СО СЛОВАРЁМ
Спроси россиянина средней стоимостной категории, чем это знаменит город Римини на итальянском берегу Адриатического моря, и он ответит, не пошевелив ресницами: «Туда за шмотками ездят. Шоп-тур называется…»
Перевод с русского
Зададим этот же вопрос тому, кто, судя по всему, в обновлении гардероба экстренно нуждается (это в нашей стране обычно свидетельствует о хорошем образовании), и ответ будет иным: «Там Фелинни родился. Там музей…» Застряв по жизни где-то между этими двумя категориями граждан РФ, я отправился на левый берег Адриатики, и ни за тем, и ни за этим. Впервые о том, что весной на родине великого режиссёра и ошеломляющих распродаж проводится выставка My Special Car, я узнал от итальянских коллег года эдак четыре назад. Поинтересовался, не без заинтересованной подсказки со стороны семьи, а не надо ли, мол, наведаться, ответ был: «Ещё рано, пока не на что смотреть». На второй год это было «в принципе, можно…». На третий не просто настоятельно советовали приезжать, тогда, в прошлом году, едва не состоялась афера века. Организаторы (некоторые ежемесячно получают «А3», а иные даже в состоянии прочитать заинтересовавшее их при помощи сотрудников российского происхождения. Где ж сейчас без них — или в штате, или дома у плиты) увидели на обложке «А3» №1/2006 «девятку» Евгения Топорина из Рыбинска, потом заглянули в статью про его машину внутри журнала и… как же это по-итальянски-то… в общем, оказались под сильным впечатлением. И предложили (через меня, в переводе) автору этой работы приехать в Римини, на всё готовое, кроме дороги, а дорога у него, ясный перец, своя, да и здесь часть расходов пообещали компенсировать из спецфондов. Просто чтобы посетители посмотрели и тоже, знаете ли, оказались под сильным.
Признайтесь, не один из вас сейчас подумал: пригласили бы меня — я бы мухой. Но мир устроен так, чтобы поддерживалось некое равновесие. Кто мухой, того как раз и не позвали (может, зря), а Евгений — уже пожалуйста, без обид, столь же талантлив в тюнинге, сколь мало приспособлен к путешествиям за кордон, из-за этого пролетал мимо Еврофиналов, как МДФ над Афинами. За неделю до предполагаемого выезда Евгений позвонил и невинно поинтересовался, не знаю ли я, где в Рыбинске получают итальянские визы. В общем, афера века захлебнулась. В этом году таких предложений больше не поступало, обедню, знаете ли, по два раза не служат. Пришлось без Евгения…
Перевод с английского
Слово «тюнинг» итальянцы на свой язык не переводят, так же как и мы, но причин у них для этого больше. Парадокс: страна, производящая тюнинг-компоненты для всего мира, сама почти лишена возможности ими пользоваться. MOMO в руках, Alessio под ногами, даже дудки с «Кукарачей» (пока за них не взялись китайцы), — всё это и не только это — из Италии, но не для Италии. В стране самые жестокие в Европе, а может, и в мире, законы, касающиеся переоборудования автомобилей. Просто взять и подвалить под «Фиат» колёса, на которых не написано «Фиат» — значит огрести кучу неприятностей, а легализовать их — проще развестись или застрелиться (в католической стране технология и оборудование для этих двух процессов похожи). Причина? А она уже была упомянута. «Фиат». В Италии это не просто автоконцерн, это во многом — второе правительство, в некоторых вопросах становящееся первым. «Фиат» лоббировал ввозные пошлины на то, что для Италии иномарки — не удивлюсь, если лоббировал и невступление Италии в Евросоюз, ведь теперь «Тойота», собранная в Испании, не считается импортной. Но на пути тюнингеров Туринский монстр стоит стеной.
Кстати, аналитического ума эксперты в этом обстоятельстве усматривают и положительное: лишённые права на интенсивный наружный тюнинг, итальянские любители необычного концентрируют усилия на внутреннем, а это уже — car audio, отсюда и продвинутость страны в этой области. На выставке в Римини многие машины производили необычное впечатление: нафаршированные внутри под завязку, внешне они ничем не отличались от серийных, у нас бы хоть колёса поменяли, дупло на выхлоп, так, для порядка. Здесь же те машины, которые попадали в разряд зримо тюнингованных, зачастую приехали и готовились уезжать на эвакуаторах, такие вот у итальянцев звериные законы. Зачем тогда приезжали? Кто зачем, кто — на выставку, кто — на raduno.
