Студия Autolux-Studio
Руководитель проекта Сергей ГАЙДЕНКОВ
ТОТ САМЫЙ
Было время, когда про автомобиль «Мерседес» вопрос «какой?» мог относиться только к цвету кузова. Который к тому же более чем в половине случаев оказывался радикально-чёрным.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Panasonic CQ-TX5500W
- Усилители: Audison VRx 6.420, VRx 1.500
- Акустика: Hertz Mille MLK 3
- Сабвуферы: Hertz Mille 2500
Те из читателей, кто, будучи уже сознательным гражданином, застал советскую власть, перестройку-перестрелку и наступившее вслед за ними царство свободы и демократии, помнят эту машину. Тип кузова W123. В Москве конца семидесятых эти автомобили были частью униформы дипломатического корпуса, который спустя несколько лет стал пересаживаться на куда более адекватные тяжкому дипломатическому труду W126, а «сто двадцать третьи», тогда бывшие «просто мерседесами», брали донашивать советские граждане, к которым у одноимённой власти были веские причины энергично благоволить. В письменной форме и «в порядке исключения».
Что заставило хозяина этой машины выбрать именно эту модель для более чем претенциозного проекта? История долгая, вся здесь не поместится, ограничимся двумя главными тезисами. Первый: будучи сегодня человеком не совсем обездоленным, Кирилл в этом гражданском состоянии не родился, он к нему шёл. И, как довольно многих других, шедших своими путями, в начале девяностых его накрыл мутноватый поток подержанных буржуйских автомобилей, хлынувший через все границы. Тогда, в героические девяностые, у него был и W123, оставивший более тёплые воспоминания, чем другие частицы этого же потока. Так что причина номер один ясна: доброкачественная ностальгия.
Вторая причина не столь проста. Хобби у человека такое. Какое, даже сразу не объяснишь. Пожалуй, так: «попадать в стиль». Не восстанавливать коллекционные предметы (хоть бы и автомобили), бездумно следуя за мыслью тех, кто их создал впервые (часть мыслей могли быть и неудачными, ведь боги не занимаются ни горшками, ни легковыми автомобилями), и не строить очумелые фантазии на тему, это когда на пришельце из прошлого демонстративно появляются элементы, не существовавшие в момент его рождения, типа 40-процентных катков, спойлеров и хамелеоновской окраски.
Нет, представьте себе: Кирилл получает удовольствие именно от продолжения мысли дизайнеров спустя годы. Чтобы в одном проекте переплетались черты и того, и этого времени, не бранясь, а напротив, взаимно обогащая друг друга. Странное хобби, скажете вы? А курение сигар в командном зачёте на время — не странное, да? Будет вам, сами же не думаете, что странное, так, для порядка сказали.
Итак, вот вторая причина появления в гараже в ближнем Подмосковье «того самого «Мерседеса» через двадцать шесть лет со дня выпуска с завода в Штутгарте. Кирилл считает W123 своего рода пограничным пунктом, разделяющим то время, когда, по его выражению, «машины рисовали», и последовавший за ним период всё более трудноузнаваемых клонов. Более ранняя эпоха, когда колёса со спицами и четыре горизонтальных карбюратора привлекает меньше: там идёт прямой размен понтов на элементарный комфорт. У W123 уже было всё, чем характерен современный автомобиль: впрысковый двигатель, гидроусилитель руля, нормальные тормоза и тому подобное. Так что Кирилл отправился на поиски. Несмотря на то, что, как было сказано, в своё время таких машин сюда натаскали немерено, найти подходящую, не пересекая границы РФ, не удалось. Либо это были жестоко умерщвлённые экземпляры, либо — восстановленные коллекционерами и потерявшие право называться просто автомобилями, тем более — платформой для тюнингового проекта.
АВТОРЫ РЕДИЗАЙНА ВСЮДУ ШЛИ ПО ТОНКОЙ ГРАНИ, РАЗДЕЛЯЮЩЕЙ АУТЕНТИЧНОСТЬ И КРЕАТИВ
В Германии подходящую машину найти удалось, выпуск 1980 года, самый большой двигатель, который ставили на эти авто, 2,8 л. Год выпуска и литраж мотора привели к тому, что сумма таможенных платежей (а Кирилл в этом отношении нетипично для россиянина строг) превысила стоимость собственно машины более чем втрое. Но охота пуще неволи, автор замысла хотел именно этот мотор, рядную «шестёрку» с чудом техники того времени, впрыском топлива (тогда буква «Е» в индексе модели означала не Executive, как ныне, а Einspritz, впрыск, как и было сказано).
