Марк ГАСАНОВ, измерения: Андрей КРЫЛОВ
СРОЧНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ
Погружаться будем на глубину три метра. Точнее, три метра и пять сантиметров (хотя тоже округлённо). Именно столько получится, если выстроить всех участников сегодняшнего теста в цепочку. В футах всё проще: десять.
Pioneer TS-W301R • Helix Xmax 12 • Fusion EN-SW12ES • Bull Audio SW-12 • Lightning Audio P3.12.4 •Phoenix Gold R12 • Audiotop WF12.4 • Audio Art Revolt SW12 • Signat Fury 12 • Soundmax SM-CSP12
Так уж сложилось, что в сегодняшнем тесте участвуют сабвуферы самого ходового калибра — один фут, который (тоже так сложилось, только существенно раньше) состоит из 12 дюймов. Как обычно, множество испытуемых данного типоразмера мы разбиваем на две примерно равные по представительности группы. Так что теперь черёд за теми из «двенашек» которые предназначены для самых демократических масс автозвуковой общественности. Конечно, законы жанра не нами писаны, и мне так или иначе не обойтись без общих фраз о месте, которое отведено головкам этого калибра в стройных рядах автомобильных сабвуферов. Но потом мы всё-таки попробуем копнуть чуть глубже. Вернее — погрузиться…
Любят у нас «двенашки», и, наверное, есть за что. Впрочем, похоже, не зря говорят, что любят и ни за что, и даже несмотря ни на что. Ладно, тогда давайте уважать. Сабвуферы размера 300 мм, или же калибра 12 дюймов, уважения, несомненно, заслуживают. Превосходя по площади диффузора ближайших младших (10-дюймовых) сородичей в 1,56 раза, эти головки способны создать тот же уровень звукового давления при пропорционально уменьшенном смещении диффузора, скажем, 6,5 мм вместо 10. Или, наоборот, при смещении диффузора на те же 10 мм они создадут на 4 дБ более высокое звуковое давление. При том же количестве нелинейных искажений. Тут мы для простоты предположили, что конструкция магнитной системы и подвеса у тех и других аналогичная, но такое предположение отнюдь не лишено оснований. Плюс ещё разница в к.п.д. (точнее, в опорной чувствительности, но это, по сути, одно и то же). Я нынче не буду напоминать любимую формулу для вычисления к.п.д. динамика, но можете мне поверить, что этот параметр должен возрастать, если масса подвижной системы возрастает медленнее площади диффузора. (А именно так оно и происходит, в массе «подвижки» есть постоянные составляющие — колпачок, катушка, центрирующая шайба.) В общем, «двенашки» по-любому громче «десяток», не говоря уж о «младшеньких». И потом, знаете ли, в нашей отрасли многое делается напоказ, и это нормально — автомобили тоже разрабатываются и приобретаются не для того, чтобы любоваться на них в одиночку в закрытом гараже. И надо признать, что по фотогеничности превосходство «двенашек» над «десятками» выражено куда сильнее, чем превосходство в калибре. И вот тут, выходя за рамки рациональности, мы опять вольно или невольно возвращаемся к теме любви. Так что повторюсь: народной любовью двенадцатидюймовые сабы пользуются.
Чем за любовь приходится платить, вы, конечно, знаете. В данном конкретном случае (я не собираюсь навязывать какие-либо параллели) — жизненным пространством. Багажника или салона — это уже зависит от соотношения объёма того и этого, как и от величины запросов, предъявляемых вашей системой. А объём оформления для типичной «двенашки» практически вдвое больше объёма, который потребовала бы «десятка» для достижения того же «букета» характеристик (кроме предельного SPL, конечно). Я сказал «практически», чтобы не погружаться в мелочи, статистикой мы займёмся в следующий раз, когда будет охвачен весь диапазон «двенашек». Хотя уже сейчас можно догадаться, что среднестатистический параметр эквивалентного объёма будет подвергнут редукции, как в конце прошлого года был уменьшен соответствующий показатель у «десяток».
Буквально двумя абзацами выше было сказано, что конструкции головок из одной серии частенько сохраняют преемственность, мало изменяясь от калибра диффузора. В определённой мере это упрощение: пятнадцатидюймовая головка с гораздо более высокой вероятностью может иметь общие детали с «двенашкой», нежели с восьмидюймовой «однофамилицей». И тем не менее: что будет происходить с параметрами Тиля — Смолла при простом увеличении диаметра диффузора? Эквивалентный объём увеличится, масса возрастёт, частота резонанса Fs неминуемо сместится вниз. Поведение механической добротности предсказать трудно (она меняется даже от температуры), но, к счастью, значение полной добротности Qts на девять десятых (в современных головках) определяется величиной электрической добротности Qes. Поведение Qes с увеличением калибра определяется соотношением между ростом механической массы подвижной системы и снижением частоты резонанса. Если одно компенсирует другое, то добротность останется прежней, но, как мы уже не раз писали, электрическая и полная добротность имеет лёгкую тенденцию к росту с увеличением диаметра диффузора.