Перевод с итальянского
Raduno оказалось ключевым словом, что оно означает, мне объясняли минуты полторы, праздник не праздник, для него своё название, фестиваль — тоже не то, в общем, получилось, что, если по-старому — слёт, если по-новому — тусовка. В этом, в доминации тусовочной составляющей над всеми прочими — уникальность My Special Car. Нет, разумеется, стенды компаний-производителей на месте и очень даже пышные, имена главным образом итальянские (не считая мировых, типа Sony или Alpine). Здесь сказывается и то, что car audio в Италию тоже трудно завозить из-за пределов полуострова, уж кто здесь ставит палки в колёса, мне неведомо. И потому пропорция между марками на выставке видится совсем не такой, как здесь, или, скажем, в той же Германии, открытой всем ветрам. Elettromedia (Hertz и Audison) — это понятно, они — в самом центре, а у них в самом центре стенда — Ferrari, шоссейные гонки на которых Elettromedia спонсирует (!). Но непривычно видеть гигантские стенды Coral (помните, едва заметно промчалась марка по нашему небосводу), Ciare, EB Acoustics, не укладывается в привычные представления шестиосный демо-трейлер Macrom, в других местах они как-то скромнее…
Впрочем, сейчас не об этом, сейчас про raduno. В известной части мира наладилась устойчивая связка: если происходит специализированная выставка по автозвуку и тюнингу, то в рамках этого дела проводятся соревнования по тому же автозвуку, а теперь — и по тюнингу. У нас специализированной выставки как-то всё не получается, соревнования прикипают к автомобильным шоу общего профиля, но логика сохраняется. В Италии такой механизм не то чтобы не работал, он работает своеобразно. В изобилии организаций, проводящих соревнования по своему календарю, по своим правилам и декларирующих своё главенство, Италия нашему отечеству ещё сто очков вперёд даст. Все они собираются под крышей выставки, и все тянут на себя, мероприятия вроде есть, а вот общения энтузиастов — нет. Видя такое дело, выход из положения предложила, как ни странно, пресса, а конкретно — наши коллеги по цеху и пламенной страсти, журнал «ACS» (думаете, это произносится «Ацеэс»? Как бы не так: «Ачеэсе». Трудности перевода…). Они договорились с организаторами по такой схеме: вы нам дадите необорудованные площади по символической цене, а мы их заполним козырными машинами, владельцы которых не отгоняют посетителей от своих ласточек крестовыми отвёртками, нервничая в ожидании прихода судей, а напротив, с превеликой радостью готовы показать их во всех видах всем желающим.
Уж не знаю почему, но организаторы некоторое время назад впервые на это согласились, а увидев результат, стали соглашаться и дальше, ежегодно. Потому что их карту неслыханной щедрости «Ачеэсе» побили своей: среди любителей был кинут клич, что всякому приехавшему гарантируется содействие в устройстве на временное проживание на суперльготных условиях, компенсация части транспортных издержек, а главное (я спрашивал, для многих это оказалось важнее остального) — фотография в журнале. Клич профессиональным установщикам был отредактирован иначе: привозите машины своих клиентов и малька заплатите за участие, в награду получите полстраницы краткого описания привезенной на raduno работы, тоже, естественно, с иллюстрациями.
Народ ломанулся… Что послужило решающим фактором? Едва ли экономика, среди любителей я особенно надолго задержался у BMW (без тюнинга), в багажнике которой насчитал пять усилителей Audison HV Venti (по 5000 евро за экземпляр) плюс два компьютера Apple: один работает источником сигнала, другой — звуковым процессором. У хозяина машины, есть такое подозрение, на отель в Римини средства бы нашлись. Что его привело? Raduno, тусовка. И не простая, а звуковая, Audioraduno…
Итальянские тусовщики идею журнала подхватили, а коммерсанты — поддержали. В результате то там то сям слово raduno встречалось и с другими префиксами: например — тусовка любителей Alpine, их набралось на половину немаленького павильона. Не соревноваться насмерть, а общаться между собой и с прочими, и среди «радун» многочисленные, но вынужденно мелкие соревнования даже как-то терялись.
Тусовка, конечно, вещь хорошая (особенно когда климат способствует), но была у моего посещения ещё одна, специфическая цель.
Перевод со стереофонического
Наши коллеги оттопырились ещё круче, чем собрать в одном месте сотни энтузиастов тусануться. Ещё в прошлом году прошла информация: специалисты издательства Technipress, это которое «Ачеэсе», столь же блистательный «домашний» «Audio Review» и аудиофильский лейбл Travel Records придумали какое-то судьбоносное нововведение в стереофонию. В начале года в обоих упомянутых журналах начались серии публикаций, разъясняющих суть придуманного и названного Deep Stereo, но именно на Audioraduno в Римини назначили публичную демонстрацию прототипа системы для автомобиля (для дома будут показывать где-то в другом месте и по другому поводу). Заинтересованных просят не беспокоиться: когда серия будет завершена, мы её в том или ином виде опубликуем, договорённость об этом уже есть. Сейчас же — суть дела и личные впечатления.
