через резиновые прокладки. Таким образом, корпус сабвуфера имеет контакт с металлом кузова только через демпфирующие материалы, тем самым обеспечена акустическая развязка.
Сабвуферный усилитель — моноблок Impulse SD-1500 и конденсатор Impulse СРА-1500 установлены на ящике за задним сиденьем. Со стороны багажника сабвуферное хозяйство закрыто перегородкой с отделкой под обивку багажника, так что на наличие в автомобиле сабвуфера может указать только уменьшенный примерно на 20% объем багажника. Регулировки сабвуферного усилителя и контроль напряжения по цифровому индикатору конденсатора доступны при откидывании правой части спинки заднего сиденья.
Усилитель СЧ/ВЧ под пассажирским сиденьем
Питание аудиосистемы. В моторном отсеке расположены аккумулятор и дистрибьютор питания Audison Connect Best. Штатная плюсовая шина аккумулятора соединена с дистрибьютором силовым кабелем (в гофрированной трубке) AWG0 (50 мм2) длиной 30 см. Минусовая клемма аккумулятора дополнительно (наряду со штатным заземлением) соединена с кузовом двумя кабелями AWG4 суммарным сечением 40 мм2 и длиной 30 см. Концы кабелей заделаны в промышленные медные луженые наконечники и термоусадочную трубку. Штатная крышка аккумулятора защищает шины от случайного прикосновения. Из дистрибьютора выходят два кабеля питания фронтальных усилителей AWG4 (20 мм2), один кабель питания сабвуферного усилителя AWG0 (50 мм2). Со стороны входа на дистрибьюторе сделана стационарная закрывающаяся клемма для подключения зарядного устройства. В соответствии с таблицей А правил ЕММА 2007 кабели AWG4 защищены предохранителями по 100 А, кабель AWG2 — предохранителем 150 А. В моторном отсеке каждый кабель защищен от агрессивного воздействия среды — неразрезной гофрированной трубкой. В салон кабели проходят через штатную резиновую манжету с дополнительно вырезанным отверстием. В салоне кабели проложены по полу, каждый до своего усилителя. В местах прохода через отверстия в металлических конструкциях кабели защищены зафиксированной гофрированной трубкой. Крепление кабелей по всей длине через каждые 20 см сделано полосками «Вибропласта М1». Кабели заземления у каждого усилителя имеют соответствующее сечение, их концы заделаны в промышленные медные луженые наконечники и привинчены к кузову винтами.
Таким образом, автомобиль скрытно и безопасно оснащен качественной аудиосистемой. Аудиоподготовка в значительной степени снизила уровень шума в салоне, повысила жесткость и коррозионную защищенность кузовного металла. Вмешательство в электрическую схему автомобиля проведено на уровне аккумуляторной клеммы, что не должно нарушить заводскую гарантию.
Граждане судьи, какие будут вопросы?
Мидбасовый усилитель — под водительским
Сабвуферное хозяйство на разных фазах открывания спинки заднего сиденья
Коллиматор перед диффузором сабвуфера
Сабвуфер в рабочем положении
Багажник изнутри отличается от штатного только меньшей глубиной
Главный распределитель питания у аккумулятора
Провод «земли» сабвуфреного усилителя