Даже имея подробную карту, это место найти непросто. Сан Чезарео — крошечный городок примерно в 15 километрах от Римского МКАДа. Представьте, каково было бы итальянцу найти в Московской области даже не Лобню, а Новогорск…
ПРИГОРОД
Когда судьба и Alitalia, сговорившись, занесли автора этих строк в Италию, более всего он (то есть я) хотел попасть именно сюда, невзирая на географические трудности. Здесь — центр разработки акустики, выпускаемой фирмой Elettromedia под маркой, как вам известно, Hertz. Вам, посмотревшим в своё время интервью с главным разработчиком этой акустики Рикардо Аббателли (видеоприложение к «А3» №9/2005), известно также, что мужчина этот — далеко не последнего разбора по своей части. Мотивация заглянуть «на кухню» акустики для многих теперь будет совершенно естественна.
Кому склад, кому — почти безграничное акустическое пространство
Внешне «акустическая кухня» очень не похожа на фантастически стильное и напичканное автоматикой здание штаб-квартиры компании на восточном побережье Италии. По виду снаружи больше всего напоминает банальный склад. И в этом — часть замысла.
Прямо с улицы попадаешь, действительно, в помещение типа складского: на глаз не меньше чем десять на десять по полу и метров шесть высотой. В центре на стойке закреплён акустический экран со сменными вставками под головки разного калибра, рядом — соразмерной высоты мачта микрофона. Чтобы добраться до одного или другого, надо пользоваться лестницей. Смысл такой композиции для специалистов очевиден: при такой установке динамика при измерениях методом MLS (который теперь применяется повсеместно) есть возможность снять АЧХ головки от 50 Гц и выше в один приём, тогда как в более тесных помещениях надо отдельно мерить в дальнем поле от 200 — 250 Гц и выше, отдельно — в ближнем от этой же частоты и ниже.
Шеф-конструктор Джулиано Николетти и его начальник Рикардо Аббателли, портрет в хорошо заглушенном помещении
Здесь же, благо места хватает, припаркован измерительный автомобиль, с несложно, но остроумно заготовленными посадочными местами под все возможные калибры и способы установки головок. И ещё одна вещь, несмотря на простоту, понравилась удобством в работе — макетная доска, на которой собирается тестовый кроссовер любой сложности, с мгновенной заменой любого компонента или схемы целиком.
Рядом — действительно склад. Ну что тут интересного? Кому как… Оказалось, что здесь складируется не собственная продукция, это ведь лаборатория, а не завод, а продукция конкурентов, а также — последствия собственных, подчас довольно экзотических акустических экспериментов, от оформления в виде рупора или трансмиссионной линии до матричной басовой системы на мелких излучателях.
В тот момент, когда я добрался наконец до ближнего Подримья, в лаборатории шли работы по четырём параллельным проектам — доводка новых мидбасов Energy, завершающая стадия крайне необычного проекта эспиэльного сабвуфера, и доведение до ума сабвуферов готовящейся новой серии. Четвёртый проект, связанный с созданием совершенно уже хай-эндной акустики, выше Mille в фирменной гамме продуктов, на стадию акустических испытаний ещё не вышел. А остальные — полным ходом.
Ставить микрофон, видимо — прерогатива начальника
Новые компоненты Energy оказались радикальной переделкой прежних, изменился базовый принцип построения геометрии диффузора. У прежних Energy, легко узнаваемых по ослепительно-оранжевым диффузорам, в центре находился фазовыравнивающий колпачок. Новые Energy реализуют тот же принцип, который положен в основу верхней серии Mille: диффузор V-Cone с непрерывной образующей. Но технологически они выполнены иначе. Дело в том, как мне объяснил автор разработки Джулиано Николетти, что обычно при сборке динамика центральный колпачок приклеивается в последнюю очередь, чтобы в процессе сборки всю подвижную систему можно было сцентровать и зафиксировать. Сплошной V-Cone такой возможности не предоставляет, для сборки Mille пришлось разрабатывать совершенно новую технологию, по производительности намного уступающую традиционной. Но то, что позволительно при выпуске дорогих и не массовых моделей, нельзя переносить на крупносерийное производство. И тогда был найден выход: центральный фрагмент диффузора (он уже как-то и не колпачок, а продолжение криволинейной образующей) выполнен отдельно и устанавливается после сборки и склейки.
Эспиэльный сабвуфер — разработка куда более экзотичная. Конструкторы Hertz, изучив существующие модели со сменной звуковой катушкой, решили пойти дальше: у специализированной басовой головки может быть установлен один из двух диффузоров с разными характеристиками, на выбор, несколько вариантов звуковой катушки, одно-, двухсекционные и с разным импедансом, и даже центрирующая шайба делается в двух модификациях с разной жёсткостью. В общем, впервые сабвуфер можно собрать согласно собственным взглядам на требуемые параметры, а потом, в случае нужды, их изменить.
Макетная доска, на которой можно собрать любой кроссовер для опытов
Доводка же обычных, не причудливой конструкции, сабов стала увлекательным зрелищем. Впервые удалось увидеть в деле систему Klippel — самое на сегодня совершенное средство для изучения характеристик акустики. Принцип работы системы — одновременная фиксация электрических параметров: напряжения и тока в звуковой катушке, акустических (извлечения диффузора) и фактического движения излучающей поверхности, причём в любой заранее выбранной точке — для этого рядом с микрофоном установлен лазерный дальномер, снимающий зависимость положения диффузора от времени. Когда всё это сходится в одном компьютере, на разработчика обрушивается беспрецедентный поток данных о фактическом поведении головки — в каждой точке хода диффузора. В общем, игрушка для настоящих мужчин в нашем понимании. Одно это стоило того, чтобы разыскивать Новогорск под Римом…
Тестовая машина, заготовленная под любую компоновку фронтальной акустики
Бокс для прослушивания в помещении
При измерениях в ближнем поле динамик диффузором смотрит внутрь обработанного помещения…
…а тыльной стороной — практически на улицу. Бесконечный экран в чистом виде
Новые Energy используют геометрию V-Cone с иной технологией сборки
С новым диффузором была усовершенствована и система вентиляции катушки
Выбор диффузора для новой, эксклюзивной серии. Уже выбрали (второй слева)
«И вот что мы видим…»
Вот это — действительно склад. Образцов продукции конкурентов (для изучения) и результатов собственных опытов (после изучения)
При работе Klippel одновременно фиксирует излучение диффузора и его фактическое движение
А вот зачем понадобилось делать деревянную корзину, внятного объяснения получить не удалось, наверное, зачем-то было надо…
Белая точка на диффузоре — не типографский брак, а отражатель для лазерного луча
Такую конструкцию Аббателли соорудил для изучения отражений излучения от тыльной стороны диффузора, результаты внедрены в Hertz Mille
Это орудие пыток — единственно правильный способ фиксации головки при измерениях параметров. Жаль, в самолёт с таким не пускают…