Инициатором и главным соавтором разработки стал руководитель лаборатории издательства Фабрицио Монтануччи. Его логика была такова: исторически и экономически стереофония стала двухканальной. Стала, а не была: первые опыты с громкоговорящей стереофонией были основаны на трёх, как минимум, каналах, я же сам про это писал в исторических хрониках («АЗ» №12/2003, «Прошедшее время»). И, став такой, первое время доставляла эстетическое наслаждение тем, что источники звука были причудливо раскиданы вдоль стереопанорамы, а иногда и принимались метаться вдоль неё же. Как сказал герой какого-то фильма 60-х, «стерео — это когда в левом ухе «дуб», а в правом «пуп». Это — в художественном переводе. Это было круто, это было непривычно, это развлекало. Но спустя десятилетия фокусы поднадоели, и тогда выяснилось: нарисовать правдоподобный центр звуковой сцены, где по всей логике происходят главные музыкальные события, невероятно трудно. Ведь звук, который в оригинале исходил из центра, где стояла вокальная дива или мужик с саксофоном, в стереосистеме имитируется источниками, расположенными по сторонам. Даже когда они излучают строго в фазе и когда они на одном расстоянии от слушателя, замена получается неравноценной. Играют роль как минимум два фактора: так называемая «передаточная функция головы» (HRTF, Head Related Transfer Function), связанная, если сильно упрощать, с тем, что у головы есть размеры и звук её обтекает по-разному, когда идёт в лоб и когда складывается из двух дующих в уши. Второй фактор — отражения. Одно дело — отражения от центрально расположенного источника записанного звука, другое — от двух периферийных, неизбежно находящихся ближе к стенам, мы даже дома не на облаке живём, что уж про машину говорить.
И вот итальянский завлаб решил вернуться к первоисточнику, на новой, правда, технологической базе. Попытки выделить центральный канал из правого и левого были, и много, но в аналоге это приводило к большим потерям в информации, нежели к её обогащению. Монтануччи разработал технологию извлечения центрально расположенного, когерентного, не содержащего диффузных отражений звукового содержания из двухканальной записи в цифровом виде, до преобразования в аналог. Итогом обработки WAV-файла с двухканальной записью становятся три файла такой же продолжительности: один — для центрального канала и два — для правого и левого.
Алгоритм, по утверждению Фабрицио (информация, естественно, черпалась из первоисточника, а то какой смысл было бы трястись в «Эрбасе»), более хитрый, чем может показаться, но при этом предельно корректный: для эксперимента проводили обратное сведение трёх каналов в два: итог совпал с оригинальной записью побитно.
У грамотного читателя в этом месте возникнет три первых вопроса. Потом возникнут другие, и много, но первые три мне заранее известны: какая для воспроизведения такой записи требуется акустическая система, на что это записывать и, если решены первые два вопроса, как из двухканальной фонограммы делать трёхканальную. Первый вопрос, что называется, интересный. Принципиальная особенность предложенного формата в том, что центральная акустика — не вспомогательная, как в домашнем театре, а главная, логика, если задуматься, предельно ясна: ведь основная информация пойдёт как раз по центру, боковые каналы будут помогать центральному, поющему женским голосом или играющему на саксофоне, воспроизводя периферийные (а значит, менее важные, чем центральный) звуковые образы, а также воссоздавая диффузные отражения. Поэтому центр должен быть как минимум равноценен боковым громкоговорителям.
Вопрос номер два: на чём записывать одновременно три канала, когда всё заточено под два? Позвольте, как это «всё»? А системы многоканального звука? Им и шесть по плечу. Для демонстрации эффекта Deep Stereo в Римини Монтануччи записал на DVD фонограммы, прошедшие обработку созданной им программой — «растроителем» и исходные и воспроизводил их в «лабораторном» автомобиле, где источником был двухдиновый DVD-ресивер JVC, а акустика устроена так: басовики в дверях, а идентичные СЧ/ВЧ-связки (от домашних B&W, между прочим) — в стойках и по центру торпедо. Здесь надо отметить: предвидя не только домашнее, но и мобильное использование технологии, Монтануччи составляющие ниже
300 Гц оставил в боковых каналах, а то ставить центральный НЧ излучатель в торпедо было бы как-то чересчур.
