Артур ГИНИЯТУЛЛИН, г. Казань
ЗВУК ГУДКА
Я учусь на втором курсе Казанского авиационного института им. А.Н. Туполева. Но не это главное. Друзья прозвали меня «Гудок», и сейчас будет ясно почему…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Sony CDX-GT 300S
- Усилители: Helix Dark Blue 4, Kicx KAP 27
- Акустика: Art Sound AS 6.2, Hertz EM 100
- Сабвуфер: Art Sound Vulcan 12
Главное — то, что в свои 19 лет я любитель автозвука (а также «АвтоЗвука») со стажем, увлечение это началось в 16 лет. Хотя тогда это еще трудно было назвать увлечением, просто мне жутко хотелось посмотреть, изучить, как все это работает, как соединяется. Начал читать журналы, лазить по Интернету, и вот тут-то меня и затянуло полностью, или, как однажды у вас говорилось в рубрике «Системы», «коготок увяз». В 18 лет у меня появилась машина ВАЗ-21093, и к этому времени я был твердо убежден, что буду ставить музыку, причём ставить все сам от начала до конца. Советоваться мне было не с кем, да и не особо хотелось. Пусть первое время было не всё гладко, да это и естественно, но зато на своих ошибках набирался опыт и багаж знаний.
Слушаю я в основном рок-музыку, и целью моей было достижение хорошего (в приземленном смысле) звучания при ограниченном бюджете. Скептики скажут: «Парень, да ты чудак. Нельзя создать приличное звучание без значительных капиталовложений». И будут тысячу раз правы, даже, может быть, несколько тысяч раз, но я всё же хотел выжать максимум из того, что предоставила судьба. В этой ситуации мне просто очень, очень помогли Ваши групповые тесты компонентов. Скажу честно: при создании первой версии системы ввиду малого опыта, точнее его полного отсутствия, все компоненты были куплены в соответствии с Вашими рекомендациями. Этими компонентами были: двухполосные Art Sound AS 6.2 для фронта, установленные в дверные подиумы, четырехканальный усилитель Helix Dark Blue 4, головное устройство Sony GT 300S, а также саб Soundstream XS-10. Звук первое время очень нравился, но потом я понял, что чего-то стало не хватать. Результатом явилось создание второй версии системы, которую Вы сейчас и наблюдаете. Была сделана полная шумовиброизоляция крыши, пола, дверей и багажника. Двухполосный Art Sound решил оставить, Ваши рекомендации полностью подтвердились: звучание этой акустики мягкое, без металла, но с хорошей басовой поддержкой. Но надо идти вперёд, и я добавил к двухполосной акустике отдельную серединку, запитав всё это от «Хеликса», который давал большие возможности подключения благодаря своим фильтрам. Таким образом, фронт получался 2,5-полосным, постоянным читателям нет нужды объяснять, что это значит.
Первый шаг в изготовлении кикпанели — выклеивание основания
В качестве середины взял Hertz EM 100. Долго выбирал его расположение, пробовал на отражении от лобового стекла, но, как вы знаете, торпедо в «девятке» узкая, поэтому звук «лупил» прямо в лоб, и получалась сильная привязка к левой стороне. Тогда решено было ставить как можно дальше, а это означает — в кикпанели. При этом звуковая сцена неизбежно съехала вниз, но зато КИЗ растворились в пространстве, а сцену я потом поднял с помощью виртуального подъема, который предусмотрен в моем ГУ. На мой взгляд, была бы частота раздела «твитер — среднечастотник» чуть повыше, звук получился бы еще более оформленным. Кикпанели делал по известной технологии. Облепил скотчем пол, выклеил его стеклотканью, пропитанной полиэфирной смолой, после высыхания вынул скорлупу и обрезал ее по месту. Прикрутил ее к пластиковым накладкам порогов. После чего опытным путем подобрал угол излучения, установил опорное кольцо на деревянные брусочки, обтянул старой футболкой, пропитанной смолой, усилил еще несколькими слоями стеклоткани со смолой и обтянул все карпетом. Прикрутил к железу пола большим саморезом, через большую железную шайбу.
