Юрий ЕВТУШЕНКО. Измерения: Андрей КРЫЛОВ
Конечно, по правилам орфографии никакого дефиса в заголовке быть не должно. Это если слово «знакомые» выступает в роли существительного, как чаще всего бывает. А у меня тут оба прилагательных, так что можно и с дефисом…
НОВЫЕ-ЗНАКОМЫЕ
Kicx PRO 62D • Audio System 165 R • Eton PRO 170 • Soundstream PCC.6 • E.O.S. ES 165 • Focal 165 A1 • Magnat PRO 2160 • Audiotop ATW 16/2PK • Kicker KS65.2
Разумеется, та идеология, которая стоит за калибром 6,5 дюйма, нам с вами хорошо знакома, последний раз об этом писано в прошлом номере, где мы вплотную занимались «шестёрками» предыдущего ценового диапазона. Ещё раз быстренько просмотрим плюсы и минусы данного формата, глядишь, что-нибудь новое вспомним.
Итак, мидбасы 165 мм (6,5 дюйма) — самые крупные из круглых головок двухполосных систем (мне, правда, встречались и «восьмёрки», но то были коаксиалы). Располагая большей излучающей площадью, нежели ближайшие пятидюймовые «родственники», они имеют более высокую чувствительность (хотя исключения нам попадались в прошлом тесте, не обошлось без них и в этом). Следствие этого — более высокое звуковое давление при той же подводимой мощности либо, если расставить приоритеты иначе — сниженные нелинейные искажения при той же громкости. Кроме того, с ростом калибра головок в той или иной мере смещается вниз и частота резонанса, расширяется частотный диапазон снизу, акустика становится басовитее. Типично «шестёрки» не накладывают сколько-нибудь существенных ограничений на выбор частоты среза фильтра сабвуфера — она может быть выбрана равной, по крайней мере, 80 Гц. Мидбасы 165 мм — это практически единственный калибр (кроме овальных «блинов» 6 х 9), способный отыграть в салоне весь басовый диапазон, хотя и на громкости, заметно уступающей таковой при использовании сабвуфера размерности 250 мм и выше. (Если совсем точно, то есть в природе и 130-миллиметровые мидбасы, готовые в салоне добраться до самых низов, но такие «пятёрки» — редкость чрезвычайная). Поразмыслив немного, можно список достоинств «шестёрок» ещё расширить. У крупных мидбасов, как правило, и более крупная центрирующая шайба, а значит, при том же размере звуковой катушки она будет лучше обдуваться. Поэтому с ростом «калибра» диффузора возрастает и допустимая подводимая мощность. Изготовители чаще всего допустимые предельные режимы меряют по собственным методикам, но если иметь в виду непрерывную мощность, то я, как обычно, советую для головок с дюймовыми звуковыми катушками ориентироваться на 50 — 70 Вт, более высокое значение для более крупных динамиков.
С другой стороны, увеличенные мидбасы требуют и более просторного акустического оформления. Впрочем, объёма двери (35 л по «стандарту») им по-любому хватает, так что этот минус проявляется лишь тогда, когда возникает желание поместить мидбасы в более компактное оформление, например в кикпанели по американскому образцу или в «подседельники», если следовать отечественной школе. Оттого мы каждый раз так радуемся, когда удаётся обнаружить «шестёрки», способные обеспечить нормальные характеристики в малом объёме.
Идём дальше. Чем больше размер излучающей поверхности, тем на более низких частотах её излучение становится направленным. То есть шестидюймовые мидбасы требуют более внимательного к себе отношения при инсталляции, зачастую установка их в подиум с разворотом оси в направлении слушателей (вверх и назад) является единственным способом достижения ровной верхней середины. И коль скоро мы сегодня нашли у «шестёрок» лишний плюс, немедленно уравновесим его пропорциональным минусом. Это звонкость корзины. Чем больше характерные размеры корпуса, тем на более низких частотах локализуются его частоты резонанса. А чем они ниже, тем дольше затухает отклик, тем, попросту говоря, выше звонкость корпуса. Способ обойти этот недостаток известен — использование литых диффузородержателей. Среди моделей «продвинутой» компонентной акустики мидбасы с литыми корпусами встречаются куда чаще, чем в акустике начального уровня. А чем ещё отличается акустика «подороже» от той, которую принято относить к бюджетной категории?