Одна из фонограмм тестового диска оказалась настоящим раритетом: ещё до распространения многоканальных записей некая студия записала исполнение некоего камерного произведения (забыл, что это было, не обессудьте) по трём каналам. При подготовке к публикации (тогда ещё — на виниле) три канала свели в два, разумеется, но исходная лента осталась. В Travel Records её раздобыли и представили в трёх формах: как было записано (три канала с мастер-ленты), как было записано на диск (два канала) и, наконец, результат восстановления третьего канала из двух уже сведённых. Полной идентичности, разумеется, достичь не удалось, но звучание «натурального» трёхканального варианта и восстановленного было очень близким и главное — разительно отличалось от двухканального.
Из приготовленных записей наибольшее впечатление на меня произвела та, где в церковном зале был записан хор с солисткой, стоящей перед ним. Звучало это в исходном стереоварианте, должен признаться, очень неплохо по меркам систем без временной коррекции. Когда за исходной последовала «растроенная» запись, я интуитивно ожидал, что звуковая сцена сузится, ведь вот он, центр, который только что молчал, сейчас запоёт и оттянет весь звук на себя. Эффект был прямо противоположным: хор, до этого теснившийся между стойками лобового стекла, отчётливо разбежался на ширину едва ли не вдвое больше, отступил далеко за стекло (при этом певица осталась там, где была), а главное — намного чётче стали фокусироваться не только центральный, но и периферийные звуки, хор из сросшейся воедино звучащей толпы превратился в собравшихся вместе живых и отдельных друг от друга людей.
Вопрос третий: как из двух делать три. Сейчас (подчеркну: сейчас) нет средств обработки записи в реальном времени, по ходу воспроизведения. Требуется предварительная обработка и перегон на носитель, поддерживающий многоканальную запись. Обычно это DVD-Audio, но мне вот дали с собой обычный CD, на котором демонстрационные фонограммы записаны в формате DTS. Придёт время — соберём тестовую систему и подробно всё обслушаем. Программа для обработки фонограмм существует, более того, на сайте Technipress можно скачать её демо-версию, работающую с ограничениями. Я с её помощью обработал несколько фонограмм, чтобы убедиться что программа работает как мне объясняли. Да, действительно, в образовавшихся WAV’ах центральный содержал большую часть исходной записи, а периферийные, при прослушивании отдельно, несли главным образом диффузные отражения плюс оставленные боковым каналам басовые составляющие. Сильно интересующиеся могут эту программу скачать и употребить как задумано: разложить тестовые фрагменты в Deep Stereo, записать это как-нибудь на DVD, прослушать на толковом домашнем театре, помня, что слушаем не готовую многоканальную запись, а сделанную самостоятельно из двухканальной. И уже на этом основании составить собственное мнение: нужен нам такой хоккей или нет.
Вопрос о создании процессора, выполняющего такую же обработку по мере считывания данных с компакта, в Technipress пробуют решать. Удалось найти компанию, специализирующуюся на профессиональных процессорах для студий звукозаписи, там взялись сделать чип с нужными функциями, при хоть сколько-нибудь большой серии (ну, скажем, первые тысячи) цена вопроса будет около 80 евро за штуку. Не так чтобы много вроде, но это требует, чтобы проектом заинтересовался кто-то из большой индустрии, на своих плечах пресса такую затею не вынесет, она и так уже сделала немало…
На итальянской выставке пропорции площадей экспозиции между брэндами устанавливаются свои
Джованни Капекьяччи, простой итальянский парень. Пять HV Venti, два Apple в корпусе от шестого HV Venti, ну и всё остальное…
По разнообразию форматов соревнований итальянцы перещеголяли даже нас
Против такого тюнинга у итальянских властей возражений нет. Снаружи — только чемодан, а что, нельзя?
Глава Macrom Джанантонио Филисетти в центре огромного, не побоюсь этого слова, стенда компании
Несмотря на усилия скромного парня Джованни, HV Venti в стране ещё остались
Система на Hertz MLK3, на неё ушло два комплекта (одна пищалка осталась в запасе)
Всё время выставки действовал мастер-класс компании Select Product
Спидометр и тахометр в багажнике. Сабвуферы в центре — настоящие
Здесь другой сюжет: сквозь руль MOMO виден настоящий спидометр, заканчивающийся на 120 км/ч
Другой вариант установки СЧ/ВЧ-узла Hertz Mille 3
«Наука или магия» — предлагалось определить самим. По-моему — и то и другое. В основе наука, а эффект — магический…
Для демонстрации Deep Stereo были подготовлены две машины: на домашних B&W и на Focal Utopia Be