Что касается твитеров, то изготовление подиумов для них было произведено по такой же «тряпичной технологии», о которой много раз писалось, в том числе и у Вас в журнале. Сначала твитеры были повернуты на дальнего слушателя, но так, на мой взгляд, сцена оказывалась прямо перед носом и получалась малой по ширине, поэтому пришлось круто развернуть их на лобовое стекло. Конечно, отдача на верхах уменьшилась, но зато звучание приобрело множество послезвучий, образованных отражением.
Теперь выбирается положение опорного кольца СЧ-динамика
Через некоторое время понял, что баса стало не хватать (знакомое ощущение, да?), поэтому решил поменять сабвуфер. Выбор, опять очень даже не без Вашей помощи, пал на Art Sound Vulcan 12. Факторов выбора было несколько. Во-первых, я играю зимой в хоккей, поэтому необходимо было оставить как можно больше места в багажнике для баула с формой, а этот саб как раз не требовал большого объёма оформления. Во-вторых, он готов к интенсивной работе и имеет очень неплохие характеристики. В общем, купил и начал делать ящик. Было решено сразу: делать фазоинвертор и расположить саб в нише левого крыла. Решение не новое, признаюсь: за основу взял уже опубликованный в рубрике «Своя игра» материал. Но мое положение оказалось более тяжелым. У «первоисточника» было 70 л, а у меня только 30, и организовать фазоинвертор было намного сложнее (кто в теме — поймет без лишних слов). Более того, эта головка — с широким гофром и с длинным ходом, поэтому рассчитывать на фазоинвертор меньше 100 мм в диаметре не приходилось. Тут на выручку снова пришёл Ваш журнал, а вернее, гость его №10/2001, профессор Матарацци. Порт после изучения профессорской статьи сделал «итальянским», в форме песочных часов, с настройкой на 33 Гц. Ящик собран из «сэндвичей»: внутренняя поверхность ДВП, наружная — 12-миллиметровая фанера, между ними два слоя стеклоткани, пропитанной полиэфиркой. Всё это скреплено саморезами, а чтобы окончательно подавить внутренние резонансы, внутри ящика наклеен слой «Визомата». Саб запитан от двухканального Kicx KAP 27, который выдает мостом до полкиловатта на 4 Ом. Такое подключение стало возможным благодаря 2-омным катушкам сабвуфера, которые соединены последовательно.
Кольцо «висит» на деревянных брусках
Фальшпол и фальшпанель для усилителей изготовлены из 12-миллиметровой фанеры и образуют единое целое, скрепляясь петлями. В случае перевозки крупногабаритных грузов фальшпанель складывается внутрь салона, а за ней сделана вся разводка. При этом фальшпанель выполнена так, что один из усилителей смотрит в багажник, а другой спрятан за сабвуфером. При изготовлении новых элементов багажника захотелось как-то освежить его оформление, сделать «не как у всех». Решение подсказало имя сабвуфера, в общем — вулкан, кратер, лава и всё такое. В рисовании я не силён, и пришлось прибегнуть к помощи своего одноклассника. Чтобы лава была раскалённой, как полагается, багажник освещают 10 красных светодиодов.
Систему настраивал на слух по «АудиоДоктору», ведь самое главное — чтобы ушам нравилось, а не судьям! Собственным ушам звук очень понравился. Очень хорошо отыгрываются произведения тяжелого рока, да и R’n’B, если вдруг пробьёт, тоже будь здоров. Звучание нравится по сей день, пока не хочу ничего менять, хотя приходит ощущение, что система пока — не идеал (если такое вообще возможно). Так что будем работать дальше. Ещё погудим!
Безотказная «текстильная» техника: основания с кольцами обтянуты заслуженной футболкой
После усиления оболочки стеклотканью вырезаются отверстия под головки
Поверхность выводится шпатлёвкой, другого способа пока не выдумали
Готовые кикпанели обтянуты карпетом и водружены на законные места
НЧ-головки — в тех же подиумах, где были в первой версии системы
Пищалки установлены на стойках
Ящик сабвуфера должен был обогнуть стойку задней подвески
Сэндвичная конструкция ящика: фанера — стеклоткань — ДВП — визомат
Готовая конструкция на окончательной примерке
Твёрдая рука приглашённого художника проводит первую линию декора
Теперь по этим линиям раскраивается цветной карпет
Готовый сабвуфер перед установкой
Багажник во всей вулканической красе. На верху сабвуфера виден торец «итальянских песочных часов»