Когда машина оказалась в подмосковном гараже, начался следующий этап. Он хорошо знаком обладателям другого хобби — так называемого стендового моделирования. Это, знаете, когда самолётик в масштабе 1:72 со всеми подробностями, включая цвет стрелок на приборах. Диаметр шкал при таком масштабе меньше миллиметра, но это хоббистов не останавливает. Признанные гуру этого дела, как мне однажды рассказали, по году изучая всё, связанное с выбранной модификацией самолёта, потом собственно модель уже не строят, главный этап завершён, а клеить да красить при их квалификации — дело не совсем царское.
В эпоху «просто мерседесов» акустику так не ставили. Но если бы ставили, то именно так
Кирилл до этого уровня, видимо, ещё не добрался, он тщательно изучил многочисленные иллюстрированные издания, посвящённые «Мерседесам» (включая и ожидавший в это время своего часа в гараже), но проект реализовал в полном объёме. На этом этапе в нашу историю входит другой персонаж, Сергей Гайденков, руководитель Autolux-Studio, он для Кирилла (и вместе с ним) осуществил уже не один проект, некоторые из них стали известны нашим читателям. Например — «готический» Jaguar XJR из №12/2004. Общий силуэт нового проекта к моменту появления на авансцене Сергея уже прорисовался, от него требовалось теперь найти краски для этого полотна. В том числе и в буквальном смысле. Главное, что произошло снаружи автомобиля, — его покраска. Кирилл определил: самый мерседесовский цвет — не чёрный, это — побочный продукт дипломатического протокола. Штутгартские дизайнеры со времён «колёс на спицах» имели слабость к сочетанию густо-красного и слоновой кости. В давние времена цвет слоновой кости носил кожаный верх на красном кузове, позже — нормальная, железная крыша. Но, как уже говорилось, задача стояла не скопировать, а понять и продолжить. Поэтому красный стал «металликом». Чтобы оценить серьёзность отношения к задуманному, приведём всё объясняющий факт. Первый раз тон краски был выбран, даже прикинут к борту кузова методом частичной выкраски, всё вроде бы было как задумано. Но когда Сергей привёз на эвакуаторе полностью покрашенную машину, он уже сам чувствовал: что-то пошло не так. На большой площади слишком интенсивный красный смотрелся нагло, а слоновая кость рядом с ним приобрела несвойственный этому материалу зеленоватый оттенок. Машину с эвакуатора сгружать не стали, на нём же она отправилась в перекраску. К счастью, во второй раз «в стиль» попали.
Прямоугольная пищалка спряталась за штатную решётку, не место ей среди круглого
Редизайн салона Кирилл хотел сделать на дорожную тему и опять пройти по тонкой грани, разделяющей аутентичность и креатив. Из сотен сортов нашли тот, что больше всего походит на солидный, дорогой, но не нынешний… чемодан. Это и стало главной темой. Вторая — выбранный из ещё большего числа опций текстиль, который, сшитый в эдакие «кильты», и сливается, и контрастирует с кожаной обивкой одновременно. На этой фазе проекта стали определяться со звуком, здесь главную партию исполнял, естественно, Сергей, но тон задал Кирилл. Ему попалась на глаза фотография единственного в своём роде «полулампового» CD-ресивера Panasonic CQ-TX5500W (был у нас такой, в №5/2005). Он точно попадал в стиль, но разыскать в Москве удалось последний экземпляр, и то не сразу. И всё равно при более близком знакомстве Кирилл заключил: выглядывающая через стекло лампа стиль нарушает — лампы стали выставлять напоказ только в эпоху засилья транзисторов. Предательский признак эпохи прикрыли стеклом с лазерной гравировкой на тему мерседесовской звезды.