Теперь представим себе, что у нас сабвуферная головка с низкой частотой резонанса, но не слишком низкой добротностью. Тогда за счёт низкой частоты резонанса и/или высокой добротности в оформлении Qtc вам не удастся получить в ЗЯ аудиофильскую АЧХ, признаком которой, как мы считаем, является неравномерность ниже 2 дБ в диапазоне от 25 до 100 Гц. (Сейчас можно напомнить, что в тестах «восьмёрок» (см. №5 за этот год) у нас вовсе не возникало проблем с тем, чтобы обеспечить «зачётную» неравномерность 1,8 — 1,9 дБ.) Низкая резонансная частота в ящике приводит к появлению мощного подъёма от 100 Гц и вниз. А если у головки ещё и высокий эквивалентный объём, то в ящике приемлемых размеров (пока мы говорим о ЗЯ) достигается высокая добротность и неизбежный горб на не самой музыкальной частоте 50 — 60 Гц. Выход известен: большинство «двенашек» надо фильтровать от частоты 70 Гц, идеально даже от 60 Гц. Вот и делайте выводы: к любой ли двухполосной акустике подойдёт среднестатистический 300-миллиметровый сабвуфер?
Не так давно введённый в нашу практику параметр EBP (он представляет собой результат деления частоты резонанса Fs на электрическую добротность Qes) помогает предсказывать поведение головки в оформлении. Чем ниже этот показатель, тем выше акустическое усиление при заданной ширине рабочей полосы. (В акустике всегда можно разменять ширину полосы на усиление.) Потом вы сможете проверить: самые низкие значения EBP у первого и пятого участников нынешнего теста, и у них же самое высокое усиление. Правда, участник под номером два отстал по EBP от номера пять лишь символически, но по усилению уступил ему 0,7 дБ, оставшись, однако, по этому показателю впереди всех прочих. Так что правило работает, надо только помнить, что здесь действуют не законы арифметики, а более сложные соотношения. И тут ещё следует отметить, что головка с высоким EBP, действительно, обеспечит более высокое усиление, но если ширина полосы зафиксирована, то ей понадобится более просторный ящик. В этом проявляется ещё одна фундаментальная зависимость: ширина полосы, чувствительность и объём оформления взаимосвязаны.
Как было уже писано, для работы в акустическом экране (free air) могут сгодиться головки с относительно высокой добротностью и высокой же частотой резонанса. По этой (второй) причине фри-эйрных «двенашек» совсем немного, и можно только радоваться, что в сегодняшней группе одна такая нам всё же попалась. Встретилась также пара головок, способных работать в ЗЯ исчезающе малого объёма 17 л. Впрочем, как только начинается перечисление особенностей отдельных участников, можно сделать вывод, что всё, что надо было сказать во вступлении, уже сказано. Осталось только указать те конструктивные особенности динамиков, которые имеют широкое хождение и, дабы избежать повторов, будут приниматься по умолчанию.
Диффузородержатель, он же корпус, считаем штампованным, литьё встречается только в завершающей части подборки. Стандартная «одинарная» высота магнита 20 мм, поэтому во всех случаях, подпадающих под «стандарт», будем указывать лишь внешний диаметр магнита. Самый ходовой диаметр звуковой катушки для этого типоразмера и этой ценовой категории — 51 мм, в начале теста будут встречаться отступления от этого правила в одну, а в завершающей части теста — в другую сторону. Считаем, что внутри нижней шайбы магнитной системы присутствует кольцевая проточка, повышающая живучесть звуковой катушки в тяжёлых режимах — её присутствие выдаёт характерный конусный выступ или, реже, скруглённая внешняя поверхность шайбы. Разброс по ширине подвеса настолько значителен, что каждый раз придётся его указывать, но если материалом подвеса служит резина, этот факт лишний раз упоминаться не будет. Передний уплотнительный обод окажется таковым лишь в сравнительно редких случаях монтажа сабов «мясом наружу», как выразился один остроумный автор рубрики «Своя игра». Я по-прежнему буду указывать на наличие/отсутствие такого кольца, поскольку не имел бы ничего против того, чтобы подобных инсталляций стало больше. Наиболее традиционная конструкция центрирующей шайбы — плоская, с регулярной формой гофров, её и станем подразумевать по умолчанию. Есть надежда, что когда-нибудь присутствие пружинных зажимов как элемента конструкции можно будет считать само собой разумеющимся, но пока это преждевременно.
МЁД & ДЁГОТЬ
Давайте согласимся: сабвуферы у Audiotop получаются, это наши тесты подтверждают уже не впервые, фактор случайной удачи исключается. Значит, «Лидер» налицо. На другие призовые места на формальных основаниях претендуют сразу четверо: Fusion, Bull Audio, Audio Art и Signat. Комиссия решила так: из этой четвёрки звание «Фаворита» получает Audio Art, по принципу приоритета звука над остальным, Revolt — единственный в этом тесте, с помощью коего можно в машине создать идеально сбалансированный бас (неравномерность 0,6 дБ). «Рекомендацию» мы с полным основанием даём «Сигнату» — у него отличные показатели компактности оформления соседствуют с высокими техническими характеристиками. Запомнили, да? Audiotop — «Лидер», Audio Art — «Фаворит», Signat — рекомендован.