Различия в качестве изготовления и проработки конструкции есть, но они не столь уж велики, как можно было бы предположить. Видимо, технологические возможности китайских производителей выровнялись, те из предприятий, которые делали технику «на коленке», либо не выдержали конкуренции, либо перевооружились и держат общий высокий технологический уровень. В общем, теперь практически исчезли мидбасы с кривыми колпачками и потёками клея на диффузоре, в гармонии с этим у нас исчезли семибалльные оценки в строке «Конструкция» рейтинговой таблицы. Но тем не менее двоим участникам из сегодняшней группы мы сочли необходимым поставить повышенный балл за продуманность конструкции и качество исполнения. Есть ли различия в технических характеристиках? Может быть, снижены нелинейные искажения? Судите сами: «групповой процент» по нелинейным искажениям на средних частотах в прошлом тесте составил 0,929%, в нынешнем — 0,868%. Зато на верхнем басе было 1,79%, стало 1,96% (это притом что при подсчёте второго показателя мы исключили одного из участников, который мог бы ещё ухудшить статистику). В общем, следов неустанной борьбы производителя за снижение нелинейностей мы не обнаружили. И потом, не зря ведь говорят, что нелинейности в электроакустических преобразователях (динамиках и микрофонах) — это конструкция и технология. А технология, как кажется, от одной ценовой категории к другой не меняется.
И всё же различия между акустикой разных ценовых категорий есть, и мы о них говорили в тестах компонентных «пятёрок». Тот факт, что производитель не экономит на магнитах, сказывается на характеристиках мидбасов и акустики в целом. Выше значение силового фактора (средний показатель по группе 5,12 Тл м против 4,67 Тл м в прошлом тесте), а значит, должна бы возрасти чувствительность вместе с уменьшением электрической и полной добротности. Но добротность нельзя сильно уменьшать, иначе дверь перестанет быть для мидбаса оптимальным объёмом. Более конкретно: средняя полная добротность для «вчерашних» мидбасов 0,700, для «сегодняшних» 0,672, что, в сущности, то же самое. (В прошлом номере вместо 0,700 был ошибочно приведён средний показатель 0,608. Что меня связывает с этим числом — никак не пойму. В общем — извините, так вышло.) Баланс сохранён за счёт увеличения массы подвижной системы — для нынешней группы средняя масса подвижки составила 14,0 г, тогда как средняя подвижная система для участников прошлого теста была на 1,5 г легче. Одновременно с ростом массы подвижной системы повышается жёсткость подвеса, или, что то же самое, уменьшается эквивалентный объём (9,66 л против 10,02 л). Если прикинуть процентное соотношение между ростом массы и уменьшением эквивалентного объёма, можно заметить, что частота резонанса (которая обратно пропорциональна произведению этих двух величин) должна чуть снизиться. Так что есть тенденция к некоторому росту басовитости у более дорогих «шестёрок», чего, кстати, не наблюдалось у других калибров, там чаще наоборот — более дорогие «пятёрки» изначально рассчитываются на работу с сабвуфером и «басят» менее интенсивно.
Всё это здорово, — скажет кто-то. — Но покупатель платит деньги не за добротность, и даже подвижную систему он покупает не на вес. В какой мере можно рассчитывать на то, что, приобретая не самую доступную компонентную систему, вы приобретёте и эквивалентную прибавку в звучании? Я, конечно, мог бы продолжить статистические изыскания и сравнить баллы за качество звука у «тех» и у «этих». Но, во-первых, самое время напомнить, что оценки не являются абсолютными и имеют хождение лишь в пределах данного теста. А второе (и главное) — тест это всё-таки соревнование, а во всяком соревновании должна быть интрига. Так что не будем забегать вперёд и начнём по порядку.
МЁД & ДЁГОТЬ
Победитель выявился единоличный, это — Eton, очень удачная вышла акустика, по всем показателям. Не отошли от победителя дальше чем на полусогнутую руку два участника: один — привычный к лауреатству Focal, второй… едва дебютировавший в наших тестах E.O.S. Вот те раз, что называется. Впрочем, как стало известно уже по завершении теста, сходного мнения придерживались и судьи на соревнованиях, где в этом сезоне E.O.S. также дебютировал. Так что, получается, система. Focal поздравляем с очередной наградой, а E.O.S. — с первой (у нас).
Ещё одна модель акустики заслуживает, на наш взгляд, уверенной «Рекомендации»: итальяно-германские Audio System показали отличное соотношение качества и цены, не рекомендовать такой продукт нашему читателю может только тот, кто читателя не любит, а мы таких в штате не держим.