С остальным трактом Сергей решения принимал самостоятельно. Для фронтальной акустики он выбрал трёхполосный комплект с плоским изодинамическим среднечастотником Hertz Mille MLK 3. Мидбасы встали в двери типовым (правда, не для времени появления на свет машины) образом, пищалки — в стойки, а плоские мидрейнджи спрятались за решётки штатной акустики на торпедо. Здесь надо отдать должное чувству стиля, кто бы из соучастников проекта его ни проявил. Посмотрите на снимок: пищалки и мидбасы с декоративными кольцами выглядят как совершенно логичное продолжение темы узнаваемых круглых вентиляционных дефлекторов и приборов «сто двадцать третьего». Прямоугольник плоской пищалки (загляните потом в №12/2005, если не помните, как она выглядит) столь бережно оберегаемую гармонию разнёс бы в клочки. В то же время Гайденкову было известно (по личному опыту): оба рекомендованных разработчиком MLK 3 способа установки среднечастотников (плоско на панели приборов или по диагонали на стоках или дверях) дают искомые результаты.
Чудом отысканный последний экземпляр CQ-TX5500W определённо стал дизайнерской находкой
Акустику фронта питает один из двух применённых в системе усилителей, шестиканальный Audison VRx. Головки включены через штатный кроссовер (а он у MLK 3 — произведение кроссоверного искусства), но не штатным образом, используется только часть пассивных цепей канала средних частот, остальные функции взял на себя активный кроссовер усилителя, так оказалось нужно при настройке.
Усилители и не уступающие им по габаритам кроссоверы размещены по сторонам багажника, оформленные «по-дорожному». Переднюю же часть багажника занимает сабвуфер на двух 10-дюймовых Hertz Mille 2500. Установка сабвуфера в «Мерседесы» этой (и не только) модели сопряжена с некоторыми сложностями: за спинкой сиденья стоит бензобак, в котором дыры для прохода баса сверлить как-то не принято. Поначалу была идея поставить бандпасс, выведя тоннели в салон по сторонам бензобака. Но оказалось, что сделать это с присущим проекту изяществом не удастся: справа всё более или менее чисто, а слева от природы установлена громоздкая антенна с электроприводом. Убирать её Кирилл отказался категорически, это же памятник эпохи.
Тогда Сергей поступил иначе. Корпус сабвуфера оказался отодвинут от сиденья примерно на 15 см, в образовавшуюся щель и басили обе головки. а сверху эта щель была «просветлена» в салон через окна в задней полке, затянутые акустической тканью. Позади же этих окон прямо в полку вмонтированы тоннели фазоинверторов. Головки соединены последовательно, образуя нагрузку для усилителя в 8 Ом, его мощности и на такую нагрузку вполне хватает. Каждая из головок работает в объёме около 20 л, что, кстати, нам показалось немного странным, оптимальное значение объёма ФИ для Mille 2500, и по нашим данным, и по рекомендациям разработчиков, как минимум в полтора раза меньше. Но тут уж хозяин — барин, проект специальный, не по общему шаблону сделанный…
«Дорожная» тема удалась. Даже с элементами уюта…
Одинаковые по размерам шестиканальник и моноблок разошлись по сторонам багажника, вместе с могучими кроссоверами ML CX3
SQ
Кирилл предупредил: он не аудиофил, и от звука требовал не соответствия общепринятым канонам, а всё той же гармонии со стилем машины, вот как далеко, оказывается, простёрлась концепция проекта. В таких тонкостях стилистики мы ориентируемся хуже, что уж там, но звук — действительно необычный. Прежде всего обращает на себя внимание очень ярко прорисованная атака всех звуков, от этого голоса кажутся расположенными очень близко, так же, прямо перед лицом, материализуется и басовая составляющая. На соло ударника тарелки буквально выпрыгивали со сцены, а барабаны были тем бойчее, чем меньше по размерам. Общее впечатление: необычно, но своеобразно, с характером…
RTA
Странно было бы, если бы АЧХ столь необычной установки оказалась традиционной. Первое, что замечаешь: монотонный спад от середины к верхам — это сознательное решение Кирилла, он счёл, что такой смягчённый тональный рисунок ему ближе. Заметим при этом: спад к верхним частотам никак не сказался на способности системы передавать атаку. А вот за один дефект АЧХ возьмёмся Сергея покритиковать: видите яму в районе 80 Гц? Низкодобротные ML 1600 при установке в двери порождают ранний спад АЧХ, в то время как сабвуфер в этой системе работает через ФНЧ, настроенный на 50 Гц, таков стиль студии: максимально узкая полоса частот для сабвуфера. Стиль, конечно, ключевое слово в контексте этой системы, но провал всё же есть…